SBO-PAPER.RU

Новости России и стран ЕАЭС

Итоги всероссийской отраслевой конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати»
8 ноября 2018 года, Москва

8 ноября 2018 года в конференц-зале отеля «Аэростар» состоялась всероссийская отраслевая конференция «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати», которую организовал Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В конференции приняли участие более 150 представителей печатных СМИ, дистрибьюторских компаний, подписных агентств, а также медиаэксперты и журналисты.

Открыл конференцию А.В. Оськин, вице-президент СППИ (ГИПП), который обозначил основную проблематику и тенденции на рынке прессы и предложил собравшимся высказываться по повестке дня и давать конкретные предложения по поддержке и развитию отрасли.

В своем вступительном слове модератор отметил сохранение в 2018 году кризисной ситуации в медиаотрасли, выражающейся в непрерывном росте цен на полиграфическую бумагу, типографские услуги и энергоносители, падении выпускаемых тиражей печатных изданий, сокращении подписки, сбоях платежей в цепочке издатель – производитель – реализатор печатной периодики и ряде других проблем.

С докладом выступил президент СППИ ГИПП С.Н. Моисеев. Он отметил, что на рынке печатных СМИ уже много лет наблюдается непростая ситуация, причем возникшие проблемы не меняются с течением времени. Из основных проблем докладчик выделил неумение участников рынка консолидироваться и выделить первоочередные задачи, решение которых помогло бы вывести отрасль из кризиса, отсутствие на издательском рынке внутренней дисциплины, в том числе финансовой, неэффективность механизмов лоббирования отраслевых интересов.

В последние годы, отметил Моисеев, в стране наблюдается непропорциональный рост цен, например, на подписку, которая подорожала более чем на 200 процентов, в то время как инфляция за тот же период составила менее 90 процентов. Та же тенденция и на полиграфическом рынке. Цены на бумагу для полиграфии с начала года выросли на 15%, а в ближайшие два-три месяца могут увеличиться еще на столько же. Издатели пока сдерживают рост цен на прессу за счет снижения маржинальности, но в ближайшее время пересмотр стоимости газет и журналов неизбежен.

В качестве примера «точки соприкосновения» для консолидации с Почтой России С.Н. Моисеев назвал введение льготной или бесплатной подписки на детские издания, что потребует от государственного бюджета затрат не более 50-60 млн рублей по всей стране.

С докладом «О совершенствовании государственной политики в сфере издания и распространения прессы» выступил Г.Н. Кудий, ведущий эксперт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Он отметил, что общая картина в отрасли печатных СМИ остаётся в целом безрадостной, будь то розничные продажи, подписка, бумага, реклама или состояние платежей. И прежде всего российская индустрия печати сегодня остро нуждается в точечной поддержке государства. Причем меры государственной поддержки печати (имеющиеся и перспективные), следовало бы объединить в единой программе поддержки печатных СМИ, книгоиздания и чтения в стране и добиться принятия такой программы с перечнем конкретных мер. По мнению докладчика, – это задача номер один для индустрии.

Кроме этого, необходимо разработать и принять во всех регионах России специальные программы социально-экономической поддержки индустрии печати, предусмотрев в них меры, направленные на расширение продаж прессы через специализированные киоски, в ритейле, почтовых отделениях и по подписке. Улучшение бизнес-климата на рынке печатных СМИ зависит не столько от прямого бюджетного субсидирования его участников, сколько от создания на государственном и муниципальном уровне оптимальных условий для ведения издательского бизнеса и получения достойной денежной выручки от этого вида деятельности. Для чего необходимо изменить или оптимизировать ряд действующих законодательных и административно-правовых норм, регулирующих рынок периодической печати.

О.В. Князева, руководитель департамента по подписке ФГУП «Почта России» рассказала участникам конференции о вкладе почтового ведомства в розничное распространение печатной периодики. В частности, она подробно рассказала об акциях «Почты России», направленных на поддержку и развитие института подписки, в том числе «Дерево добра», «Читаем с Почтой», Декады подписки и др. О.В. Князева также рассказала о мерах, предпринимаемых почтовым ведомством по повышению качества и эффективности своей деятельности.

А.В. Авдонин, генеральный директор ООО «Мир новостей Медиа», президент Союза издателей «НАИ», выступил на тему «Проблемы распространения прессы в ритейле». Не секрет, отметил он, что количество киосков прессы в стране сокращается, и рост розничных продаж печатной периодики идет за счет ее реализации в ритейле, в основном благодаря открытию новых сетевых магазинов. И здесь имеется большой резерв для увеличения объема продаж прессы, поскольку из примерно 100 тысяч гипер- и супермаркетов газеты и журналы продаются только в 10 тысячах точек.

