Нынешний год будет для рынка печатных СМИ непростым
По оценкам Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), в нынешнем году количество периодических изданий сократится на треть — в основном из-за падения рекламных доходов и снижения покупательского спроса. «Издания сокращают количество полос, увеличивают промежуток между выходами в свет издания, урезают тиражи», — констатирует председатель правления АРПП Александр Оськин.
Больше всего от кризиса пострадают чисто рекламные издания, глянцевый бизнес.
По прогнозам Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), российский рекламный рынок, к которому жестко привязана ситуация в СМИ, может сократиться в 2009 году на 20-30%. Так, в декабре 2008 года по сравнению с тем же месяцем 2007 года рекламные доходы российских изданий уже снизились на 4,5% — до 4,5 млрд. рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные аналитического центра «Видео Интернешнл». В январе 2009 года, по оценкам вице-президента ГИПП Евгения Абова, падение рекламных сборов в печатной прессе по сравнению с январем прошлого года составит порядка 20%.
При этом объемы розничных продаж печатных изданий начали падать с октября прошлого года и к его концу снизились на 40%. По оценкам АРПП, объем рынка периодической печати (по продаже в розницу, оптом и по подписке, без учета рекламы) по итогам 2008 года составил 2 млрд. долларов. По данным аналитического центра «Видео Интернешнл», рекламные доходы центральной прессы (то есть московские, федеральные издания и их приложения, которые попадают в мониториг TNS Media Intelligence) по итогам 2008 года составили порядка 5,8 млр. рублей.
Однако некоторые положительные моменты у этого процесса есть.
По мнению Александра Оськина, на рынке много «издательского мусора»: «Только в Москве издается около 300 районных и окружных газет. Поэтому можно сказать, что в нынешних условиях кризис имеет очистительную функцию. В среднем по стране ежегодно появлялось до нескольких тысяч новых СМИ (с учетом регионов и центра). В этом году новых изданий появится в десять раз меньше. Если их количество достигнет 600, то это уже будет неплохо. Для сравнения: во Франции ежегодно появляется не более 100 изданий». По его словам, в нынешнем году можно прогнозировать рост спроса на дешевые издания. Спрос на глянец упал, но вырос на газеты стоимостью до 10 рублей и телегиды (до 30 рублей).
По данным Россвязькомнадзора, в течение 2008 года в России было зарегистрировано 7,842 тысячи СМИ (6,79 тысяч печатных и 1,052 тысяча электронных). Однако только 45% журналов и половина газет из официально зарегистрированных в России регулярно поступает в продажу. По данным Роспечати на декабрь прошлого года, в общей сложности в России было зарегистрировано 51,7 тысячи печатных СМИ, из них 27,47 тысяч газет и 20,43 тысячи журналов. Несколько другие данные приводит АРПП: по ее оценкам, на 2008 год в России было формально зарегистрировано 120 тысяч печатных и электронных СМИ.
Как бы то ни было, ряд издательских домов анонсировал на 2009 год старт новых печатных изданий. В частности, с 5 февраля санкт-петербургский холдинг All Media, специализирующийся на размещении рекламы в метрополитене, начинает выпуск серии газет Plus («Plus ТВ», «Plus Досуг», «Plus Скидки», «Plus Кадры», «Plus Семья»). Издание будет распространятся бесплатно на станциях петербургского метро. Общий недельный тираж Plus составит 2 млн. экземпляров, то есть 400 тысяч экземпляров у каждого приложения.
Медиагруппа «Живи», принадлежащая Михаилу Прохорову и издающая журналы «Сноб» и «Русский пионер», запускает бесплатную еженедельную газету F5. Это издание посвящено Интернету. На запуск проекта, по информации Sostav.ru, выделено порядка 100 млн. долларов.
С 1 января издательский дом «Актион-Медиа» начал выпуск журнала «Экономические преступления», предназначенного для бухгалтеров, руководителей компаний и практикующих юристов. Со 2 февраля у «Актион-Медиа» стартует еще один журнал — «Бухгалтерия ИП», предназначенный для бухгалтеров индивидуальных предпринимателей России. Журнал будет выходить один раз в два месяца, а его стартовый тираж составит 5,33 тысяч экземпляров. Планируется, что через год количество постоянных подписчиков журнала достигнет 7 тысяч, что позволит ему существовать не за счет рекламы, а за счет подписки.
По словам главного редактора журнала «Экономические преступления» Юлии Комисаровой, издание распространяется исключительно по подписке, и в нынешних условиях сверхприбылей в этом году журнал не ожидает: «Но мы уже сейчас вышли на уровень безубыточности, количество подписчиков растет с каждым днем, и уже сейчас составляет 7-8 тысяч. Мы особо не рассчитываем на рекламу, и не предпринимали каких-то попыток привлечь рекламодателей, но они пришли сами».
Не побоялись запустить в кризис новый журнал и в издательском доме «Афиша» (входит в холдинг «ПрофМедиа»). «В конце прошлого года «Афиша» запустила новый проект — журнал «Еда» (тираж 90 тысяч), который сразу же стал очень популярным и превзошел все наши ожидания. Пожалуй, пока на рекламном рынке наблюдается спад, запускать новые проекты не имеет смысла», — рассказывает директор по связям с общественностью «ПрофМедиа» Екатерина Долгошеева.
Однако многие издательские дома не собираются запускать новые проекты, например, «Hachette Filipacchi Shkulev и ИнтерМедиаГруп» (издает в России глянцевые журналы Elle, Maxim, Marie Clare, городской гид «Антенна-Телесемь» и др.). «Сейчас по всем категориям потребительских товаров наблюдается падение спроса, и глянец не стал исключением, — рассказывает менеджер по связям с общественностью этого издательского дома Марина Головченко. — В настоящее время мы занимаемся адаптацией редакционной формулы под новую экономическую систему».
По оценкам вице-президента ГИПП Евгения Абова, для того, чтобы запустить качественное издание, необходимо не менее 1 млн. долларов: «Это тот минимум, который надо потратить, чтобы выйти на искомые показатели». Поэтому новые издания будут появляться, но интенсивный запуск новых печатных СМИ снизится. По мнению Евгения Абова, в целом по стране сейчас пустует ниша городских ежедневных газет, хотя запускать проекты в ней проблематично. «Федеральные тиражи будут сокращаться, распространение также будет сжиматься, распространители не смогут покрыть прежние территории. Таким образом, у региональных издателей появляется больше возможностей укрепить свои позиции, практически в любых категориях», — отмечает Абов. По его мнению, среди печатных изданий могут быть успешными запуски проектов, ориентированных на разные потребительские категории (молодежные, спортивные, женские), но в региональных масштабах. А на федеральном уровне могут усилить позиции издания b2b.
Александра Ходонова
Источник: БФМ.РУ
05.02.2009
03.04.2023
Segezha продала европейский бизнес по производству упаковки
В феврале 2023 года Группой заключено соглашение о продаже 100% доли в капитале компании Arka Merchants Limited и ее дочерних обществ (семь заводов Segezha Packaging в Европе и Турции)
30.03.2023
FSC уходит из России, остается «Лесной эталон»
Аннулирование российских сертификатов FSC произойдет в конце апреля
24.03.2023
Smurfit Kappa завершила продажу российских активов
К концу апреля АО «Смерфит Каппа Рус» будет переименовано в АО «Каппа Рус»
01.03.2023
Следите за своим языком!
Соблюдение норм СРЛЯ при использовании его как государственного теперь обязательно. Соответствующие поправки внесены в ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»
20.02.2023
Segezha вернется к вопросу строительства нового ЦБК в Карелии не ранее 2025 года
На сегодня есть две глобальные проблемы, мешающие реализации проекта «Сегежа-Запад»: невозможность поставок необходимого европейского оборудования и закрытие рынков, на которые проект был ориентирован