Сейчас большинство экспертов сходятся во мнении, что рынок газетной бумаги «схлопывается» и в течение 8-10 лет сократится примерно на 60-70%. Каковы перспективы отечественной целлюлозно-бумажной промышленности и карельского флагмана, Кондопожского ЦБК? Об этом в интервью газете «Авангард» рассказал директор Института экономики Карельского научного центра РАН доктор экономических наук Юрий Савельев.
Юрий Владимирович, каковы сейчас позиции отечественных производителей газетной бумаги на мировом рынке?
— Более половины рынка занимают производители из США, Канады, Китая, Индии и ряда других стран. Российская ЦБП занимает всего около 2%, а суммарный объем поставляемой продукции оценивается примерно в 8 млн. тонн в год. Для сравнения, Китай, который начинал с аналогичных стартовых позиций, за 10-15 лет продемонстрировал очень быстрые темпы роста и сейчас занимает 27% мирового рынка с суммарным объемом более 106 млн. тонн. Так что, учитывая тенденции к сокращению рынка, следует ожидать, что наши предприятия, такие, как КондопожскийЦБК, конечно, будут с него вытесняться. Но у российских производителей сейчас еще есть время, чтобы подумать, в каком направлении развиваться и какие виды продукции в дальнейшем выпускать.
То есть выход — только в серьезной модернизации существующих производств?
— Безусловно, в значительном изменении производственных программ российских предприятий. Основные проблемы отечественной ЦБП сегодня – это высокая степень износа оборудования, непомерные затраты при больших объемах инвестиций в модернизацию производств. В условиях неустойчивости национальной валюты, высоких банковских процентов на кредиты — риски, конечно, велики, и поэтому ЦБП в целом сегодня не является приоритетом для крупных инвесторов. Но в то же время есть и иные примеры, в частности, Кондопожский ЦБК. Это как раз один из немногих случаев, когда приходят новые инвесторы, планирующие не перепродать предприятие, а развивать производство и выходить на новые рынки.
На какие новые виды продукции могло бы переориентироваться ОАО «Кондопога»?
— Принимая решения о модернизации Кондопожского ЦБК, необходимо учитывать, с одной стороны, темпы роста различных рынков продукции ЦБП. С другой стороны – имеющуюся сырьевую базу. В Карелии основной лесообразующей породой является сосна. Ее доля составляет в среднем 60%. Между тем на Кондопожском ЦБК для изготовления газетной бумаги используют еловую древесину. Это достаточно дорогое сырье.
Для того чтобы максимально эффективно задействовать сырьевую базу, мы хотим предложить проработать возможность использования сосны с переходом к изготовлению сульфитной и вискозной целлюлозы. Это весьма перспективный полуфабрикат, позволяющий получать широкий ассортимент продукции.
Перспективный — потому, что в России производство продукции, о которой вы говорите, фактически отсутствует?
— Именно. Сегодня целый ряд продукции ЦБП в нашу страну практически полностью импортируется из-за рубежа. Это обойная бумага, бумага со специальными пропитками и покрытиями для производства строительных и отделочных материалов, пользующихся очень широким спросом. А также целлюлозные многослойные композиты и пористые наполнители, которые применяются, к примеру, в производстве санитарно-гигиенических изделий. Вот эти три вида продукции, производство которых даст Кондопожскому ЦБК очень серьезные конкурентные преимущества. Это широкий, растущий рынок, где отечественные производители фактически не представлены, а зарубежная продукция, как известно, облагается таможенными пошлинами, что значительно удорожает ее для оптовиков и конечных потребителей.
Но для выпуска этой продукции потребуется фактически создание нового производства на базе комбината?
— Да, мы выступили с предложением по кардинальной реконструкции или строительству целлюлозного завода, который будет ориентирован на переработку сосновой древесины. И основная продукция, на которую будет приходится 60-70% объема сбыта, может быть представлена этими тремя видами, о которых я сказал выше.
Причем важно понимать, что ЦБК — это комбинированное производство, где выпускается достаточно широкий ассортимент продукции, в том числе второстепенных, побочных видов продукции. И за модернизацией основного производства следует изменение всех имеющихся на предприятии технологических цепочек. Так что в рамках новой бизнес-модели хотим проработать и производство дополнительных видов продукции.
Каких, например?
— Во-первых, это, конечно, пиломатериалы. Кондопожский ЦБК уже сейчас начинает создавать деревообрабатывающее подразделение. Во-вторых, имеются широкие возможности по производству высокотехнологичной продукции. Например, микрокристаллической целлюлозы. Это ценный биотехнологический продукт, который производится на основе сульфитной или вискозной целлюлозы и пользуется огромным спросом. В частности, как основа наполнителя для лекарственных средств — таблеток, для производства пищевых концентратов, сорбентов, компонентов для фильтров и т.п. В России рынок микрокристаллической целлюлозы представлен лишь пятью-шестью небольшими научно-производственными объединениями, в основном их продукция также импортируется.
Кроме того, возможна организация гидролизного производства на основе переработки древесных отходов с производством этанола, синтетического бензина, фурфурола. Или производства, связанного с выпариванием ксилозы и производством кристаллического ксилита – это также весьма ценный и достаточно дорогой продукт. Более половины мирового рынка ксилита сегодня обеспечивает Финляндия.
Наконец, уже сегодня возможна организация переработки лигносульфонатов (лигнин). На его основе можно выпускать многое: от дефицитных для России строительных отделочных плит и покрытий (арбоформа) до нового поколения теплоизоляционных материалов (лигноперлита). На основе гидролизного лигнина производится топливный газ, сорбенты, наполнители для пластмасс и др.
Возможности, судя по вашим словам, действительно, широкие, но ведь наверняка потребуется и привлечение новых инвесторов, и господдержка…
— Уверен, что перспективы получения господдержки также открываются серьезные — в условиях вводимых в отношении России экономических санкций в стране серьезно пересматривается экономическая политика, появляются новые инструменты поддержки импортозамещающих производств. А наши предложения, повторюсь, как раз направлены на выпуск продукции, которая пока что поставляется из-за рубежа. Так что развитие этих побочных производств для Кондопожского ЦБК — это не только расширение ассортимента продукции и повышение технологичности, но и возможность максимально снизить риски, привлечь государственное софинансирование.
Кроме того, среди наших предложений — создание на неиспользуемых промплощадках, а их у Кондопожского ЦБК достаточно много, индустриального парка. Так кто же мешает комбинату организовать управляющую компанию, которая будет привлекать инвестиции, предоставлять инвесторам производственные помещения, где смогут развиваться новые виды производства! Это дополнительный бизнес и дополнительные рабочие места. Таким образом решается и важная социальная задача: ведь модернизация основного производства в будущем неизбежно приведет к сокращениям персонала. Появление новых производств – это трудоустройство высвобождающихся работников, диверсификация экономики моногорода в целом.
Есть ли у вас взаимопонимание с руководством Кондопожского ЦБК, насколько на комбинате заинтересовались вашими предложениями?
— Отмечу, что свои предложения по развитию моногородов Карелии (а из десяти таких монопрофильных населенных пунктов в четырех градообразующими являются предприятия ЦБП) мы подготовили еще два года назад. К сожалению, тогда в Министерстве экономического развития Карелии к ним не прислушались. При этом к ним проявил интерес реальный сектор экономики, причем и за пределами республики. Например, нашими предложениями заинтересовалась корпорация развития Вологодской области, РАО «Бумпром» (г. Москва).
Что касается Кондопожского ЦБК, то нынешний генеральный директор Дмитрий Туркевич также поддержал предложенные нами варианты развития комбината. И сейчас мы ведем активный диалог с руководством Кондопожского ЦБК о том, чем мы можем помочь, какую технологическую схему проработать для комбината и какую новую бизнес-модель порекомендовать. Уже разработали проект технического задания. Конечно, мы считаем очень важным, что у нас началось такое конструктивное сотрудничество и что у руководителей предприятия есть понимание: новые проекты по модернизации производства надо готовить уже сейчас, чтобы у комбината было будущее.
Ирина ТАРАСОВА, газета «Авангард»
22.05.2014