В то же время, следует отметить, что ритейл рассматривает прессу как второстепенный товар из-за низкой маржинальности и что количество изданий, представленных в сетевых магазинах в разы меньше по сравнению со специализированным торговыми объектами прессы. Совершенно неприемлем срок годности, определяемый ритейлом в отношении печатной периодики, и, соответственно, сроки оплаты за проданные экземпляры, достигающие 100 календарных дней. Решение проблемы заключается в изменении законодательства и приравнивании прессы к «скоропортящемуся товару», каковым она, по сути, и является.

Вопросы развития подписки в современных условиях осветил в своем выступлении В.И. Кокорев, первый заместитель генерального директора ОАО «Агентство Роспечать». Проблемы, имеющиеся на рынке подписки, постоянно находятся в центре внимания Комитета по подписке СПИИ ГИПП, отметил он. Комитет постоянно анализирует итоги подписных компаний и в последнее время отмечает улучшение ситуации, хотя недостатки в этой области есть, и их необходимо исправлять.

Например, в ходе проверки почтовых отделений во время подписной кампании на 2-е полугодие 2018 года выяснилось, что примерно в трети из них на начальном этапе не было хотя бы одного из подписных каталогов. Совместными с Почтой России усилиями положение удалось довольно оперативно исправить.

Но наиболее тревожным фактором, по мнению подписных агентств, является возможный переток подписных заказов в пользу почтового подписного агентства, и такая ситуация настораживает.

В качестве еще одного негативного явления на рынке подписки В.И. Кокорев отметил рост цен на подписные издания, в первую очередь, за счет повышения цен на бумагу, но анализ показал, что почтовая наценка растет еще выше.

По-прежнему наблюдается хроническая издательская болезнь – задержки с выходом изданий в свет и прекращение выпуска изданий, на которые уже оформлена подписка.

С сообщением об актуальных проблемах издательской деятельности в современных условиях выступил И.А. Диденко, первый заместитель председателя Совета директоров ИД «Аргументы недели». Он рассказал присутствующим о последних трендах на зарубежном издательском рынке, подробно остановился на решении цифровых проблем, обратив внимание на процессы в этой сфере, происходящие в Китае. Докладчик отметил большое внимание, которое в этой стране уделяется мобильному интернету, новым возможностям монетизации контента, расширению присутствия китайских издателей в других государствах, в том числе в России.

С.Б. Дубинская, исполнительный директор АРС-ПРЕСС, председатель Экспертного совета Минсвязи по региональным СМИ, в своем выступлении подчеркнула, что у всех участников издательского рынка есть одна общая цель – чтобы газета нашла своего читателя. По ее мнению, это вполне решаемая задача, хотя и требующая немалых усилий и от издателей, и от распространителей. В меняющихся рыночных условиях нужно искать новые варианты, новые нетрадиционные подходы, отметила она и поделилась опытом работы АРС-ПРЕСС, в том числе в налаживании сотрудничества с «Почтой России», с региональными и муниципальным властями.

О перспективах развития дистрибуции прессы рассказал В.Г. Паргентанян, генеральный директор ООО «Медиа Дистрибьюшен». Он отметил, что все необходимые ресурсы для развития находятся внутри отрасли, а главным является предсказуемость процессов на рынке, без которой невозможно никакое планирование.

На примере своей компании Паргентанян показал, каким образом она преодолевала кризис, проведя реструктуризацию и консолидацию, добившись возврата доверия издателей.

В.Г. Паргентанян отметил огромные резервы для развития дистрибуции печатной продукции, которые имеются в ритейле, отметив, что росту розничных продаж прессы в сетях мешают наценки. Он также подчеркнул, что «нельзя позволять сетям залезать в карман к издателям и распространителям».

Е.В. Абов, заместитель генерального директора ЗАО «Издательство «Российская газета» в своем выступлении также остановился на вопросах распространения прессы, в частности, на проблемах подписки. Одним из важных направлений он назвал более тесное сотрудничество издателей с «Почтой России». Кроме почтовой подписки, отметил он, у нас есть подписка редакционная, причем последняя растет быстрее. Причина этого – наша прямая коммуникация, целевое воздействие на потенциального подписчика. В этом, кстати, заметил Е.В. Абов, нам могла бы помочь «Почта России», если бы поделилась с издателями имеющейся у нее адресной базой подписчиков.

Кроме того, отметил Абов, РГ плотно работает с регионами и внимательно изучает опыт районных и региональных изданий, внедряющих весьма интересные модели распространения, которые могли бы использовать федеральные СМИ.

О.А. Бережной, генеральный директор ГК «Кардос» в своем выступлении отметил, что, по его мнению, у отрасли печатных СМИ впереди «идеальный шторм», когда сольются воедино отраслевые, государственные и множество других проблем.

