SBO-PAPER.RU

Новости России и стран ЕАЭС

Дефицит приоритетов
О контейнерном буме и субсидировании транзитных перевозок

SeaNews

В середине декабря мы уже пытались привлечь внимание нашего читателя к теме, которую логисты прозвали «шипагеддоном» (Shipageddon), разместив ссылку на статью SeaNews.

Сегодня из шквала публикаций мы выбрали еще одну – журнала «РЖД-Партнер», в которой редакция говорит не только о наблюдаемом дефиците контейнеров в КНР и росте стоимости фрахта, но и об особенностях политики субсидирования и поддержки развития контейнерооборота в России, где сталкиваются интересы национальных грузополучателей и транзитных грузоотправителей.

Почему эта тема интересна? Потому что в Россию ввозят бумагу со всего мира: как из Европы, так и из Азии и Америки, в т.ч. из Китая. Наша справка по объемам – после статьи.

 

Контейнерный кризис

Динамика роста транзитных контейнерных перевозок в этом году греет душу и отчеты чиновников и бизнеса. Однако у медали, как известно две стороны, и обратная – эта возникший дефицит контейнеров, доступных для отправления из КНР, и последовавший за этим рост ставок морских линий.

В транспортной группе FESCO уточнили, что с 1 декабря 2020 года ставки фрахта судов на рынке морских перевозок выросли в среднем до $4 тыс. на спотовые запросы, пишет журнал «РЖД-Партнер». По многим направлениям отгрузок линии объявляют запрет букировки. Ожидаемо подскочили и арендные платежи. По данным оперативного мониторинга рынка, эксперты ПЭК пришли к выводу о росте ставок на аренду порожних 40-футовых контейнеров в 5 раз: с $200–300 в начале ноября до $1,5 тыс. в конце месяца.

Дефицит контейнеров заметен не только на морских линиях, но и на железной дороге, уточняет член совета директоров STS Logistics Владимир Дорохов.

«В Китае места на ускоренных контейнерных поездах уже разыгрывают в лотерею! Универсальность, которую дают контейнеры, в период пандемии обернулась их дефицитом», – рассказывает он.

Дисбаланс, по мнению эксперта, обусловлен резким изменением структуры контейнерных перевозок: в текущем году импорт в Северную Америку вырос на 20%, а экспорт упал на 11%. Аналогичная ситуация наблюдается и в сообщении с европейскими странами.

Ненасытный транзит

Казалось бы, столь серьезные изменения на рынке должны внести коррективы в планы государственной поддержки развития контейнерооборота в России (в первую очередь – транзитного). Однако, что удивительно, на рынке идет совершенно другой разговор – не об отмене или сокращении выплат дополнительных бюджетных средств, а о расширении программы субсидирования. Как заявил замглавы ведомства Дмитрий Зверев, Минтранс России рассматривает возможность продления субсидий на 2021 год.

Расширение программы субсидирования ожидаемо поддерживают ПАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «РЖД». Причем крупнейший контейнерный оператор замахнулся в 2021 году увеличить объем субсидий как минимум в 10 раз – до 4 млрд руб.

Однако не все эксперты разделяют это воодушевление, некоторые призывают все же обратить внимание на актуальную рыночную ситуацию.

«Субсидирование транзитных контейнеров должно корректироваться с учетом ставок морских линий. Если сегодня ставки морских линий на возврат порожних контейнеров повысятся (а это явно произойдет, так как выросли ставки на груженые контейнеры), то целесообразности субсидирования транзита со стороны государства нет», – заявил заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин.

По его словам, железнодорожная ставка в таком случае будет конкурентоспособна и без субсидирования.

При этом контейнеров на сети ОАО «РЖД» становится больше и без субсидий: контейнерооборот за 11 месяцев 2020 года составил 5,275 млн ДФЭ, что уже превышает результат не только за аналогичный период 2019-го, но и за весь предыдущий год. И это динамика на фоне вызванного пандемией COVID-19 ощутимого сокращения грузовой базы и погрузки по остальным сегментам!

Если же обратиться к показателям транзитных перевозок, рост можно и вовсе назвать взрывным – по сети РЖД за январь – ноябрь 2020-го перевезли порядка 680 тыс. ДФЭ, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Рост объема транзитных контейнерных перевозок по территории России в сообщении с Китаем бьет все рекорды

За период с января по ноябрь 2020 года по направлению Китай – Европа стали возить больше в 1,8 раза (всего 346,8 тыс. ДФЭ), объемы транзита Европа – Китай выросли на треть (155,7 тыс. ДФЭ), Китай – Европа – Китай – в 1,6 раза (502,6 тыс. ДФЭ). Такие данные приводит ОАО «РЖД».

