Перспективы крупнейшей типографии страны ПК «Экстра М» глазами нового руководителя
20 декабря 2014 года на должность Генерального директора Полиграфического комплекса «Экстра М» назначена Светлана Валерьевна Овсянникова.
Светлана, давайте сначала поговорим о Вас. Как складывалась Ваша карьера, что привело в полиграфический бизнес?
— По-моему, мне в жизни везет с интересной и значимой работой. Первым серьезным делом стало участие в правительственной программе «Защита инвесторов». В 2002 году предложили попробовать свои силы в совершенно незнакомой мне отрасли. Привлекли к проекту создания нового полиграфического предприятия. Начинали, как говорят, «с нуля». Вот тогда я и стала постигать не только особенности производственного процесса, но и законы рынка печати. Знаете, до сих пор горжусь своим участием в том проекте. Сегодня эта типография находится, можно сказать, в одном ряду с нашим Полиграфическим комплексом. Потом работала в замечательном коллективе профессионалов издательского холдинга «Метро». А в 2006-м пригласили в другой, на этот раз полиграфический холдинг, образованный объединением совсем молодого Полиграфического комплекса «Экстра М» с Издательским домом «Медиа-Пресса». Помню, в нем тогда всё дышало традициями старейшей в стране и всемирно известной типографии «Правда».
Как Вы полагаете, с чем связано Ваше назначение Генеральным директором Полиграфического комплекса «Экстра М»? Вы призваны в качестве кризис-менеджера?
— Считаю, в сложные периоды современный руководитель любого уровня должен быть одновременно и кризис-менеджером. Что касается назначения, то для меня это признак большого доверия, которое я постараюсь оправдать. После стольких лет работы в этой компании она стала неотъемлемой частью моей жизни. Вместе с коллегами мы многое прошли, и я живу всем, что происходит на предприятии и в нашей отрасли.
В новых и крайне непростых экономических условиях большинство типографий испытывает серьезные трудности. Каждая из полиграфических компаний ищет свои пути выхода из кризиса. Какой путь выбрали вы?
— Действительно, экономические условия сложились крайне непростые, причём как для издателей, так и для полиграфистов. Эта ситуация подробно изложена в недавно опубликованном вами докладе президента ГИППа Сергея Моисеева. Повторю лишь один из его выводов: «Растущие затраты СМИ на обеспечение основных технологических процессов на фоне сокращения их доходной части в лучшем случае приведут к резкому сокращению тиражей, в худшем - к закрытию изданий». От себя добавлю: снижение объёмов издательской деятельности и сокращение объёмов печати лишь увеличит избыток полиграфических мощностей. Это серьезные вызовы большинству типографий, в том числе нашему комплексу. Да, полиграфические компании ищут свои пути преодоления кризиса, хотя маневр у них ограничен. Импортозамещающих материалов для печатного производства и запасных частей для технологического оборудования в стране выпускается недостаточно. Появления на рынке новых крупных изданий для пополнения портфеля заказов не предвидится. Любая серьезная модернизация весьма затратна. Остается один верный путь – оптимизация действующего производства. А вот в какой степени кто к ней готов – это вопрос.
Ваша компания не так давно довольно успешно внедрила уникальную систему управления производством. Насколько трудно она вам далась?
— В ПК «Экстра М» активный процесс оптимизации начался в 2011 году, вскоре после интеграции двух операционных площадок – типографии на улице «Правды» и Полиграфического комплекса в Красногорске. Тогда мы впервые разработали и формализовали долгосрочную Стратегию развития предприятия. Она охватывает сразу несколько направлений. Это совершенствование планирования и организации производства, это структурные изменения, это изменение корпоративной культуры и, наконец, это выход на принципиально новый уровень работы. Прежних знаний и опыта для решения таких сложных задач было явно недостаточно. Поэтому в ходе реализации программы мы освоили и успешно внедрили современные методы управления производственными процессами – Lean Management & 6Sigma. Всё было подчинено главной цели – стать самой эффективной полиграфической компанией, выпускающей в необходимые сроки печатную продукцию высокого качества и на приемлемых для заказчиков условиях. По прошествии четырех лет могу сказать, что мы многого добились. Наше качество – как продукции, так и технологических процессов – на сегодня можно назвать одним из лучших в отрасли. Это было отмечено издателями при вручении нам в конце 2014 года премии «Санат». Согласитесь, самая важная оценка работы любого предприятия - это оценка его клиентов.
Будет ли продолжена подобная производственная «революция» в сложившихся на сегодня условиях?
