SBO-PAPER.RU

Новости мировой ЦБП

Мировой издательский бизнес уходит в цифровой океан

Основные тренды мирового книгоиздания были представлены профессором Вильнюсского университета Арунасом Гудинявикусом (Dr. Arūnas Gudinavičius) на факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики» в рамках Бизнес-школы «aBook vs iBook ver.2».

Самый крупный сегмент мирового книжного рынка (24%, или 27 млрд. евро) находится в США, однако темпы его роста заметно снизились. Доля китайского книгоиздания, напротив, увеличивается и составляет 13% (15 млрд. евро). В ближайшее время показатели США и Китая могут сравняться. Возможно, Поднебесная займёт лидирующую позицию. Доля Германии составляет 8%, Японии — 5%, Франции — 4%, Великобритании — 3%. Остальные страны в совокупности дают 42% — 48 млрд. евро (рис. 1).

Рынок электронного книгоиздания продолжает активно развиваться. На сегодняшний день его мировой объём достиг 14,5 млрд. долларов. К 2016 г. ожидается рост до 17 млрд. долларов (рис. 2). Как показывает анализ издательской карты мира, рынок э-книг расширяется в Западной Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Латинская Америка и Средний Восток занимают очень незначительные позиции. В целом на мировом рынке э-книг начинается стабилизация, и в первую очередь это относится к рынкам США и Великобритании.

Согласно исследованиям, в 2014 г. доля э-книг в США составляла 13%, а в сегменте художественной литературы — 27%. Интересно, что 31% издателей э-книг выпускают усовершенствованные версии с добавлением мультимедиа и интерактива. Однако рассчитывать на успех могут лишь немногие: обычно этот вид книжного бизнеса не очень прибылен по сравнению с изданием и распространением книг в «простых» форматах.

Наиболее доходным и популярным каналом продаж э-книг в США является сайт Amazon.com. На втором месте по эффективности — персональные сайты издательств. По cтатистике Американской ассоциации книгоиздателей, доходы от традиционного книгоиздания растут примерно на 4% в год, а от электронного — на 4,7%. Однако в количественном выражении в этом году наблюдался спад продаж э-книг примерно на 8%. По прогнозам экспертов, он продолжится в течение 2015 г., а в начале следующего года тенденция вновь станет позитивной.

Доля взрослых американцев, читающих э-книги, в последние годы увеличилась до 8%. Только в 2015 г. этот показатель вырос уже на 20%. При этом американцы читают в среднем пять книг в год. 42% взрослых применяют для чтения планшеты, около 32% — ридеры. 92% взрослых американцев имеют смартфоны, которые они также используют для чтения.

В Великобритании доля электронных изданий на книжном рынке в целом составляет 11,5%, а в сегменте художественной литературы — 25%. В прошлом году наблюдался значительный подъём — на 18,5%. Доля небольших независимых издателей и авторов на этом рынке выросла до 79%. В Соединённом Королевстве, как и в США, отсутствует регулирование цен, э-книга примерно в пять раз дешевле печатной.

Германия занимает третье место в мире по объёмам традиционного книгоиздания, однако доля электронных изданий на книжном рынке страны составляет лишь 4,3%, а в сегменте художественной литературы — 10%. Объём рынка э-книг в 2013 г. достиг 163 млн. евро. В ноябре 2014 г. была запущена новая платформа Tolino — немецкая альтернатива Amazon. Она занимает всё более прочные позиции и по популярности обгоняет Amazon, имеющий на рынке э-книг Германии около 15%, тогда как доля Tolino приближается к 20%. Многие издатели экспериментируют с продажами э-книг, тестируют подписную модель. В Германии на книги устанавливаются фиксированные цены.

Ещё одна крупная страна с низким уровнем электронного книгоиздания — Франция. Здесь э-книги занимают немногим более 1% в целом и около 3% на рынке художественной литературы. Тем не менее и в этой стране количество читателей книг в цифровом формате увеличивается. По статистике, э-книгами увлекаются около 18% читателей. Около 84% французов обладают смартфонами, однако лишь 9% используют их для чтения. 25% жителей этой страны имеют букридеры, но читают 82% их обладателей. Распространена подписная модель, читатели покупают в среднем примерно четыре книги в год. Подписка стоит 10 долларов в месяц. Во Франции также применяются фиксированные цены на книги.

