Рекламная кампания провалилась
АКАР подсчитала объемы рекламы в 2008 году
В 2008 году расходы на рекламу, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), выросли всего на 18%, до 267 млрд руб., что стало самым низким приростом за последние восемь лет. Самым неудачным для рекламного рынка оказался четвертый квартал, в котором рекламодатели обычно тратили более трети своих годовых бюджетов.
Объем рекламного рынка в 2008 году составил 267 млрд руб., объявила вчера АКАР. Годовой прирост, таким образом, составил всего 18%, что оказалось самым низким показателем с 2001 года. В 2003-2007 годах рынок, по данным АКАР, ежегодно рос на 24-28%, а в 2001-2002 годах — и вовсе на 60%, бурно восстанавливаясь после кризиса 1998 года.
Замедление темпов роста спровоцировал уже ощутивший последствия глобального экономического кризиса четвертый квартал, в котором рекламодатели тратят, как правило, не менее трети своих годовых бюджетов. По итогам первых девяти месяцев рекламный рынок вырос на 21%, до 185 млрд руб., объявляла АКАР в ноябре 2008 года. Из опубликованных вчера цифр следует, что в отдельно взятом четвертом квартале расходы на рекламу увеличились только на 9%, до 82 млрд. руб.
Доходы центральной прессы в ноябре выросли всего на 0,4%, до 4,9 млрд руб., а в декабре уже снизились на 4,5%, до 4,5 млрд. руб., констатировал аналитический центр «Видео Интернешнл» (АЦВИ; см. «Коммерсантъ» от 29 января). В октябре-декабре 2008-го впервые зафиксировал снижение выручки в долларовом исчислении крупнейший в стране оператор наружной рекламы News Outdoor (см. «Коммерсантъ» от 9 февраля). Из-за отзыва бюджетов в четвертом квартале сегмент медийной интернет-рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) не добрал до ранее запланированных объемов 7,5%, признало агентство MindShare Interaction (см. «Коммерсантъ» от 13 февраля).
По итогам года два медиасегмента продемонстрировали снижение рекламных доходов, признала АКАР,— это радио и рекламно-информационные печатные издания (см. таблицу). По ее версии, сборы рекламных изданий снизились на 1%, до 16,7 млрд. руб. АЦВИ, оценивающая только столичные и федеральные издания, говорит о 7,6-процентом падении, до 11,851 млрд. руб. «АКАР оценивает еще и региональную прессу, поэтому наши данные расходятся»,— поясняет эксперт АЦВИ Александр Ефремов. В оценке сегмента радиорекламы АКАР в этом году согласилась с выводами Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ). На прошлой неделе НАТ объявила, что расходы на рекламу на радио в 2008 году снизились на 6%, до 14,77 млрд. руб. (см. «Коммерсантъ» от 11 февраля).
«Обнародованный АКАР прирост отечественного рынка практически совпал с нашей последней оценкой»,— отмечает директор по исследованиям агентства ZenithOptimedia Лейла Давыдова. В декабре агентство спрогнозировало в 2008 году 19-процентный прирост рынка, до 272,5 млрд. руб., а на 2009 год подготовило два сценария развития — оптимистический (прирост на 5%, до 286 млрд. руб.) и пессимистический (падение на 17,5%, до 224,8 млрд. руб.). Пока рынок развивается по пессимистическому прогнозу, признает госпожа Давыдова. В марте ZenithOptimedia даст свой скорректированный прогноз на этот год: падение может оказаться более значительным, чем ранее заявленные 17,5%.
В минувшем году ряд крупнейших рекламодателей уже столкнулись с падением выручки, к которой традиционно привязаны расходы на маркетинг и рекламу. Так, продажи пивоваренной компании Sun InBev за девять месяцев 2008 года снизились на 9,7%, а Coca-Cola Co. зафиксировала падение продаж в России на 8% в четвертом квартале и нулевой прирост по итогам года. «Поскольку наши продажи по итогам всего года не снизились, то и маркетинговый бюджет останется на уровне прошлого года»,— уверяет представитель Coca-Cola Co. Владимир Кравцов. Представитель Sun InBev Илья Лысенко оговаривается, что маркетинговые расходы могут быть пересмотрены в зависимости от конъюнктуры рынка.
Медиа |
Рекламные доходы (млрд. руб.) |
Изменение (%) | |
2008 год |
2007 год | ||
Телевидение |
137,6 |
112,5 |
22 |
Радио* |
14 |
14,9 |
-6 |
Пресса |
57,6 |
51,9 |
11 |
в том числе: газеты |
13,7 |
11,6 |
18 |
журналы |
27,2 |
23,4 |
16 |
рекламно-информационные издания |
16,7 |
16,9 |
-1 |
Наружная реклама |
45,8 |
40,4 |
13 |
Интернет** |
7 |
4,9 |
43 |
Другие носители |
4,5 |
3,1 |
45 |
в том числе: Indoor-реклама*** |
2,5 |
1,9 |
36 |
неэфирное ТВ**** |
1,3 |
0,7 |
100 |
реклама в кинотеатрах |
0,7 |
0,5 |
28 |
ИТОГО: |
267 |
228,5 |
18 |
*Оценка сегмента радиорекламы за 2007 год скорректирована.
**Только медийная интернет-реклама (баннеры, всплывающие окна и другие форматы).
***Реклама внутри бизнес-центров, розничных сетей, аэропортов, железнодорожных вокзалов и т. п.
****Спутниковые и кабельные телеканалы.
Данные Ассоциация коммуникационных агентств России
Сергей Ъ-Соболев
Источник: газета «Коммерсантъ» № 29 (4084) от 18.02.2009
26.02.2009
03.04.2023
Segezha продала европейский бизнес по производству упаковки
В феврале 2023 года Группой заключено соглашение о продаже 100% доли в капитале компании Arka Merchants Limited и ее дочерних обществ (семь заводов Segezha Packaging в Европе и Турции)
30.03.2023
FSC уходит из России, остается «Лесной эталон»
Аннулирование российских сертификатов FSC произойдет в конце апреля
24.03.2023
Smurfit Kappa завершила продажу российских активов
К концу апреля АО «Смерфит Каппа Рус» будет переименовано в АО «Каппа Рус»
01.03.2023
Следите за своим языком!
Соблюдение норм СРЛЯ при использовании его как государственного теперь обязательно. Соответствующие поправки внесены в ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»
20.02.2023
Segezha вернется к вопросу строительства нового ЦБК в Карелии не ранее 2025 года
На сегодня есть две глобальные проблемы, мешающие реализации проекта «Сегежа-Запад»: невозможность поставок необходимого европейского оборудования и закрытие рынков, на которые проект был ориентирован