Газетная бумага российского производства является одним из наиболее конкурентоспособных на мировом рынке товаров отечественной целлюлозно-бумажной промышленности, ее производство является экспортно-ориентированным. Объемы производства газетной бумаги в России на треть превышают потребности рынка, качество газетной бумаги не всегда соответствует требованиям потребителей. Сегодня ситуация на внутреннем рынке газетной бумаги оценивается как благоприятная. Фактором роста производства является увеличение внутреннего спроса: российские газеты продолжают переходить на цветную печать, журналы увеличивают объемы. Это обеспечивает развитие рынка, установку типографиями нового оборудования, которому требуются качественные сорта бумаги.
Отечественная газетная бумага уступает зарубежным аналогам по оптическим характеристикам (яркости, чистоте тона), стойкости поверхности к выщипыванию, пылимости. Кроме того в России практически отсутствует производство тонких видов газетной бумаги массой 40 — 42 г/м2. Наибольшим спросом на российском рынке пользуется газетная бумага марок «А» и «О» плотностью 45 г/м2. На газетную бумагу этого типа на сегодняшний день приходится около 79% российского потребления, и доля такой бумаги в структуре потребления с каждым годом увеличивается, что связано со стремлением потребителей к экономии.
Газетная бумага стандартно используется в трех секторах производства: книги, газеты, журналы. Объемы производства демонстрируют стабильный рост практически во всех трех сегментах. Только за первые три квартала 2006 года по данным ОАО «ИТКОР» (см. график) производство книг возросло на 8,5%, журналов — на 33,1%. Выпуск газет претерпел минимальные сокращения, что явилось следствием определенного насыщения рынка.
Одной из главных проблем отрасли является изношенность основных фондов, составляющая на сегодня порядка 80%. Газетный рынок фактически поделен тремя гигантами: ЦБК «Кондопога», «Соликамскбумпром» и «Волга», которые после отмены 5% таможенной пошлины на вывоз бумаги в январе 2005 года стали экспортировать до половины производимых объемов газетной бумаги.
Экспорт газетной бумаги вырос за 10 месяцев прошлого года на 1.8% до 1.08 млн. тонн с 1.1 млн. тонн, в денежном выражении он остался на прежнем уровне. Основными импортерами российской газетной бумаги являются Индия, Германия, Турция, Великобритания, Иран, Пакистан и Финляндия.
Увеличение экспортной составляющей в общем объеме производства неминуемо привело в последние годы к дефициту на внутреннем рынке. Производители бумаги не скрывают, что производственные мощности недостаточны, а качество производимой бумаги невысоко. «Модернизация отрасли не успевает за издателями и полиграфическим бизнесом. Заводы построены до войны, а оборудование стоит очень дорого: одна машина обойдется в 500 млн. евро, а для того чтобы построить нормальное предприятие, нужен 1 млрд. долл.», — говорят эксперты рынка.
Во втором полугодии 2006 года произошло повышение цен на газетную бумагу на внутреннем рынке. Это связано с ростом цен на целлюлозу и лесосырье, на которые приходится более половины себестоимости. Цена на целлюлозу выросла с начала прошлого года на 16%, на лесосырье — более 20%. Газетные предприятия считают повышение цен закономерным, это позволит им не работать в убыток. Еще одним объяснением повышения цен стараются сделать факт цикличности развития рынка газетной бумаги и наступления периода его бурного роста, что в свою очередь, повлекло за собой рост потребления бумаги и рост цен. Существует практика, по которой ЦБК планово поднимают цены два раза в год, по договоренности с издателями. В этом случае последние успевают поднять цены на подписку, розничные цены, расценки на рекламу.
Внеплановое повышение цен на бумагу явилось для издателей и полиграфистов форс-мажором в условиях уже заключенных договоров и проведенной подписной кампании на 1-е полугодие 2007 года и ведет к серьезным финансовым потерям. Полиграфический рынок посчитал действия ЦБК неоправданными. По мнению многих издателей, объяснением происшедшей ситуации можно считать желание комбинатов извлечь все возможности из своей монополии на рынке.
Многие участники рынка предсказывают дальнейшее повышение цен на отечественную продукцию, вплоть до уровня цен на западную бумагу, даже с учетом таможенных пошлин. При этом, в условиях существующей 15%-ой пошлины на ввоз бумаги в Россию импорт газетной бумаги из-за рубежа продолжает быть экономически нецелесообразным.
Решением сложившейся ситуации может стать скорейшая отмена пошлин на ввоз бумаги для печати газет, журналов и книг, что решит проблему дефицита бумаги и установит на внутреннем рынке условия здоровой конкуренции. Кроме того, необходимо установить нулевую ввозную пошлину на ввоз бумагоделательного оборудования, которое не производится в России. Для российских ЦБП на сегодня это наиболее актуальная мера.
Основными игроками на рынке являются ЦБК «Кондопога», «Волга» и «Соликамскбумпром».
Эти предприятия активно развиваются и наращивают свои объемы производства. За первые шесть месяцев 2006 года они обеспечили 63,8% общего прироста выработки бумаги по стране. Учитывая конъюнктуру рынка, остальные игроки, такие как ОАО «ЦБК «Кама» и ООО «Енисейский ЦБК» заявили о активном наращивании производства газетной бумаги.
Аналитический Центр Полиграфии Терра Принт