Медиафорум ОНФ «Правда и справедливость»
1-3 апреля 2017 года, Санкт-Петербург. ИТОГИ
© При републикации статьи гиперссылка на сайт СБО обязательна
В Санкт-Петербурге прошел четвертый Медиафорум независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», который ежегодно проводит Общероссийский народный фронт (ОНФ).
В работе форума приняло участие более 500 человек: журналисты – представители всех регионов страны, блогеры, руководители федеральных СМИ, главы профильных министерств и ведомств.
В течение всего форума работал Центр правовой поддержки журналистов, который был создан по итогам первого Медиафорума ОНФ.
В первый день работы Медиафорума, 1 АПРЕЛЯ, состоялось награждение лауреатов Всероссийского конкурса журналистских работ. В этом году победителями стали 443 региональных журналиста – почти в полтора раза больше, чем в прошлом году.
На следующий день, 2 АПРЕЛЯ, прошла презентация приоритетных проектов ОНФ, а также работали площадки, разделенные по отраслевым направлениям, и тематические секции.
В этот день состоялась дискуссия на тему, как выживать региональным печатным СМИ в условиях роста цен на бумагу и сокращения рекламного рынка.
Участники площадки отметили, что с каждым годом экономическое положение газет и журналов становится все хуже. Растет доля охвата населения Интернетом, что уменьшает аудиторию СМИ на бумажных носителях. В то время как цены на газетную бумагу продолжают повышаться, рекламный рынок сокращается – как из-за законодательных запретов, так и из-за экономического кризиса.
Так, в этом году рост цен на газетную бумагу в регионах был зафиксирован в пределах 10–15%. В Астраханской области в январе бумага подорожала на 10%, в Иркутской области цены на газетную бумагу выросли на 11%, в Брянской области – на 14,9%, а в Воронежской – на 15,4%. Таким образом, меры, предпринятые правительством РФ по недопущению роста цен на целлюлозно-бумажную продукцию, оказались неэффективными, отметили участники Медиафорума.
В правительственном докладе 2016 г. говорится о договоренностях Минкомсвязи России с предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности о повышении закупочных цен на газетную бумагу в течение года не более чем на уровень инфляции прошлого года. Однако эти договоренности касаются только прямых контрактов между производителями и потребителями продукции, которые составляют лишь 20% объема рынка газетной бумаги. Остальная же доля рынка приходится на оптовые организации (дистрибьютеров) и типографии. После неоднократных обращений внимания именно на этот сегмент активистов ОНФ ФАС занялся проверкой дистрибьюторов, но о результатах ее пока ничего не известно.
Другой причиной плохого экономического состояния региональных печатных СМИ является многолетняя тенденция к сокращению рекламного рынка. Только в 2015 г. в газетах и журналах объем рекламы сократился на 13 и 9% соответственно, причем в городах-миллионниках (кроме Москвы) – на 34%: в Ростове-на-Дону – на 63%, в Уфе – на 55%, в Челябинске – на 50%. В 2016 г. наиболее существенно пострадали рекламные издания – снижение составило 30% к аналогичным показателям прошлого года. На российский рекламный рынок в 2015–2016 гг. негативное влияние оказывали падение цен на нефть, стагнация экономики, антироссийские санкции.
«В современных реалиях печатные СМИ, не способные соревноваться с Интернетом в скорости подачи информации, ее доступности, охвате аудитории читателей, могут сделать ставку на качественный контент, – выступила на площадке Светлана Горбачева, главный редактор тулунской газеты «Компас ТВ». – Реклама в печатной прессе имеет неплохие перспективы, поскольку, как правило, воспринимается читателями как полезная информация. Но для того чтобы все это превратилось в реальные денежные поступления, издателям необходимо акцентировать внимание на преимуществах печатных СМИ, подкрепляя это качественным содержанием – эксклюзивными, аналитическими статьями, содержащими подробную статистику, и эстетическим оформлением, дополненным фотографиями и инфографикой. Например, покупая модные глянцевые журналы, многие осознанно платят в том числе и за то, чтобы просмотреть красивую рекламу. Изданиям нужно усиливать доверие к себе как к качественным медиа, аргументированно доказывая свою эффективность и прозрачное ценообразование».