Несколько шире, чем во Франции, э-книги представлены в Италии: их доля около 5%. Рост рынка в 2015 г., по прогнозам, составит 30–40%. Доля местных ритейлеров на рынке э-книги составляет 11%, половина — за Amazon. У Kobo 20%, iBooks имеет 14%. Пиратство в стране наблюдается лишь в отношении бестселлеров, поэтому большинство издателей практически не прибегают к техническим запретам.

В Нидерландах продажи э-книг составляют 5% общего рынка, а в структуре онлайн-ритейла — 26%. Голландские издатели выпустили в 2014 г. более 37 тыс. наименований э-книг.

В Японии цифровые технологии развиваются очень быстро, поэтому многие жители пользуются различными устройствами. Однако долгое время э-книги были у японцев не очень популярны. Доля электронного книгоиздания в 2013 г. составляла около 10%, начиная с 2012 г. рост рынка э-книг ускорился. По прогнозам, к 2017 г. его объёмы достигнут 250 млрд. японских иен (около 2 млн долларов). Наиболее популярны электронные комиксы, занимающие 78% рынка э-книг. В Японии работает много ритейлеров э-книг, причём не только международных, но и локальных. В 2014 г. было продано более 1 млн. э-книг, и этот показатель растёт.

В ближайшее время рынок э-книг ждёт бум самопубликаций. Если раньше самиздат рассматривался как последний из возможных вариантов — «соломинка» для неудачливых писателей, то сегодня это клеймо постепенно стирается. Благодаря Интернету писательство превратилось в глобальное культурное движение, а в режиме самопубликации каждый автор имеет возможность открыть доступ к своим знаниям, компетенциям, идеям. Через несколько десятков лет самиздат будет рассматриваться историками как явление сродни печатному станку Гутенберга. В то же время самопубликация серьёзно угрожает коммерческому книгоизданию, подрывая существующие бизнес-модели издательств. Есть основания предполагать, что к 2020 г. самиздат составит 50% рынка э-книг (рис. 3).

Одним из основных факторов успеха самопубликаций является серьёзное отношение авторов к этому занятию и к своей аудитории. При этом, как показывает практика, читателям совершенно неважно, кто издаёт книгу. Имя автора для них намного важнее.

Тем не менее самиздатовцы сталкиваются с возросшей конкуренцией со стороны традиционных издательств. Бренд пока остаётся показателем качества, и 60–80% читателей предпочитают продукцию, выпущенную в официальном порядке. Чтобы удержать и расширить аудиторию, издатели проводят специальные акции, устраивают распродажи, делают скидки. Также растёт количество бесплатных э-книг: сегодня доступно около 50 тыс. наименований.

Есть вероятность того, что ряд писателей прекратит свою деятельность в ближайшее время: становится сложно одновременно сочинять новые истории, следить за трендами рынка, активно общаться в соцсетях с читателями и издателями. Такие платформы, как Amazon, стремятся сократить роялти. Отсутствие финансовой мотивации — тоже веская причина снижения авторской активности.

Издание печатных книг будет сокращаться, всё больше людей предпочитают электронные форматы чтения. Это приводит к снижению популярности традиционных книжных магазинов. В Европе и Северной Америке рынок э-книг продолжит рост, но не такими высокими темпами, как в предыдущие годы, а в развивающихся странах в связи с увеличением числа пользователей смартфонов будет наблюдаться бум использования э-контента.

Источник: «Университетская книга» (июль-август 2015)
02.09.2015

Новости мировой ЦБП

17.09.2020
Stora Enso остановит одну из БДМ фабрики Hylte
В результате с рынка будет выведено 235 тыс. тонн газетной бумаги

10.09.2020
Mayr-Melnhof останавливает КМ на заводе Hirschwang
Машина выпускает макулатурные картоны GT, GD, GK, UD

07.09.2020
SCA уходит из сектора бумаги для печати
Комментарий Laakirchen Papier

07.09.2020
Södra Cell повышает цены на целлюлозу
С 1 октября тонна NBSK подорожает на 40 долларов США

02.09.2020
SCA намерена инвестировать в производство ХТММ в Швеции
Компания уходит из сектора бумаги для печати

Архив

Союз предприятий печатной индустрии

ГК «Дубль В»

UPM.RU | The Biofore Company

Лесной форум Гринпис России

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: