В 2010 году пошлины на ввоз мелованной бумаги в Россию могут отменить. Соответствующий проект уже утвержден Минкомсвязи и отправлен на согласование в правительство. Участники рынка считают, что отмена пошлин позволит вернуть до 100% заказов на печать журнальной продукции из-за рубежа в Россию в течение двух-трех лет. Сейчас более 65% издательских домов печатают журналы за рубежом.
О том, что отмена пошлин на ввоз мелованной бумаги в Россию утверждена в Минкомсвязи, РБК daily рассказал топ-менеджер крупной типографии. В Минкомсвязи эту информацию подтвердили. По словам пресс-секретаря министерства Елены Лашкиной, проект уже направлен на согласование в правительство. «Снижение пошлин позволит стимулировать внутренний спрос и производство печатной продукции в России. В перспективе это создаст условия для инвестиций в производство мелованной бумаги и картона и будет способствовать снижению зависимости РФ от импорта», — говорит г-жа Лашкина.
Отмена пошлин будет проходить в два этапа. Ожидается, что с начала 2010 года она снизится до 5%, а через несколько месяцев будет отменена совсем. Сейчас она составляет 15%. Помимо пошлины, ввозимая в страну мелованная бумага облагается 18-процентным НДС. По оценке Содружества бумажных оптовиков (СБО), объем импорта мелованной бумаги в Россию в январе—июле 2009 года составил 190 млн. долл., что на 40% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Спрос на бумагу сократился из-за оттока заказов за рубеж», — говорит исполнительный директор СБО Ольга Широкова. Сейчас за рубежом журналы печатают более 65% российских издательских домов. Объем импорта журнальной продукции в Россию, по оценке СБО, в январе—июле 2009 года составил 374 млн долл.
Отмена пошлины поможет вернуть до 100% заказов на печать журнальной продукции из-за рубежа в Россию в течение двух-трех лет, считает г-жа Широкова. По словам первого заместителя гендиректора «Пушкинской площади» Андрея Сулейкова, отечественным издателям гораздо удобнее печататься в России по нескольким причинам. Во-первых, из-за сокращения производственного цикла и исключения таможенных рисков. Другая причина — перед издателями откроются новые возможности по привлечению рекламы. «Сейчас очень популярны нестандартные способы рекламы. Например, вложение различных пробников, если говорить о глянцевых изданиях. Чтобы сделать это за границей, нужно пройти множество бюрократических процедур», — говорит он. С ним соглашается владелец ИД «Парлан» Евгений Змиевец: «Если печатать журналы в России, производственный цикл сокращается на неделю. Появляется больше времени на сбор рекламы».
Г-н Змиевец отмечает, что «при равной цене на услуги и соответствующем качестве печати» его издательский дом предпочтет пользоваться услугами российских типографий. Сейчас, по его словам, разница в цене на услуги по печати журналов в Финляндии и России доходит до 25%.
Сейчас крупнейшими игроками на отечественном рынке полиграфии, работающими с мелованной бумагой, являются полиграфический комплекс «Пушкинская площадь» (доля на рынке 24,8%), типография «Алмаз-Пресс» (22,1%), «Первый полиграфический комбинат» (12,4%), «МДМ-Печать» (11,9%), АСТ (5,2%), «Медиа-Пресса» (4,6%).
Анна Ануфриева
Источник: РБК daily (rbcdaily) от 28.10.2009