Участники площадки «Печатные СМИ» говорили также о необходимости расширять и совершенствовать формы поддержки печатных СМИ.
Участники форума констатировали, что за последние три года рынок печатных СМИ столкнулся с рядом острых проблем, среди которых рост тарифов почтовой доставки, удорожание полиграфических материалов, снижение покупательской способности граждан, запрет на рекламу отдельных видов товаров, конкуренция со стороны интернет-СМИ и многие другие.
По словам экспертов, в таких условиях высокую значимость приобретает любая государственная поддержка печатных СМИ. В числе основных мер господдержки периодических печатных изданий – гранты Роспечати, финансовая поддержка на региональном уровне, госзакупки на освещение деятельности органов власти, а также премии и конкурсы органов власти и общественных организаций.
В этот же день эксперты Центра правовой поддержки журналистов рассказали участникам Медиафорума о том, какие законодательные инициативы в медиасфере они сейчас прорабатывают.
На данный момент при содействии экспертов Центра депутатами были приняты три законопроекта, два – сейчас рассматриваются Госдумой, еще три законодательные инициативы находятся в разработке у Центра правовой поддержки журналистов ОНФ.
На рассмотрении Госдумы в настоящий момент находятся два важных для журналистов законопроекта, инициированных экспертами Центра.
Заодно представители Центра рассказали журналистам о законодательных изменениях, УЖЕ принятых Госдумой («21 кнопка» и «аккредитация журналистов на мероприятия местных властей»).
Также в разработке у экспертов Центра правовой поддержки журналистов находится целый ряд законодательных инициатив:
«Мы считаем, что данные законодательные инициативы должны облегчить жизнь журналиста, – сказала руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ, координатор законодательных инициатив ОНФ в Госдуме Наталья Костенко. – Ведь, например, иски о защите чести и достоинства, подаваемые чиновниками в качестве инструмента давления, отнимают много сил и времени как у руководителей СМИ, так и у рядовых журналистов. Региональные СМИ должны получать государственную поддержку в большей степени, нежели другие, так как они экономически менее защищены. А на фоне падения объемов рекламы и подписки – фактически находятся на грани выживания, и закрепление в законе понятия «региональное СМИ» должно в этом помочь. К нарушению авторских прав тоже нужно подходить с разных сторон, ведь это происходит неумышленно или же СМИ может быть введено в заблуждение. Все это должно учитываться».
В заключительный день, 3 АПРЕЛЯ, состоялось пленарное заседание, в работе которого принял участие Президент РФ, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Стенограмма / Фото / Видео / Аудио
Источник: SBO-PAPER.RU по информации ОНФ
03.04.2023
Segezha продала европейский бизнес по производству упаковки
В феврале 2023 года Группой заключено соглашение о продаже 100% доли в капитале компании Arka Merchants Limited и ее дочерних обществ (семь заводов Segezha Packaging в Европе и Турции)
30.03.2023
FSC уходит из России, остается «Лесной эталон»
Аннулирование российских сертификатов FSC произойдет в конце апреля
24.03.2023
Smurfit Kappa завершила продажу российских активов
К концу апреля АО «Смерфит Каппа Рус» будет переименовано в АО «Каппа Рус»
01.03.2023
Следите за своим языком!
Соблюдение норм СРЛЯ при использовании его как государственного теперь обязательно. Соответствующие поправки внесены в ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»
20.02.2023
Segezha вернется к вопросу строительства нового ЦБК в Карелии не ранее 2025 года
На сегодня есть две глобальные проблемы, мешающие реализации проекта «Сегежа-Запад»: невозможность поставок необходимого европейского оборудования и закрытие рынков, на которые проект был ориентирован