«Кто виноват?» – голландский ответ на русский вопрос
Браам Рихард А.М., новый генеральный директор ЗАО «ПК «Экстра М»
О том, что «штормит нынче рынок полиграфии», говорят уже давно, и в качестве одного из аргументов приводят ситуацию в одной из крупнейших полиграфических компаний – ЗАО «ПК «Экстра М». С одной стороны – ничего «экстраординарного» там не происходит: реструктуризация производства, внедрение новых методик управления производством и расширение палитры услуг. НО! с другой стороны – 3 июня произошла смена гендиректора. А это не просто «звоночек». Это «колокол»… И по ком он должен звонить, слухов рождено немало…
По мере сил и компетенций Гильдия издателей пыталась представить картину так сказать, из первых уст. Накануне юбилейных торжеств ПК «Экстра М» предыдущий генеральный директор компании Андрей Харьков давал интервью, в котором пытался объяснить, что компания не просто держится на плаву, а модернизируется и обновляется. Потом … ушел с поста… Снова пошли слухи, которые только укрепились с приходом нового, харизматичного, уверенного в себе генерального директора… голландца Рихарда Браама (Richard Braam).
«Причесать и распродать»?
… Встреча Рихарда Браама и Елена Шитиковой, исполнительного директора ГИПП, организовывалась недолго – с одного звонка (очень по-европейски!) определили время и место: «Ричард приглашает Вас, Елена, к нам. Посмотрите сами, что и как…» С первой минуты встречи стало понятно, ответы Ричарда будут развернутыми, по существу и «без запретов».
Рихард, Ваше назначение ассоциируется с серьезными структурными изменениями. И эти ассоциации не всегда положительного свойства. Что в реальности происходит в компании, почему нужно было приглашать специалиста такого уровня, к тому же из Европы?
– Этот вопрос, скорее, к акционерам. Я могу сказать, для чего меня пригласили. Одна из причин – у меня большой опыт работы на Западе – 35 лет на рынке полиграфии. Я прошел все ступени – от «пре-пресса» до «пост-пресса». Идею, которую я предложил в сфере высших технических инноваций, сейчас использует вся Голландия. Я ошибся только в одном – не запатентовал ее. Но зато получил высокую награду…
Тогда стоит развеять миф о том, что «Экстра М» будет распродаваться по частям… или Вы подтвердите эту версию…?
– Интересная версия! Что мы можем продать: наш сад или наши автобусы? Да, я знаю, что за «Экстра М» наблюдают, ждут… Почему-то многие соотносят мой приход в компанию с тем, что ее причешут внешне и распродадут. Это совсем не так. В «Экстра М» уже применяются новые методики ведения бизнеса: «Lean», «Six Sigma», введен статистический контроль процессов. И это первые существенные шаги, которые были предприняты ранее. У меня задача – вывести компанию на новый уровень, используя полученные результаты реструктуризации. Это, как мне кажется, более логичное объяснение, почему я был приглашен. С другой стороны, сегодняшняя ситуация на рынке диктует более жесткий подход не только к процессу производства, но и к ценообразованию. Цена становится все более конкурирующей. А если учесть, что на рынке не так много крупных игроков, скорее всего, произойдет консолидация. Это не плохо и не хорошо – это данность, реальность. Моя основная цель – «Экстра М» должна остаться на рынке, выжить и удержать позиции одного из лидеров. В газетном производстве мы уже «№1». Добиться этого было нелегко, но гораздо легче, чем удержать эти позиции.
Алгоритмы стабильной экономики
Два года назад впервые западные специалисты были приглашены в компанию «ПК Экстра М», чтобы модернизировать систему управления производством, поднять качество полиграфических услуг и расширить возможности полиграфического комплекса. За это время удалось немало – производство полностью стандартизировано, введены европейские KPI. Процесс производства оптимизирован и регулируется эффективным алгоритмом системы «Six-sigma». Это и есть первые результаты – создана собственная базовая система, которая позволяет компании расширять и развивать направления, создающие добавочную стоимость.
Рихард, что еще необходимо сделать, какие цели Вы ставите перед собой? – интересовалась Елена Шитикова. – Какие системы менеджмента и какие европейские технологии и методики смогут противостоять, к примеру, росту цен на бумагу, ситуации с Почтой России, давящему интернету и неоднозначной государственной политике?
– Я изучаю рынок России, я все вижу и понимаю, что происходит. Работать в этих условиях можно, только применяя грамотную экономическую политику и контролируя эффективность процесса на каждом участке нашей производственной цепочки. Но знаете, что самое прекрасное в KPI? То, что вы говорите о самих показателях, а не о личностях. Мы определяем то, чего хотим достичь, и как к этому прийти, но не ищем виноватых. Мне не интересно, кто виноват, интересно, что сделали не так, и почему случилось то, что случилось. Виноват-то всегда один ответственный человек в компании – это генеральный директор. Это – другой образ мышления, образ чувств и образ действий. Контроль процесса охватывает всю цепочку – реклама, подписчики, доставка…поставщики бумаги – это то, что потом появляется в красках на бумаге. Самое интересное и ценное в этой цепочке то, что типография находится посередине. Мы производим продукт – «краска на бумаге», который потом доставляется по всей Москве. И мы очень важны в этой цепочке, но вот зарабатываем мало. А чтобы конкурировать и делать бизнес, нужно внедрить соответствующие KPI и в цепочку, создающую «добавочную стоимость». Российский рынок меняется, происходит движение на журнальном и газетном рынке. Развивается розничный рынок. Эти изменения требуют соответствующей реакции «продажников». Цепочку «рынок-продажи-техзадание» также необходимо стандартизировать. Это необходимо и для понимания потребностей наших клиентов, и для понимания того, что нам нужно сделать, чтобы соответствовать запросам рынка.
