Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года опубликован на сайте Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) на русском языке. В сентябре этот же прогноз – The Russian Federation forest sector outlook study to 2030 – был опубликован на английском. По мнению авторов, до 2030 года производство целлюлозы увеличится в 1,6-1,9 раза, бумаги и картона – в 1,9–3,3 раза.
ЦЕЛЛЮЛОЗА И БУМАГА
ЦЕЛЛЮЛОЗА ТОВАРНАЯ
Прогноз потребления товарной целлюлозы до 2030 года предусматривает, что из общего объема производимой в Российской Федерации целлюлозы 62,5% продукции будет использоваться самими производителями для выпуска продукции более высоких переделов (бумаги, картона и бумажно-картонных изделий). Остальная часть целлюлозы (37,5%) поступит на внутренний рынок и на экспорт. Динамика товарной целлюлозы на период до 2030 года представлена в Таблице 5.6.
Таблица 5.6. Товарная целлюлоза (тыс. тонн)
В соответствии с инновационным сценарием производство целлюлозы товарной к 2030 году должно возрасти по отношению к 2020 году в 1,9 раза и достичь уровня в 3 900 тыс. тонн (рис. 5.6).
Учитывая самодостаточность отечественного рынка в целлюлозе, прогноз учитывает незначительный импорт и рост экспорта. По всем сценариям развития темпы роста экспорта целлюлозы сохраняются на уровне темпов роста производства и составляют по инновационному варианту – 180%, умеренному – 160% и инерционному – 157%. К 2030 году ежегодное внутреннее потребление целлюлозы товарной увеличится в 2 раза и возрастет до 1 млн. тонн.
БУМАГА И КАРТОН
Перспективы развития российской целлюлозно-бумажной промышленности на период до 2030 года в значительной степени зависят от развития емкости внутреннего рынка и внешнеэкономической конъюнктуры рынков волокна, газетной бумаги и крафт-лайнера, традиционно освоенных российскими производителями. Динамика потребления бумаги и картона на период до 2030 года представлена в Таблице 5.7.
Таблица 5.7 Бумага и картон (тыс. тонн)
В соответствии с инновационным сценарием производство бумаги и картона к 2030 году должно возрасти по отношению к 2020 году в 3,3 раза и достичь 25,5 млн. тонн.
Приведенные темпы роста производства позволят в определенной мере сократить отставание Российской Федерации от развитых лесопромышленных стран по душевому потреблению бумаги и картона. Экономическая политика государства, направленная на значительное увеличение потребления бумаги и картона на внутреннем рынке, окажет влияние на объемы экспорта и импорта этой продукции. Согласно всем сценариям развития, темпы роста экспорта бумаги и картона отстают от темпов роста производства и составляют по инновационному варианту 3,5 раза, по умеренному – 1,7 и инерционному – 1,5 раза. Экономическая политика государства предусматривает уменьшение зависимости потребностей внутреннего рынка от импорта. Прежде всего это относится к высококачественным видам бумаги и картона для полиграфии, упаковке пищевой продукции и изделиям санитарно-гигиенического назначения. К 2030 году внутреннее потребление бумаги и картона возрастет до 20 млн. тонн, что позволит увеличить среднедушевое потребление данной продукции в 3 раза: с 46,8 кг в 2010 году до 141 кг в 2030 году. Среднедушевое потребление бумаги и картона должно соответственно вырасти в 2,5 и 1,9 раза (рис. 5.7).
От авторов:
Ведущей идеей настоящего прогноза является объективная и независимая экспертная оценка современного состояния и перспектив развития лесного сектора Российский Федерации на период до 2030 года. Участие федеральных органов власти выразилось в инициировании проекта по соглашению с ФАО, поощрении независимого исследования, участии в наблюдательном совете, предоставлении всех необходимых для работы ресурсов и данных, в рассмотрении и оценке полученных результатов.
Главными целями исследования являются: (1) независимый и объективный анализ современного состояния лесного сектора в России за последние 20 лет; (2) предложение наиболее эффективного пути развития в следующие два десятилетия; (3) помощь политикам в выработке информированных решений по выводу лесного сектора страны из затяжного системного кризиса; (4) повышение открытости, прозрачности и инвестиционной привлекательности российского лесного сектора для отечественных и зарубежных инвесторов.
Подробнее:
Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года (pdf, 2,22 МБ)
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (FAO), октябрь 2012