SBO-PAPER.RU

Новости России и стран СНГ

Издательский бизнес России - возможны ли иностранные инвестиции в отрасль?

Со страниц деловой прессы много говорится о привлечении иностранных инвестиций в отечественную издательскую отрасль. Однако какие бы усилия ни предпринимали российские издатели, больших инвестиционных потоков в нашу прессу ждать еще долго. О том, почему тормозится формирование благоприятного инвестиционного климата, «НСМИ» рассказал генеральный директор ИД «Венето» Олег Иванов.

Инвестиции любят две вещи. Во-первых, прозрачность бизнеса, в соответствии с которой все можно просчитать и минимизировать риски. Во-вторых, хорошую рентабельность, когда вложенные в бизнес деньги быстро возвращаются. Если оба эти фактора присутствуют на рынке, тогда инвестиции идут потоком, как это происходит в сырьевом бизнесе.

В Европе и в Америке очень много инвестиционных фондов, которые не знают, куда вложить деньги. Но они инвестируют при соблюдении этих условий – прозрачность, сведение к минимуму риска и высокая прибыль. Издательский бизнес России как сегмент рынка на данный момент не может обеспечить ни то, ни другое.

Те серьезные инвестиции, которые сделаны в российский издательский бизнес в последнее время, были инвестициями не в финансовый, а в политический капитал. Как правило, финансовые вложения делали сырьевые компании, у которых в связи с высокими ценами на нефть есть лишние деньги. Скорее всего, заранее предполагая, что деньги (10-15 миллионов) придется списать, что для хорошей сырьевой компании – не проблема. Конечно, топ-менеджеры создают финансовые планы, согласно которым деньги, затраченные инвестором, с легкостью ему возвращаются, но ни один из подобных издательских проектов до сих пор не окупился.

Поэтому, если мне предложат инвестиции в мой бизнес, я откажусь, поскольку не вижу, как при вложенных инвестициях достичь максимальной прибыли при минимальных рисках. Иначе инвестор может получить в лучшем случае половину, а может, и вообще ничего. И в конечном итоге инвестиции мне придется возвращать деньгами либо долей в моем издательстве. И подобные случаи уже были.

О сверхприбылях в этом бизнесе могут говорить только временные топ-менеджеры, которые приходят и пытаются сделать себе таким образом имя, пытаются увеличить объем продаж и, может быть, привлечь инвестиции. Потому что топ-менеджер получает зарплату пропорционально тому объему, которым он оперирует, – чем больше объем, тем больше у него зарплата. А самое главное, что отдавать инвестиции будут уже другие, а он может уволиться и пойти осваивать деньги в другое издательство.

Издательский бизнес не приносит больших денег, и очень сложно просчитать риск. Безрисковыми будут издания, целиком ориентированные на рекламодателя, хорошо известные на Западе. Сейчас таких не осталось, GLAMOUR эту нишу закрыл. Издания типа Forbes не в счет, потому что еще не известно, будут они прибыльными или нет. Затея издавать их в России – чистый эксперимент, который еще не известно чем закончится.

Инвестиции, как я уже говорил, любят прозрачность. Однако издательский бизнес в России совершенно закрыт и находится в полудиком состоянии. У нас отсутствуют многие рыночные инструменты, гарантирующие прозрачность издательскому бизнесу. Например, обязательная национальная тиражная комиссия. Конечно, у нас функционирует Национальная тиражная служба. Но это комиссия, которая сама себя провозгласила и которой, кроме нее самой, никто не нужен. НТС сертифицирует издателей по их желанию, причем сертифицирует напечатанные, а не проданные тиражи. А рынку необходима обязательная сертификация проданных тиражей, которые подсчитываются по единым стандартам. После чего данные публикуются в специализированных СМИ. И только в этом случае информация, о том, как на самом деле издание продается, какие у него рейтинги и т.д., будет достоверной.

Инициировать создание этой комиссии может, в первую очередь, государство. Для этого нужна воля нашего законодательства. Но у него сейчас и без того забот хватает - им бы с «пивняками» сейчас разобраться.

Второй вариант – инициировать создание подобной комиссии может то или иное объединение издателей - Гильдия или Союз издателей и распространителей, и прочие, каких у нас много. Но, к сожалению, Гильдия тоже вряд ли может ратовать о создании подобной комиссии. Поскольку Гильдия, и это ни для кого не секрет, представляет интересы определенных издательских групп. И не всегда этим издательским группам нужен подобный аудит тиражей.

Уровень отечественных медийных исследований также оставляет желать лучшего. Конечно, на рынке работает крупный медиаизмеритель - Gallup Media, и его исследования достаточно объективны. Но объективны по меркам российского рынка, западным стандартам такие измерения не соответствуют. И иностранный инвестор вряд ли будет доверять данным российского Gallup.

Невозможно оценить и объемы денег, полученные от рекламы глянцевыми журналами. В каждом издательстве информация по рекламным сборам абсолютно закрыта. Gallup считает объемы опубликованной рекламы в условных полосах формата А2, то есть подсчитывает количество полос в журнале, умножает на стандартную стоимость полосы и получает некий результат. При этом совершенно не учитываются бартерные, бонусные и бесплатные полосы, а также полосы, которые идут по низкой цене – со скидками и по спецпредложениям. Дело в том, что разные рекламодатели готовы платить разные деньги.

Если российский журнал битком набит люксовыми брендами, это совершенно не значит, что издатель получил много денег. Люксовые бренды не в состоянии платить большие деньги, поскольку покупательная способность россиян низка по сравнению с европейскими странами и Америкой. У нас мало продается люксовой одежды, парфюмерии и проч. Соответственно, у компаний, работающих на luxury-рынке, и рекламные бюджеты небольшие. И то, что может заплатить массовый бренд – какой-нибудь стиральный порошок, не может заплатить люксовый. И цена за рекламную полосу для него иногда может быть вдвое меньше. Но люксовые бренды могут продавливать издателей: не хотите, чтобы мы такие красивые были в вашем журнале, значит, мы к вам не пойдем. Полоса может стоить восемь тысяч долларов, а может и четыре, и даже две тысячи. По всей вероятности, исключение может составлять только лидер рынка – Cosmopolitan.

Низкий уровень потребления отражается и на продажах периодики, особенно глянцевых журналов. В основном люди покупают товары повседневного спроса, товары первой необходимости. Журналы к ним не относятся. А вот на Западе журналы - это товары повседневного спроса. И только когда у нас ситуация изменится, будут богатые рекламодатели и богатые читатели, тогда и тиражи будут огромными, цены на журналы вырастут. К примеру, тираж Shape в Америке – 2 млн. экз., а рекламная полоса у них стоит $60 тысяч. И это еще не предел – в некоторых американских журналах рекламная полоса стоит под $80 тысяч. И рекламодатели покупают эти полосы. А у нас полоса реально продается максимум за $8 тысяч.

По издательскому бизнесу бьют и проблемы почты. В Америке 50% тиража распространяется через подписку. В России – в среднем 3-5%, из-за дороговизны и низкого качества почтовых услуг. При огромных тарифах на перевозку половина изданий не доходит, теряется по дороге, а те, что доходят, попадают к читателям с большим опозданием. К тому же намного дешевле купить журнал у дистрибьюторов с лотка, чем по подписке, хотя это нонсенс, должно быть наоборот, поскольку подписчик платит оптом и вперед. При нормальной работе почты тиражи изданий могли бы вырасти в два раза за счет подписки - в регионах России есть люди, которые купили бы журналы, но они для них недоступны. Ситуацию могли бы исправить альтернативные способы доставки, но их у нас нет.

Разумеется, и то, что творится на рынке распространения, не способствует прозрачности издательского бизнеса. На Западе распространитель зарабатывает на том, что берет журналы у издателя со скидкой на cover price. И чем крупнее распространитель, тем большую скидку он может взять. Вопрос прибыли распространителя – это вопрос скидки по отношению к cover price, которую ему дает издатель, а журнал продают везде по единой фиксированной цене.

Российский распространитель ставит цену произвольно. Цена издания формируется с помощью распространительских накруток, начиная от бандитской крыши и заканчивая тарифами на электричество и перевозки.

В США издатели половину прибыли берут с розничных продаж. У нас же на продажах издатель ничего не зарабатывает. Потому что у издателя масса расходных статей, и для того, чтобы читателю, который и без того не очень богат, продать журнал, нужно сделать минимальную наценку. Потому что при себестоимости журнала в 30 рублей отдаешь его распространителю за 35 рублей, а он продает этот журнал за 70 рублей. Конечная цена на точке больше оптовой в среднем в два раза, как по России, так и по Москве. Поэтому естественно, что издатель на этих пяти рублях, которые он имеет с продажи, окупить свои расходы не в состоянии. Если же он поднимет отпускные цены, то резко сократятся тиражи.

Но, с другой стороны, и распространители стонут от этой системы, им тоже несладко. И несмотря на то, что распространители в два раза повышают цену, у них большие проблемы – многие фирмы закрываются.

Все эти многочисленные факторы и являются причиной того, что серьезные иностранные инвестиции на российский рынок придут еще не скоро. Однако наш рынок стремительно развивается. Если сравнить то, что было пять лет назад, и нынешнее состояние – перемены к лучшему очевидны. Может быть, у нас больше не будет кризисов, благополучно разрешатся все проблемы, мешающие отрасли развиваться, и тогда в стране сформируется благоприятный инвестиционный климат, и в конце концов инвесторы к нам придут.

По информации: Новости СМИ

Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции - АРПП (arpp.ru)
13.10.2004

Новости России и стран СНГ

18.10.2021
На «КАМА Картон» открыт новый КПП
КПП 4 будет обслуживать транспортные потоки производства мелованного картона

14.10.2021
ООО «КАМА Картон» завершило реализацию ПИП по созданию производства БХТММ
Годовой объем выпускаемой продукции составляет 142 200 тонн

11.10.2021
Сергей Кравцов возглавит общественный совет АО «Просвещение»
В фокусе внимания сообщества будет содержание учебной литературы, образовательных программ ДО и компьютерного ПО

15.09.2021
Изменения в Совете по профессиональным квалификациям
Полномочиями базовой организации профильного СПК наделена Ассоциация ВУЗИЗДАТ

14.09.2021
АО «Волга» инвестирует в производство тарных бумаг и картонов
Объем вложений на первом этапе превысит 5 млрд рублей

Архив

Тематический архив новостей

SBO-PAPER.RU logo


ПАРТНЕРЫ И ДРУЗЬЯ ПРОЕКТА:

Партнеры и друзья SBO-PAPER.RU

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: