SBO-PAPER.RU

Андрей Харьков, генеральный директор «Экстра М»: «Вот что я называю «фантастически требовательным клиентом!…»

Накануне отмечаемого 29 мая 10-летия Полиграфического Комплекса «Экстра М» его генеральный директор Андрей Харьков стал гостем Пресс-центра ГИПП и представил свое видение развития полиграфии в России.

Типография и полиграфия – это довольно затратное производство, а с учетом нестабильности издательского рынка, можно ли вообще говорить о развитии. Для большинства игроков речь идет о банальном выживании и сохранении бизнеса как такового? Каким, на Ваш взгляд, должно быть производство печатной продукции, чтобы адекватно реагировать на происходящие изменения и довольно печальные прогнозы?

– Общий фон мирового экономического кризиса, безусловно, накладывает отпечаток на отрасль. Однако не стоит забывать, что рынку современных полиграфических услуг в России всего каких-то 20 лет. До середины 90-х в России не было нормальной полиграфической базы – в том смысле, как ее понимают во всем мире. Типографии были, мощности были, но современные технологии не внедрялись – это было просто не нужно, ведь прогрессом в этом направлении во всем мире двигали маркетинговые задачи, а в нашей стране тогда это было не актуально. Печать тогда была гораздо более политизирована, чем любая другая отрасль и у нее были совершенно иные задачи.

К чему это привело? К тому, что в одной только маленькой Голландии сегодня более 15 тысяч типографий, у нас нет и половины этого количества. Причем треть имеющихся российских полиграфических мощностей сосредоточена в Московском регионе, еще 10% в Санкт-Петербурге. Именно здесь внедряются основные новации, закупается дорогостоящее современное оборудование, здесь самая жесткая конкуренция. Но стоит отъехать от Москвы на 100 км и у вас будет прямо противоположная проблема – не выбрать типографию, отвечающую вашим запросам, а найти хоть какую-то типографию вообще. Так что российскому полиграфическому рынку есть куда развиваться и расти.

Клиент современной типографии не просто требователен, он – фантастически требователен. В том смысле, что развитие технологий подстегивает его фантазию. И мы должны быть готовы к тому, что клиент приходит к нам и говорит – я хочу в своей газете увидеть журнальное качество печати, произвести вложение, приклеить стикер и все это быстро, качественно, недорого, чтобы я всегда был в курсе происходящего, мог все посмотреть и пощупать своими руками в любой момент, был спокоен за качество, за своевременную доставку, логистику, и прочая и прочая и прочая.

Вот что я называю «фантастически требовательным клиентом» и именно такого клиента я считаю настоящим подарком для любой типографии. Ведь каждое его «хочу», продиктованное стремлением выделиться на своем рынке, выгодно продать свой печатный продукт потребителю (а мы в этом ему помогаем) создает добавленную стоимость продукта, приносит прибыль не только ему, но и нам. А вот когда клиент месяцами и годами ничего не хочет менять, добавлять, обновлять – это повод задуматься над тем, а все ли наши возможности мы своевременно предлагаем клиенту? Слышит ли он нас, существует ли бизнес-диалог? Видит ли он в наших предложениях увеличение собственной прибыли?

Если мы можем ответить «да» на все эти три вопроса – наш клиент из разряда «качественных», а не «количественных», этот клиент с нами надолго, его уровень лояльности нашей типографии высок.

Я вижу основную стратегическую задачу менеджмента «Экстра М» в создании пула именно таких «качественных» клиентов. Мы понимаем, что это долгий процесс с отложенным результатом. Но это нас не пугает. Это может пугать только «диких капиталистов», которые на рынке временно и, в конце концов, уйдут с него. А мы останемся. Запас прочности нашего бизнеса, его инновационные перспективы таковы, что мы можем смело гарантировать нашим качественным клиентам то, чего они хотят больше всего (хотя, может, пока не могут сформулировать это) – комфорт, стабильность и современность предоставляемых услуг. Не только сегодня, но и через год, через десять лет.

Какие основные этапы развития компании Вы назвали бы основными, поворотными или судьбоносными?

– История компании начинается в 1998 году, когда в одноименном издательском доме было принято решение о создании собственной типографии. В этот период Издательский дом «Экстра М» владел не только современной редакцией, издающей газеты, справочники и журналы, но и собственной сетью распространения прессы. Для того, чтобы цикл от издания до потребителя был полным, не хватало только собственной полиграфической базы. Поэтому решение о строительстве типографии выглядело абсолютно логичным и последовательным. Удобным местом для создания предприятия стал подмосковный Красногорск. В качестве генерального подрядчика был выбран крупнейший немецкий концерн ManRoland, и это решение также считаю правильным. Однако кризис конца 90-х внес свои коррективы в сроки строительства: только в 2004 году удалось реализовать проект и осуществить первую печать в новой типографии.