Принцип «спагетти»
Рост цены и тарифов – лейтмотив негативного сценария развития отрасли в целом, включая издательский бизнес, полиграфию и рынок бумаги. Каждая «нива» сегодня «переживает непростые условия». Однако кризис не в том, что выросли цены, точнее, не столько в этом. А в том, что нет четкой системы, нет понимания взаимосвязанности, нет целостного видения развития издательской отрасли, а потому нет и решения.
Росту цен способствует, к сожалению, не только экономические факторы, но и политические, правовые и так далее, - продолжила экономическую тематику Елена Шитикова. - Но решать проблемы, независимо от сфер влияния, нужно. А сегодня ситуация на рынке такова – цены на бумагу растут, растут затраты у издателей, растет цена итогового продукта, на газету подписываются все меньше и меньше – идет стагнация.
– Это реальность российского рынка. Я не только наблюдаю это, я работаю в этих условиях. Не так давно у меня была встреча с одним из поставщиков бумаги. Я сказал ему: «Наши клиенты – это и ваши клиенты. Но мне не понятно, почему моя прибыль снижается в силу ряда причин на рынке, а цена бумаги остается по-прежнему высокой?». Я предложил пересмотреть цену, снизив ее на 1,5 %. И я получил отказ. Мне не понятно, почему!? Что вы, как поставщики, предприняли, что изменили в своем бизнесе, чтобы обоснованно повысить цену? Ответа я не получил. Тогда как цена на мои услуги может расти. Моя компания предприняла некоторые действия, которые потребовали вложений и затрат. Мы ввели новые методики управления производством и продолжаем его реструктуризацию. И эти внутренние изменения в компании – это наши инвестиции.
К сожалению, сейчас на нашем рынке практически нет формулы цены, – продолжает Елена, – Не определяется рентабельность. А чтобы исполнить заказ, в расчет берутся в основном расходы на материалы – почти до 80%, а остальные 20% – по принципу «справимся»… В итоге работать приходится в условиях демпинга...
– …Потому что никто не мыслит экономически. В России государство влияет на издателей, поддерживая бюджетными деньгами и, соответственно, влияя на бизнес в части распределения финансов. Неправильный подход и к продажам – продажи ради объема, оборачиваемости, ради продажи. Сейчас все стараются выжить, а не считать и развиваться. Поэтому – демпингуют, а это – начало спирали смерти…
И какую мысль нужно донести до рынка, чтобы истерика не привела к крушению рынка?
– «Прекратите самоубийство!» – это мой посыл. Вот смотрите (рисует): Демографическая, экономическая, социальная, техническая, экологическая политики - все это и есть цена. Все взаимосвязано. Я называю это «принцип спагетти». Когда вы пытаетесь вытащить одну спагеттину, остальные также будут шевелиться. Развивая только одно направление, вы, так или иначе, задеваете и остальные. Если в России намерены поддерживать отечественного производителя бумаги в связи с политической ситуации в мире, то не нужно забывать и об остальных «спагетти» – все звенья отрасли будут зависеть от этого решения...
Мне кажется, что чиновники уже давно поставили крест на «бумаге». Ждут, когда останутся единицы самых стойких… И это печально. А между тем цифровые технологии пока не оправдывают себя экономически. У нас есть примеры, когда издатели вкладывали большие средства в интернет, но не получили отдачи, напротив…
– И это, Елена, не только в России. Многие европейцы сделали ставку на цифровые технологии, и сегодня они испытывают серьезные трудности. Те же редкие примеры, когда хозяева вкладывались в развитие бумажного носителя информации, сегодня говорят об обратном: потребность к чтению не снизилась, напротив – возрастает. Россияне также хотят получать информацию, а это – потенциал в почти 150 миллионов человек! Желание познавать растет. Люди хотят принимать собственное решение, а для этого нужно получать информацию из многих источников – книги, газеты, журналы, а не только из интернета.
К сожалению, издатели не умеют объединяться для решения проблем. И, к сожалению, не всегда готовы учиться, осваивать новые компетенции, но требуют от других участников процесса современного подхода и модернизации. Интересно, какие требования у вас, полиграфистов, к издателям?
– Достаточно того, чтобы они стали нашими клиентами…
И все так просто?
– Смотрите. Допустим, я вынужден сделать инвестиции в 5 млн. долларов, делаю бизнес-план и понимаю, что окупаемость у меня – пять лет. Я говорю клиенту – вот такая цена у нас будет держаться в течение 5 лет…
...соответственно предлагается пятилетний контракт…
– Да, но вместо этого большинство издателей просто возмущаются! Хотя и им тоже нужно посмотреть, что у них не так. Что нужно сделать, чтобы стать интересным своему читателю и обосновать свое предложение, учитывая собственные вложения в обновление формата, верстку и так далее...
Читатель сегодня изменился – он более требователен в выборе источника информации. И чтение газет – это особая субкультура, которая, несмотря ни на что, сохраняется в большинстве Европейских стран – Финляндии, Италии, Швейцарии Голландии… Ричард, что, по-Вашему, нужно сделать, чтобы переломить ситуацию и в России, – продолжает Елена, - что могут сделать издатели и полиграфисты? Мы, как Гильдия издателей, прикладываем много усилий, но не всегда они ведут к желаемому результату.
– Прежде всего, надо проанализировать свой бизнес, начать работать в этих сложных условиях по законам рыночной экономики. И искать новые творческие решения. А то, я смотрю, в России большинство глянцевых журналов в основном те же, что и в Европе. По-моему, российским издателям нужно задаться вопросом, почему нет собственных интересных рынку продуктов?
Пресс-центр ГИПП
12.08.2014