В отрасли в последнее время не видно новых игроков, многие старые компании уходят с рынка. В этой ситуации отрасли необходимо кардинальное обновление, и, если индустрия начнет работать по-другому, мир прессы не умрет. Распространители сейчас ищут новые возможности развития сотрудничества с издателями, которые смогут спастись, если откажутся от двойных стандартов и будут соблюдать принципы справедливости в отношении всех распространителей.

С.Д. Гаврилов, генеральный директор АРПИ «Сибирь», президент НСРП «Союзпечать», рассказал об особенностях распространения прессы в сибирском регионе. Специализированные торговые объекты прессы там закрываются более быстрыми темпами, чем в среднем по стране. Рост продаж в супермаркетах в ценовом выражении происходит за счет увеличения ассортимента изданий, причем его увеличение на 17 процентов привело к росту реализации на 7 процентов. Конкретно у АРПИ «Сибирь» отмечается рост продаж через «Почту России», где компания предоставляет дополнительные сервисы.

Из главных проблем для работы распространителей прессы в Сибири и на Дальнем Востоке С.Д. Гаврилов выделил огромные логистические издержки, поскольку рост цен на топливо неизбежно приводит к повышению стоимости перевозок. В результате дистрибьюторы вынуждены брать попутные грузы, доля которых, например, в АРПИ «Сибирь» достигает 80 процентов. В целом же все больше мелких компаний не в силах справиться с трудностями, уходят с сибирского и дальневосточного рынка, и выжить смогут только крупные компании.

А.В. Сибиряков, директор по развитию ООО «Метропресс» (Санкт-Петербург), в своем выступлении проинформировал участников конференции о новых проектах компании, в частности, о выпуске совместно с издателями тематических коллекций, чему предшествовало масштабное изучение читательского спроса.

Важным направлением работы в «Метропресс» считают диверсификацию бизнеса. Например, выпущенная и реализуемая компанией питьевая вода под собственным брендом обогнала по объемам продаж напитки многих зарубежных марок.

А.В. Чернов, генеральный директор ООО «Аситекс», презентовал проект SuperPress – веб-сервис, предоставляющий новые возможности для издателей, авторов и читателей.

SuperPress является агрегатором электронной литературы, которая уже размещена и продолжает размещаться на различных площадках, открытых для любого посетителя, либо предназначенных для обучения.

В базовой финансовой модели SuperPress предполагается, что читатель оплачивает размещенную в сервисе электронную литературу и подписку на взаимодействие с автором на оговоренный срок, после чего издательству (площадке) по итогам отчетного периода выплачивается стоимость электронной литературы с некоторым бонусом, а автору – вознаграждение за диалог с читателем. Данный проект позволяет увеличить доходы издателей на 10-20 процентов.

Подводя итоги прошедшего мероприятия, А.В. Оськин акцентировал внимание участников на острой необходимости обеспечения свободы предпринимательской деятельности в России, в частности, в сегменте киосковой розницы, поддержки розничной торговли прессой в стране. Поскольку в отсутствие канала реализации газета или журнал, содержащие на своих страницах даже самый гениальный и уникальный контент, обречены на смерть. А.В. Оськин призвал российскую власть обратиться к опыту соседних государств в плане поддержки отрасли.

В заключение отраслевой конференции ее участниками были единогласно, с учетом сделанных в ходе мероприятия дополнений и предложений, приняты разработанные СППИ ГИПП рекомендации по преодолению кризисных явлений на рынке периодической печати России.

Также состоялась церемония награждения победителей Второго всероссийского конкурса на лучшую киосковую сеть страны.

Источник: Пресс-служба СППИ ГИПП
14.11.2018

Новости России и стран ЕАЭС

17.10.2022
Новые самоклеящиеся пленки в ассортименте «Европапир»
Портфель самоклеящихся материалов «Европапир» пополнился четырьмя пленками

11.10.2022
Восьмым санкционным пакетом ЕС запретил поставки целлюлозы из РФ
По мнению участников отрасли, новые запреты Евросоюза на бизнесе серьезно не отразятся

08.10.2022
Sylvamo продала российские активы
В России Sylvamo принадлежал ЦБК в Светогорске – один из ведущих целлюлозно-бумажных комбинатов страны, оснащенный передовым высокотехнологичным оборудованием

06.10.2022
Российский книжный союз направил в Минпромторг просьбу о брони для сотрудников полиграфической отрасли
РКС предупреждает, что в стране может прекратиться выпуск периодических печатных СМИ, книг, учебников

15.09.2022
ГК «Танзор» представляет UPAX
«Танзор» сообщает о поступлении на склад азиатских масляных триадных красок для листовой офсетной печати

Архив

Тематический архив новостей

SBO-PAPER.RU


ПАРТНЕРЫ И ДРУЗЬЯ ПРОЕКТА:

Партнеры и друзья SBO-PAPER.RU

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: