Власти помогут печатникам
Правительство России намерено устранить налоговый дисбаланс в полиграфической отрасли. Типографии надеются, что правильные пошлины смогут стимулировать инвестиции в эту отрасль даже во время финансового кризиса
На днях в Красноярске состоялось заседание российского Лесного совета. Впервые в истории этой организации проблемы переработки отечественного леса обсуждали не только лесные и деревообрабатывающие предприятия, но и представители смежных отраслей — целлюлозно-бумажные комбинаты, полиграфисты и издатели. Один из самых актуальных вопросов, затронутых на встрече, — какими должны быть таможенные пошлины на бумагу и бумизделия. Проблема поднята не случайно, от того, как будет развиваться рынок продуктов конечной переработки леса, зависит состояние базовых деревообрабатывающих предприятий.
Начало обсуждению пошлин на полиграфическую продукцию положил премьер Владимир Путин. На сентябрьской встрече с региональными представителями он поручил снять налоговый дисбаланс в издательско-полиграфической отрасли, чтобы стимулировать приток инвестиций.
Содержательная пресса
Налоговый дисбаланс, когда импортные пошлины на сырье выше, чем пошлины на готовый продукт, существует во многих отечественных отраслях. Из-за отсутствия инфраструктуры почти все перерабатывающие предприятия в России используют импортные материалы и из-за этого проигрывают по издержкам иностранным конкурентам. Понятно, что тарифное регулирование имеет для таких отечественных компаний принципиальное значение.
От налогового дисбаланса страдает и рынок печати, особенно сегмент журнальной полиграфии, ориентированный на использование дорогой мелованной бумаги. На сегодняшний день это самый динамичный и емкий сегмент полиграфического рынка: ежегодно он прирастает на 20%, а его объем в этом году составил около 1,5 млрд долларов. Производство журнальной периодики в России полностью импортозависимо: все расходные материалы, краски и главное сырье — мелованную бумагу — приходится закупать за рубежом. Тарифы на импорт сырья сверхвысокие: 15-процентная пошлина и 18-процентный НДС. Около 5–7% составляют пошлины на сопутствующее сырье, например типографскую краску.
Ирония в том, что по существующему в России законодательству импорт готовой продукции — журналов и буклетов — вовсе беспошлинный, да еще и с льготной 10-процентной ставкой НДС. Производство журналов в России выходит на 20–30% дороже, чем за рубежом, при этом цена бумаги формирует половину себестоимости печати, значительную часть расходов составляет рост цен на бензин и энергоносители. Поэтому, несмотря на то что отечественные полиграфические комбинаты в последние годы оптимизировали бизнес, запустив новые производственные машины, их услуги дорожают. Неудивительно, что все больше издателей размещают заказы за границей. Это тем более досадно, что журнальный рынок в России в условиях рекламного бума — один из самых быстрорастущих. И этим ростом вовсю пользуются иностранные типографии: ежегодный отток полиграфических заказов из России оценивается в 500–700 млн долларов. Высокие налоги вытесняют за рубеж не только саму печать, но и инвестиции в создание новых типографий: вдоль российской границы как грибы растут новые типографии — в Польше, Прибалтике, Словении, Финляндии. А в России тем временем с каждым годом закрывается все больше типографских предприятий.
По сути, в стране сегодня осталась печать лишь тех изданий, для которых оперативность важнее цены. Это прежде всего деловые и глянцевые еженедельники, телегиды, которым необходимо минимизировать время от передачи материалов в типографию до появления тиража в рознице.
Ситуация усугубилась с наступлением финансового кризиса. «С удорожанием кредитов у зарубежных поставщиков мелованной бумаги и краски растет себестоимость, и они вынуждены поднимать цены, что опять-таки увеличивает наши издержки», — рассказывает Андрей Сулейков, первый заместитель генерального директора полиграфического комплекса «Пушкинская площадь».
Результат — многие российские еженедельники вынуждены сокращать объемы: они делают свои журналы значительно тоньше либо печатают меньшие тиражи. Некоторые издания готовы перейти на более дешевые сорта бумаги.
От газеты к глянцу
Российские печатники уже много раз обращались к правительству с просьбой разобраться с тарифами в отрасли. Однако рассмотрение документов каждый раз приостанавливалось. Главным препятствием была федеральная целевая программа по развитию в стране глубокой переработки леса. Несмотря на наличие качественной целлюлозы, отечественные комбинаты поставляют на рынок либо круглый лес, либо бумагу самого низкого качества — газетную. Основная добавленная стоимость лесопереработки уходит за рубеж. Согласно федеральной программе, российские ЦБК должны наконец-то освоить производство более рентабельных продуктов — прежде всего мелованной бумаги и картона. Для этого и необходимы высокие импортные пошлины на нее.
Год-два назад некоторые лесоперерабатывающие предприятия, например «Инвестлеспром» 1, ЦБК «Волга» 2, говорили о своих планах по развитию мощностей мелованной бумаги. Однако реальных проектов до сих пор на рынке нет. «Как показывает мировой опыт, чтобы производство было конкурентоспособным, бумагоделательная машина должна производить около 0,5 миллиона тонн в год. Сегодняшний российский рынок имеет емкость потребления в объеме производства одной бумагоделательной машины. Соответственно, возникнет вопрос, куда ЦБК будут продавать излишки производства», — рассуждает Рауно Ниемела, вице-президент по продажам бумаги в России финского лесопромышленного концерна UPM-Kymmene. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что отечественному полиграфическому рынку требуется десять видов бумаги, каждый из которых производится на отдельной машине. Так что у комбинатов, выпускающих мелованную бумагу, сегодня попросту нет внутреннего рынка сбыта. Тем более что число потребителей бумаги — типографий — в России все время сокращается из-за неблагоприятных условий для бизнеса. Надеяться на сбыт мелованной бумаги за рубеж тоже не приходится. В мире производится около 50 млн. тонн бумаги, а потребляется всего 45. Западные целлюлозно-бумажные предприятия спешно сужают номенклатуру выпускаемой продукции, некоторые и вовсе сворачивают производство. Свое влияние оказывает и мировой финансовый кризис. «Рост спроса на бумагу на традиционных рынках замедлился. В Европе по-прежнему существует избыток мощностей, а замедление экономического развития вызывает новые проблемы. За последние два года значительно выросли цены на древесину, электроэнергию и топливо», — отмечает господин Ниемела. Поэтому сегодня многие лесопромышленные компании не намерены вкладываться в производство мелованной бумаги и в лучшем случае реконструируют мощности. Так, например, в ближайших планах ЦБК «Волга» модернизация линий по выпуску картона и гофрокартона, а также переработки макулатуры. Что же касается мелованной бумаги, то, по словам руководства компании, они пока только исследуют конъюнктуру этого рынка. Иностранные же игроки открыто заявляют о нежелании запускать у нас подобные проекты. «В настоящее время у нас нет каких-либо особых планов или решений о производстве бумаги в России», — подчеркивает Рауно Ниемела.
Очевидно, что индустрию мелованной бумаги в нашей стране реально будет создать только после того, как разовьется внутренний рынок сбыта для нее — полиграфическая отрасль. Но это возможно лишь с приходом инвестиций. А для этого отрасли нужны правильные налоги.
Быстрые и небыстрые инвестиции
Похоже, правительство наконец-то это поняло: в сентябре дело впервые сдвинулось с мертвой точки. Состоялась встреча национального координационного совета прессы с министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щеголевым по поводу налогового дисбаланса в полиграфической отрасли. И уже через неделю по этой проблеме высказался Владимир Путин на встрече с представителями «Единой России» в Самаре.По словам премьер-министра, сегодня есть два пути решения налоговой проблемы в полиграфии. Первый — снизить или обнулить импортные пошлины на импорт мелованной бумаги и расходных материалов, необходимых для печати. Второй — оставить пошлины на материалы прежними, но установить достаточно высокие тарифы на ввоз готовой печатной продукции — журналов и буклетов. «Какое из этих решений оптимальное — надо подумать на экспертном уровне», — подчеркнул Владимир Путин.
Если пошлины на мелованную бумагу будут снижены, то в полиграфическую отрасль могут вернуться инвестиции. Печатать журналы в России издателям гораздо удобнее, да и выгоднее, что сегодня особенно актуально. «Сейчас 60 процентов журналов печатается за рубежом. Если пошлина на бумагу будет снижена, а лучше — обнулена, то через два года за рубежом будут печатать лишь 10 процентов журналов», — уверен Андрей Сулейков из «Пушкинской площади».
В перспективе это послужит и хорошим стимулом для развития в стране глубокой переработки леса. По расчетам Московского полиграфического союза, учитывая высокую динамику печатного рынка в России и рост доли печатной рекламы, к 2010 году объем потребления мелованной бумаги в стране может составить 700–800 тонн в год — нормальный рынок сбыта для производителей мелованной бумаги. К тому времени лесоперерабатывающим предприятиям вполне резонно начать инвестировать в подобные мощности.
Впрочем, есть и другой сценарий: пошлины на импорт мелованной бумаги остаются прежними, но зато устанавливаются довольно высокие тарифы на ввоз готовой печатной продукции — журналов и буклетов. Это менее прорывной вариант, и он не сулит быстрых инвестиций в отрасль, поскольку издержки у типографий останутся прежними. Впрочем, сами печатники считают, что, вероятнее всего, будет принят именно он. «В бюджет уже заложены определенные налоговые поступления, — говорит Дмитрий Дементьев, исполнительный директор Первого полиграфического комбината, — поэтому вряд ли будут уменьшены существующие пошлины, особенно принимая во внимание нынешний финансовый кризис. Логичнее всего предположить, что государство увеличит тарифы на ввоз готовой продукции».
Если этот прогноз будет верным, то отечественные типографии окажутся в равных условиях с иностранными, и выиграет тот, кто будет предлагать клиентам качественный сервис, инновационные продукты и решения. В любом случае, работать на таком уровне смогут немногие компании, а значит, полиграфический рынок будет расти медленнее и собственное производство мелованной бумаги появится у нас не скоро.
Лилия Москаленко
Источник: «Эксперт» №42 (631)
27.10.2008
03.04.2023
Segezha продала европейский бизнес по производству упаковки
В феврале 2023 года Группой заключено соглашение о продаже 100% доли в капитале компании Arka Merchants Limited и ее дочерних обществ (семь заводов Segezha Packaging в Европе и Турции)
30.03.2023
FSC уходит из России, остается «Лесной эталон»
Аннулирование российских сертификатов FSC произойдет в конце апреля
24.03.2023
Smurfit Kappa завершила продажу российских активов
К концу апреля АО «Смерфит Каппа Рус» будет переименовано в АО «Каппа Рус»
01.03.2023
Следите за своим языком!
Соблюдение норм СРЛЯ при использовании его как государственного теперь обязательно. Соответствующие поправки внесены в ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»
20.02.2023
Segezha вернется к вопросу строительства нового ЦБК в Карелии не ранее 2025 года
На сегодня есть две глобальные проблемы, мешающие реализации проекта «Сегежа-Запад»: невозможность поставок необходимого европейского оборудования и закрытие рынков, на которые проект был ориентирован