— А её уже нельзя остановить. В преобразованиях участвует весь коллектив нашей компании, причем участвует с интересом и энтузиазмом. Приведу только один пример, а заодно открою небольшую тайну. Известно, что для расширения технологических возможностей оборудования необходима его полная или частичная модернизация. Так вот, мы уже запустили процесс модернизации, и он проходит довольно успешно. И всё это благодаря профессионализму наших специалистов, их пытливости и прямо-таки мальчишескому задору. Это помогает комплексу становиться более гибким. Ещё раз подчеркну: процессы оптимизации, повышения эффективности не остановлены. Они продолжаются, в них вносятся те или иные коррективы с учетом меняющейся ситуации.
Как в условиях кризиса Вы планируете строить отношения с заказчиками? Есть ли у Вас стратегия по удержанию клиентов?
— ЗАКАЗЧИК – наша главная ценность. Годами между коллективом комплекса и клиентами складывались уважительные и взаимовыгодные отношения. Кризис тут ничего не поменял. Просто в этот трудный для всех период надо быть ещё более толерантными. Любую ситуацию, какой бы сложной она ни была, легче преодолевать вместе с надежным и уверенным партнёром. К сожалению, в эту слаженную и многострунную тему с недавних пор стали добавляться и неприятные ноты. Доносятся они со стороны некоторых наших конкурентов. Мне и моим коллегам есть что об этом сказать, но сегодня выражу только одно общее мнение: в бизнесе, несмотря ни на что, должны присутствовать здоровая конкуренция и порядочность. Кризис закончится, а осадок, как говорится, останется. И кто-то подумает: а верно ли мы тогда поступали? Всё-таки доброе имя важнее. Очень важно то, что наши Заказчики это понимают. Мы уверены в наших Заказчиках, и вместе мы всё преодолеем.
На Ваш взгляд, что потеряет, а что приобретет ПК «Экстра М» в нынешний непростой период?
— Строить прогнозы пока рано, имея дело с целым рядом неизвестных даже на ближайшее время факторов. Что приобретаем мы в кризисные периоды, так это опыт адаптации, опыт поиска, принятия трудных, порой жёстких решений. И ещё – уверенность в себе, в силы своего коллектива. А потеряем, наверно, то, что нам до сих пор только мешало.
Ваш стиль ведения бизнеса в ситуации с таким множеством неизвестных?
— Обдуманно, взвешенно, сдержанно. И женская осторожность здесь дополняется элементарным здравым смыслом. Образно говоря, дорожная обстановка сейчас сложная, и двигаться вперёд нужно осмотрительно. Но всё же двигаться.
Как руководитель крупнейшего полиграфического предприятия страны, что бы Вы могли пожелать нашим читателям и Вашим коллегам в завершение беседы?
— Считаю, всем нам нужно более тесно взаимодействовать в устранении сложившихся в отрасли аномалий. Мы открыты для новых идей, проектов и готовы участвовать в их реализации. И еще напомню древний девиз оптимистов: неудача – это случайность, а успех – закономерность. Разумеется, это относится только к тем, кто целенаправленно трудится, ведет творческий поиск, стремится реализовать даже самые смелые амбиции. Пусть успех сопутствует и вашей работе, уважаемые коллеги!
Справка:
Светлана Валерьевна Овсянникова имеет экономическое, управленческое и юридическое образование. Закончила Московскую государственную юридическую академию имени О.Е. Кутафина и Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте России.
С 1996 года занимает руководящие позиции в крупных компаниях.
В издательско-полиграфическом бизнесе с 2002 года.
Автор: Ирина Мамонова, пресс-центр ГИПП
Источник: Союз издателей «ГИПП»
25.03.2015
03.04.2023
Segezha продала европейский бизнес по производству упаковки
В феврале 2023 года Группой заключено соглашение о продаже 100% доли в капитале компании Arka Merchants Limited и ее дочерних обществ (семь заводов Segezha Packaging в Европе и Турции)
30.03.2023
FSC уходит из России, остается «Лесной эталон»
Аннулирование российских сертификатов FSC произойдет в конце апреля
24.03.2023
Smurfit Kappa завершила продажу российских активов
К концу апреля АО «Смерфит Каппа Рус» будет переименовано в АО «Каппа Рус»
01.03.2023
Следите за своим языком!
Соблюдение норм СРЛЯ при использовании его как государственного теперь обязательно. Соответствующие поправки внесены в ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»
20.02.2023
Segezha вернется к вопросу строительства нового ЦБК в Карелии не ранее 2025 года
На сегодня есть две глобальные проблемы, мешающие реализации проекта «Сегежа-Запад»: невозможность поставок необходимого европейского оборудования и закрытие рынков, на которые проект был ориентирован