Следующим судьбоносным этапом развития полиграфического комплекса стал 2006 год, когда состоялось его приобретение группой компаний «ПромСвязьКапитал» и объединение с крупнейшей газетно-журнальной типографией страны - «Медиа-Прессой» на улице «Правды». С этого момента история предприятий неразрывно связана, вплоть до закрытия «Медиа-Прессы» в июне 2010 года.

С целью создания условий для перевода заказов из старой типографии в новую был реализован масштабный проект переноса из «Медиа-Прессы» на Красногорскую площадку наиболее мощного и перспективного оборудования. А действующий газетный парк «Экстра М» был оснащен дополнительными печатными башнями. Так наш полиграфический комплекс стал крупнейшей в России газетной типографией, и по сей день занимающей лидирующие позиции в отрасли.

Кризис или период относительной экономической стабильности, на Ваш взгляд, дают толчок к развитию бизнеса?

– Для любого бизнеса, в том числе полиграфического, и длительная экономическая стабильность, и кризисные периоды являются естественными и сменяющими друг друга стимулами к развитию. Например, стабильность может стать хорошей возможностью повышения капитализации и инвестирования в производство. А общеэкономический или отраслевой кризис неизбежно способствует повышению внутренней эффективности как инструмента сохранения доходности бизнеса. В любом случае от руководства типографии необходимо ясное понимание путей и методов ведения хозяйственной и финансовой деятельности применительно к особенностям каждого периода.

Главное для любого производства – это техническое оснащение. Полиграфия требует серьезных инвестиций. Каковы основные стратегические принципы развития, какие показатели для вас являются основными критериями, так называемыми маячками, которые позволяют определить верное направление развития?

– Глобальный кризис 2008-2009 годов испытал на прочность полиграфическую отрасль и существенно изменил конъюнктуру рынка. Экономические реалии сегодняшнего дня требуют от производителей печатной продукции постановки новых целей и поиска новых решений.

Статус Компании, лидирующей на рынке полиграфической промышленности, накладывает на нашу Компанию дополнительную ответственность и новые обязательства. Выстояв в условиях экономического спада, мы намерены закрепить свои лидерские позиции в отрасли и продолжить работу над повышением эффективности, расширением спектра предлагаемых клиентам услуг, усилением позиций на рынке и развитием долгосрочных отношений с нашими заказчиками. Эти направления деятельности призваны обеспечить рост финансовых показателей и развитие Компании в интересах всех ее сотрудников.

В 2011 году ЗАО «ПК «Экстра М» разработало новую долгосрочную стратегию развития, которая определяет видение и основные цели компании на ближайшие 4 года.

Основными векторами нашей стратегии является: повышение привлекательности компании для клиентов и повышение эффективности производственных процессов. В рамках стратегии развития Компания успешно реализовала ряд крупных инвестиционных проектов.

Для реализации Стратегии наша Компания единственная из полиграфических предприятий России применяет передовую мировую методику современного менеджмента – LeanSixSigma. Для обучения сотрудников и помощи в реализации проектов был приглашен один из лучших мировых специалистов в данной области - г-н Роланд Берингер, имеющий высшую степень MasterBlackBelt, который не только примет участие в праздничных мероприятиях, но и проведет 29 мая один из бизнес-семинаров для наших заказчиков.

Смерть печатного слова, которую упорно предрекают последние годы, для Вас это – критическая ситуация или всего лишь переход на новый виток развития?

– Ни о какой «смерти» говорить не стоит. Эти разговоры провоцируются и подогреваются технологическим электронным сообществом, они выгодны им чисто экономически. Все мы понимаем, что идет конкурентная борьба за рекламные потоки. А каждый из нас, услышав такие разговоры, может просто осмотреться вокруг себя на рабочем месте – что у него на столе? Журналы, газеты, книжная продукция, буклеты, календари, масса полиграфии! Что у нас дома? Детские книжки, женские журналы, путеводители, альбомы по искусству…

Да что там говорить – даже инструкции к новомодным электронным девайсам напечатаны на бумаге полиграфическим способом. Так что печатное слово будет с человеком всегда. Это одно из величайших изобретений, следующее сразу за устной речью. Настолько же древнее и настолько же важное. Если электронным девайсам около 10-15 лет, то электронные деньги (банковские карты) появились намного раньше. Но они не смогли заменить бумажные деньги. Просто у каждого своя ниша.

Как мы никогда не разучимся говорить, так и никогда не перестанем передавать свою речь друг другу на самом демократичном и надежном носителе, придуманном историей, – бумаге.

ГИПП (gipp.ru), 28.05.2014

Союз предприятий печатной индустрии

ГК «Дубль В»

UPM.RU | The Biofore Company

Лесной форум Гринпис России

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: