SBO-PAPER.RU

Новости России и стран СНГ

Нынешний год будет для рынка печатных СМИ непростым

По оценкам Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), в нынешнем году количество периодических изданий сократится на треть — в основном из-за падения рекламных доходов и снижения покупательского спроса. «Издания сокращают количество полос, увеличивают промежуток между выходами в свет издания, урезают тиражи», — констатирует председатель правления АРПП Александр Оськин.

Больше всего от кризиса пострадают чисто рекламные издания, глянцевый бизнес.

По прогнозам Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), российский рекламный рынок, к которому жестко привязана ситуация в СМИ, может сократиться в 2009 году на 20-30%. Так, в декабре 2008 года по сравнению с тем же месяцем 2007 года рекламные доходы российских изданий уже снизились на 4,5% — до 4,5 млрд. рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные аналитического центра «Видео Интернешнл». В январе 2009 года, по оценкам вице-президента ГИПП Евгения Абова, падение рекламных сборов в печатной прессе по сравнению с январем прошлого года составит порядка 20%.

При этом объемы розничных продаж печатных изданий начали падать с октября прошлого года и к его концу снизились на 40%. По оценкам АРПП, объем рынка периодической печати (по продаже в розницу, оптом и по подписке, без учета рекламы) по итогам 2008 года составил 2 млрд. долларов. По данным аналитического центра «Видео Интернешнл», рекламные доходы центральной прессы (то есть московские, федеральные издания и их приложения, которые попадают в мониториг TNS Media Intelligence) по итогам 2008 года составили порядка 5,8 млр. рублей.

Однако некоторые положительные моменты у этого процесса есть.

По мнению Александра Оськина, на рынке много «издательского мусора»: «Только в Москве издается около 300 районных и окружных газет. Поэтому можно сказать, что в нынешних условиях кризис имеет очистительную функцию. В среднем по стране ежегодно появлялось до нескольких тысяч новых СМИ (с учетом регионов и центра). В этом году новых изданий появится в десять раз меньше. Если их количество достигнет 600, то это уже будет неплохо. Для сравнения: во Франции ежегодно появляется не более 100 изданий». По его словам, в нынешнем году можно прогнозировать рост спроса на дешевые издания. Спрос на глянец упал, но вырос на газеты стоимостью до 10 рублей и телегиды (до 30 рублей).

По данным Россвязькомнадзора, в течение 2008 года в России было зарегистрировано 7,842 тысячи СМИ (6,79 тысяч печатных и 1,052 тысяча электронных). Однако только 45% журналов и половина газет из официально зарегистрированных в России регулярно поступает в продажу. По данным Роспечати на декабрь прошлого года, в общей сложности в России было зарегистрировано 51,7 тысячи печатных СМИ, из них 27,47 тысяч газет и 20,43 тысячи журналов. Несколько другие данные приводит АРПП: по ее оценкам, на 2008 год в России было формально зарегистрировано 120 тысяч печатных и электронных СМИ.

Как бы то ни было, ряд издательских домов анонсировал на 2009 год старт новых печатных изданий. В частности, с 5 февраля санкт-петербургский холдинг All Media, специализирующийся на размещении рекламы в метрополитене, начинает выпуск серии газет Plus («Plus ТВ», «Plus Досуг», «Plus Скидки», «Plus Кадры», «Plus Семья»). Издание будет распространятся бесплатно на станциях петербургского метро. Общий недельный тираж Plus составит 2 млн. экземпляров, то есть 400 тысяч экземпляров у каждого приложения.

Медиагруппа «Живи», принадлежащая Михаилу Прохорову и издающая журналы «Сноб» и «Русский пионер», запускает бесплатную еженедельную газету F5. Это издание посвящено Интернету. На запуск проекта, по информации Sostav.ru, выделено порядка 100 млн. долларов.

С 1 января издательский дом «Актион-Медиа» начал выпуск журнала «Экономические преступления», предназначенного для бухгалтеров, руководителей компаний и практикующих юристов. Со 2 февраля у «Актион-Медиа» стартует еще один журнал — «Бухгалтерия ИП», предназначенный для бухгалтеров индивидуальных предпринимателей России. Журнал будет выходить один раз в два месяца, а его стартовый тираж составит 5,33 тысяч экземпляров. Планируется, что через год количество постоянных подписчиков журнала достигнет 7 тысяч, что позволит ему существовать не за счет рекламы, а за счет подписки.

По словам главного редактора журнала «Экономические преступления» Юлии Комисаровой, издание распространяется исключительно по подписке, и в нынешних условиях сверхприбылей в этом году журнал не ожидает: «Но мы уже сейчас вышли на уровень безубыточности, количество подписчиков растет с каждым днем, и уже сейчас составляет 7-8 тысяч. Мы особо не рассчитываем на рекламу, и не предпринимали каких-то попыток привлечь рекламодателей, но они пришли сами».

Не побоялись запустить в кризис новый журнал и в издательском доме «Афиша» (входит в холдинг «ПрофМедиа»). «В конце прошлого года «Афиша» запустила новый проект — журнал «Еда» (тираж 90 тысяч), который сразу же стал очень популярным и превзошел все наши ожидания. Пожалуй, пока на рекламном рынке наблюдается спад, запускать новые проекты не имеет смысла», — рассказывает директор по связям с общественностью «ПрофМедиа» Екатерина Долгошеева.

Однако многие издательские дома не собираются запускать новые проекты, например, «Hachette Filipacchi Shkulev и ИнтерМедиаГруп» (издает в России глянцевые журналы Elle, Maxim, Marie Clare, городской гид «Антенна-Телесемь» и др.). «Сейчас по всем категориям потребительских товаров наблюдается падение спроса, и глянец не стал исключением, — рассказывает менеджер по связям с общественностью этого издательского дома Марина Головченко. — В настоящее время мы занимаемся адаптацией редакционной формулы под новую экономическую систему».

По оценкам вице-президента ГИПП Евгения Абова, для того, чтобы запустить качественное издание, необходимо не менее 1 млн. долларов: «Это тот минимум, который надо потратить, чтобы выйти на искомые показатели». Поэтому новые издания будут появляться, но интенсивный запуск новых печатных СМИ снизится. По мнению Евгения Абова, в целом по стране сейчас пустует ниша городских ежедневных газет, хотя запускать проекты в ней проблематично. «Федеральные тиражи будут сокращаться, распространение также будет сжиматься, распространители не смогут покрыть прежние территории. Таким образом, у региональных издателей появляется больше возможностей укрепить свои позиции, практически в любых категориях», — отмечает Абов. По его мнению, среди печатных изданий могут быть успешными запуски проектов, ориентированных на разные потребительские категории (молодежные, спортивные, женские), но в региональных масштабах. А на федеральном уровне могут усилить позиции издания b2b.

Александра Ходонова

Источник: БФМ.РУ
05.02.2009

Новости России и стран СНГ

24.09.2020
Госдума приняла закон о налоговой поддержке издательств
Закон предполагает увеличение максимально допустимого объема потерь с 10 до 30% от стоимости тиража

24.09.2020
Управление процессами производства печатной продукции
Отраслевой семинар: 30 сентября 2020 года

23.09.2020
Индексы производства Карелии в секторе ЦБП ниже, чем в целом по стране
Индексы цен в полиграфии выросли на 10%, ежедневные газеты в рознице подорожали на 6%

20.09.2020
День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности
20 сентября 2020 года

18.09.2020
Россия за 8 месяцев выпустила 6,3 млн тонн бумаги и картона
Росстат опубликовал данные о промышленном производстве за август

Архив

Союз предприятий печатной индустрии

ГК «Дубль В»

UPM.RU | The Biofore Company

Лесной форум Гринпис России

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: