Полиграфические комбинаты России отмечают отток клиентов, сокращение тиражей и подтверждают повышение цен на полиграфические услуги. Но пока отказываются признавать, что кризис уже коснулся их в полной мере. Между тем, зарубежные поставщики бумаги отмечают, что российские типографии стали меньше потреблять их продукции. Рынок продаж в 2008 году из-за кризиса вырос всего на 10% вместо прогнозируемых ранее 20%. В будущем году, возможно, произойдет дальнейшее падение.
По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК), сейчас рынок полиграфии России оценивается в 7,5 млрд. долларов, в стране работает 16 тысяч типографий. При этом примерно треть полиграфических предприятий находится в Москве, 10% в Санкт-Петербурге, остальные — в регионах. Московские предприятия выпускают порядка 80% всего объема полиграфической продукции.
До недавнего времени этот рынок рос опережающими темпами. Еще в начале 2008 года то же ФАПМК оценивало его в 4,7 млрд. долларов. Маркетинговое агентство Step by Step в начале 2008 года оценивало емкость рынка в примерно в 4 млрд. долларов. Сейчас же, по данным опрошенных BFM.ru экспертов, из-за кризиса и сокращения бюджетов издательств и рекламных агентств — основных потребителей полиграфических услуг — о прежнем росте говорить не приходится. Как отмечают участники рынка, пока они держатся за счет постоянных клиентов и «длинных тиражей» от крупных издательских домов, которые были оплачены еще в 2008 году.
Как отметил генеральный директор «Первого полиграфического комбината» Дмитрий Дементьев, пока кризис сказался на компании не настолько сильно, как предполагалось ранее. «Тиражи многих изданий, прежде всего рекламных, упали, как упали и объемы печати. Но основную часть наших клиентов составляют крупные издательские дома и корпоративные клиенты. Поэтому в среднем показатели падения тиражей у нас составили около 10%, что не является критическим. Говорить о серьезном сокращении числа заказчиков в течение последних месяцев 2008 года не приходится. Прошедший год был для нас довольно удачным. Количество ключевых заказчиков увеличилось на 20%. Разумеется, сейчас сотрудникам службы продаж стало сложнее работать».
Менеджер по продажам «Московского печатного двора» Татьяна Короненко отметила, что ее компания также держится за счет постоянных клиентов. «От них количество заказов увеличилось. Однако при увеличении заказов клиенты сокращают объемы печати (тиражи). В каждом случае сокращение может составлять 20-30%. К примеру, если первоначально заказ оформлялся на каталог тиражом 10 тысяч экземпляров, то при утверждении заказа клиенты просили сократить тираж до 7-8 тысяч экземпляров. Они объясняют это тем, что им необходимо экономить, поскольку бюджеты сокращаются», — рассказывает она.
Представитель ФАПМК Геннадий Кудий отмечает, что пока сложно оценить масштабы потерь, которые несут полиграфисты из-за кризиса. «Ясно одно, что в типографиях сокращаются заказы и объемы печати. Вот «Комсомольская правда» выходила на 48 страницах, стала на 24. Рекламные издания тоже снизили и тиражи, и сократили объем. Книжные тиражи уменьшились, поскольку у населения падает покупательская способность».
По словам Кудия, проблемы в полиграфической отрасли подогревает несовершенная налоговая политика и нехватка современных мощностей. Так, Россия большую часть бумаги, в том числе популярную среди заказчиков мелованную, приобретает за рубежом. Бумага, помимо НДС, облагается дополнительной таможенной пошлиной в 15%. «И, в конечном счете, все это оплачивает полиграфист, а затем и заказчик». При этом Кудий отметил, что западные производители уже в конце 2008 года подняли цены на бумагу. Из-за этого российские типографии также вынуждены поднимать цены, что также не способствует притоку клиентов».
Наталия Малашенко, директор по коммуникациям российского представительства финской компании UPM-Kymmene, одного из крупнейших поставщиков бумаги в Россию, отмечает, что их компания последний раз подняла цены на бумагу в декабре прошлого года. В 2008 году рост цен составил 15%. Представитель компании отмечает, что это было связано с ростом затрат производителя на электроэнергию и сырье в Финляндии. «Сокращение заказов на бумагу мы отметили еще в 2008 году. Изначально мы прогнозировали рост рынка в России на 20% в целом за год, но из-за начавшегося кризиса он вырос примерно на 10%. В этом году мы прогнозируем сокращение российского рынка на 5% при пессимистичном сценарии и рост всего на 3% — при оптимистичном».
По словам Татьяны Короненко из «Московского печатного дома», из-за повышения себестоимости продукции, вызванного увеличением цен на бумагу, в частности, типография вынуждена повышать стоимость своих услуг. Сказывается и укрепление доллара и евро по отношению к рублю. «Бумагу мы закупаем у зарубежных поставщиков. А поскольку рубль слабеет, то и стоимость расходного материала для нас увеличивается. Так, бумага, которая до кризиса стоила 32 рубля за лист, теперь стоит уже 48, бумагу, которую мы закупали до кризиса по 52 рубля за лист, теперь обходится нам в 75 рублей. И теперь стандартный каталог на скрепке тиражом 1 тысяча экземпляров обойдется заказчику в 33–35 тысяч рублей. До кризиса он стоил примерно 25 тысяч».
«Повышение цен на бумагу для нас не является чем-то новым, — добавляет Дементьв. — Это происходит практически ежегодно. Вдобавок в условиях существования ввозных пошлин на мелованную бумагу российским полиграфистам сложно конкурировать с зарубежными типографиями. Сейчас поставщики мелованной бумаги ввели мораторий на повышение цен до конца первого квартала 2009 года. Поставщики других полиграфических материалов — краски, смывов, пластин, резин, — пока тоже не спешат с заявлениями о повышении цен. То есть пока все еще идет на прежнем уровне».
При этом, как отмечает Дементьев, в условиях кризиса некоторые предприятия в России и за рубежом, в частности в Польше и Финляндии, стали прибегать к демпингу. Цена на рулонную печать за рубежом уже на 30% ниже, чем в России. По словам Кудия, российские издатели печатаются в европейских типографиях «не от хорошей жизни. Цены там традиционно на 15-20% ниже, чем в России. А качество печати зачастую лучше», — отмечает он.
При этом представитель ФАПМК говорит, что в ближайший год роста отрасли ждать не придется. Для того, чтобы соответствовать требованиям заказчиков и существовать в условиях конкуренции с западными типографиями, необходимо обновлять парк оборудования. «Практически все отечественные типографии развиваются за счет своих собственных средств и привлеченных кредитов. С 2007 по 2008 год в развитие российской полиграфической отрасли было вложено 2 млрд. долларов частных инвестиций — на обновление парка оборудования, в том числе. Но теперь кредитные линии закрыты, и инвесторы стали более осторожны», — сокрушается он.
Автор: Яна Милюкова
BFM.Ru от 14.01.2009