Указанные показатели были достигнуты не только (и не столько) благодаря российским субсидиям. В этом году росту рынка контейнерных поездов также поспособствовал увеличивающийся объем торговли между странами ЕС и Китаем, субсидии китайского правительства и общее снижение ставок, что дало возможность конкурировать с морскими перевозками. К тому же стоит заметить, что в этом году на фоне пандемии именно железнодорожные перевозки стали наиболее стабильным способом транспортировки грузов, отмечает трейд-лейн-менеджер группы компаний AsstrA Владислав Мартин.

Расстановка приоритетов

Обсуждение выделения субсидий неизбежно тянет за собой и другую проблему – приоритизацию отдельных видов грузов на сети ОАО «РЖД».

По оценке директора по логистике АО «СУЭК» Дениса Илатовского, падение добычи угля в Кузбассе в этом году на 10% (или 22 млн т) продиктовано именно ограниченными возможностями вывоза грузов.

«Если бы у нас была провозная способность на восток, мы бы вывезли из Кузбасса еще 20 млн тонн угля, из Бурятии – еще 1,5 млн тонн угля. Если посчитать объемы других регионов, также наберется еще 10–12 млн тонн», – пояснил он.

То есть не менее 30 млн тонн (с учетом тоже невывезенных грузов второго и третьего классов) в этом году не смогли уйти на восток. Однако дополнительные бюджетные средства выделяются на поддержку растущего естественным образом транзита, а не на ускорение развития инфраструктуры.

Время покажет, выгодно ли для государства субсидировать контейнерный транзит, в то время как рынок морских перевозок вырос, подчеркивает Д. Илатовский.

«Почему мы должны субсидировать из бюджета китайских или американских производителей? Рынок ответит на эти вопросы позже, и будет ясно, что выгоднее для железных дорог – легкий контейнерный поезд, который везет 2 тыс. тонн, или тяжелый угольный, который везет 5,5 тыс. тонн грузов», – задается вопросами эксперт.

«В качестве постоянной меры субсидирование транзитных перевозок можно считать существенной нагрузкой, в том числе и на бюджет, а в качестве создания точки роста это обоснованная мера», – подводит итог директор группы консультирования по перспективным технологиям КПМГ в России и СНГ Сергей Вихарев. Эта мысль перекликается с озвученным уже не раз постулатом: любые изменения конъюнктуры рынка должны стремиться к установлению баланса между интересами всех его участников. В то же время принятие поспешных решений о выделении существенных сумм бюджетных средств в кризисный период высокой волатильности рынка, скорее, отражает противоположную тенденцию – ориентацию железной дороги на работу с определенными высокодоходными отправлениями в ущерб другим грузоотправителям.

Полную версию материала под заголовком «Транзит приходит и уходит, а греться хочется всегда» читайте в №24 журнала «РЖД Партнер».

C 30 декабря и до завершения новогодних каникул (по 10 января 2021-го включительно) РЖД-Партнер откроет доступ к архиву всех номеров журнала за 2020 год в качестве новогоднего подарка читателям.


Справка SBO-PAPER.RU:


КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА:


Игорь Шукан, «Ваш финотдел» (profinclub.ru):
«Да, действительно, проблема большая. 4 000 долл США за фрахт – это даже уже устаревшая информация. На январь уже дают фрахт Шанхай – Владивосток 8 000 долл США за 40 футовый контейнер, а раньше было 700 долларов. Себестоимость удельной единицы товара повышается примерно на 18%. И прогнозы самые неутешительные. То, что стоимость фрахта в ближайшее время (а может быть и долгосрочно) не вернется к прежнему уровню – это факт. Ждем повышения цен на товары из ЮВА».

Источник: SBO-PAPER.RU

29.12.2020

Новости России и стран ЕАЭС

03.04.2023
Segezha продала европейский бизнес по производству упаковки
В феврале 2023 года Группой заключено соглашение о продаже 100% доли в капитале компании Arka Merchants Limited и ее дочерних обществ (семь заводов Segezha Packaging в Европе и Турции)

30.03.2023
FSC уходит из России, остается «Лесной эталон»
Аннулирование российских сертификатов FSC произойдет в конце апреля

24.03.2023
Smurfit Kappa завершила продажу российских активов
К концу апреля АО «Смерфит Каппа Рус» будет переименовано в АО «Каппа Рус»

01.03.2023
Следите за своим языком!
Соблюдение норм СРЛЯ при использовании его как государственного теперь обязательно. Соответствующие поправки внесены в ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»

20.02.2023
Segezha вернется к вопросу строительства нового ЦБК в Карелии не ранее 2025 года
На сегодня есть две глобальные проблемы, мешающие реализации проекта «Сегежа-Запад»: невозможность поставок необходимого европейского оборудования и закрытие рынков, на которые проект был ориентирован

Архив

Тематический архив новостей

SBO-PAPER.RU


ПАРТНЕРЫ И ДРУЗЬЯ ПРОЕКТА:

Партнеры и друзья SBO-PAPER.RU

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: