SBO-PAPER.RU

«Дорожная карта» по проблемам отрасли печатных СМИ

О том, что деловой климат для развития издательской отрасли в России не слишком благоприятен, а в последние годы и даже месяцы ухудшается, издатели твердить не устают. Но от слов дела лучше не становятся и проблемы не решаются. У самого же издательского сообщества, если понимать под ним всю издательскую цепочку от производителей и продавцов бумаги до полиграфистов и распространителей, до самого последнего времени руки не доходили до того, чтобы выступить с единой позицией по «больным» вопросам. Причем выступить не только с рекомендациями о том, что нужно делать, но и с предложениями, как делать. Иными словами, какие изменения, в какие конкретные законы и другие нормативные акты и в какие сроки следует внести с тем, чтобы улучшить экономические условия существования отрасли, учитывая при этом и интересы государства.

Недавно такой документ появился. Он называется «План мероприятий (дорожная карта) «Улучшение предпринимательского климата в сфере издания печатной продукции».

Разработан и одобрен межотраслевой рабочей группой представителей общественных организаций издателей и распространителей печатной продукции, полиграфистов, производителей бумаги и книжной продукции. Инициатором и координатором процесса стала Гильдия издателей периодической печати.

О том, какие проблемы отрасли призвана решить Дорожная карта, как шла работа над ней и что будет дальше, рассказывает президент ГИПП Сергей Моисеев в беседе с главным редактором журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine» Алексеем Панкиным.

Сергей Николаевич, в чем главная особенность данного документа?

– Наша дорожная карта – это единый документ для всей отрасли, не только для издателей. В этом его абсолютное новшество. То есть положительное решение по любому из пунктов этой дорожной карты, относится ли он собственно к издателям печатной продукции, или к полиграфистам, или к распространителям, должно вызвать тот или иной кумулятивный экономический эффект для всей отрасли. А в ней, как известно, работают сотни тысяч человек.

Правильно ли я понимаю, что речь идет не о пакете взаимоувязанных мер, а скорее о наборе, где каждый пункт самодостаточен и не обязательно связан с другими?

– Да, как разработчики мы считаем, что решение любого из десяти пунктов послужит улучшению экономической ситуации у всех участников рынка. Повлияет на кого-то непосредственно, на кого-то косвенно. Условно говоря, улучшится жизнь у издателей – и прибавится работы у полиграфистов, распространителей. И так – с каждым звеном.

Мы постарались подойти именно так к ситуации. И получили на выходе документ, под которым стоят подписи всех самых крупных и авторитетных общественных организаций, представляющих все сегменты участников рынка печатной продукции. Перечислю их: Комиссия по поддержке средств массовой информации Общественной палаты РФ; Альянс руководителей региональных СМИ России; Российский книжный союз; Альянс независимых региональных издателей; Межрегиональная ассоциация полиграфистов; Ассоциация распространителей печатной продукции; «Союз столичных издателей»; Содружество бумажных оптовиков; и, разумеется, ГИПП, которая весь это процесс координировала.

Я помню как на состоявшемся в апреле годовом собрании ГИПП зам.руководителя Роспечати Владимир Григорьев буквально вопиял к собравшимся: вы, мол, красиво жалуетесь, пишете прекрасную публицистику, призывая власть вам помочь. Напишите же, наконец, деловую бумагу, в которой по пунктам будут изложены ваши пожелания и каких конкретных действий вы ждете от власти… То есть, в каком-то смысле дорожная карта – это не только инициатива снизу, но социальный заказ сверху?

– Да, регулирующему органу такой документ не менее необходим, чем нам. В каком-то смысле, верхи не могут, потому что низы не хотят.

Так вот, чтобы «верхи смогли»,им нужно понимать, что делать. Смысл этой дорожной карты и для нас, и для власти исполнительной и законодательной заключается в том, что мы, наконец, говорим, что необходимо изменить, чтобы с отраслью произошло что-то позитивное.

Мы даем власти программу конкретных действий по конкретным пунктам и с контрольными сроками. Таких пунктов 10. В дальнейшем готовы участвовать в разработке соответствующих законодательных актов, нормативных документов.

Как шла работа над документом?

– Основная сложность была в том, что документ готовился большим количеством общественных организаций. У всех были и какие-то особые интересы, и часто несовпадающие графики.

Началось все с общей установочной встречи, на которой были обозначены задачи. Оказалось, что у многих присутствовавших уже были наработки. Позже все представили свои предложения. ГИПП свел их вместе. Выяснилось, что в каком разрезе наш рынок ни возьми – скажем, издатели центральные или региональные, распространители или полиграфисты, процентов на 80% все предложения совпадали. Получилась огромная таблица пунктов на 50.

После чего уже на рабочем совещании мы прошли по всему списки, вычленили из него 8 приоритетных моментов, которые затем совместно доработали до полной готовности. После чего книжники подали одно дополнение. И добавился пункт по закону о рекламе относительно ответственности за недобросовестную рекламу БАДов.

Процесс не был простым. Присутствовали и эмоции, и понятная «ведомственная» заинтересованность, ведь у всех есть своя рыночная специфика. Если по каким-то вопросам позиции сторон входили в противоречие, этот вопрос тут же снимался с рассмотрения.

В конечном счете документ получился очень сбалансированным. Во всех заседаниях участвовали все подписанты; Дорожная карта был принята не голосованием, а консенсусом. Ни один пункт не вызывает ни у кого возражений, а то, что касается конкретно того или иного звена, их устраивает.

Теперь давайте коротко обо всех пунктах.

– Как я уже говорил, речь идет в основном о тех мерах, принятия которых сообщество добивалось давно с переменным успехом.

Итак:

  • Поднятие норм необлагаемого налогами списания тиражей с нынешних 10 до 20%
  • Сохранение до 2018 года тарифов страховых взносов на уровне 2014 года. При нынешнем порядке предполагается их ежегодное поэтапное повышение.
  • Распространение льготного НДС на все без исключения звенья издательской цепочки, включая рекламную деятельность.
  • Распространение режима ЕНВД на всех розничных распространителей независимо от числа работающих в компаниях.
  • Фиксирование 5% таможенного тарифа на импорт некоторых видов легко мелованных бумаг и картонов.
  • Разработка методики определения размеров субсидирования затрат на подписку для «Почты России».
  • Рекомендации от имени президента России по нормативам количества объектов розничной торговли на душу населения в населенных пунктах разной численности; по льготным ставкам аренды для них; и по расширению номенклатуры реализуемых товаров и услуг.
  • Выработка единых условий и регламента на всей территории РФ по предоставлению мест для торговых точек издательской продукцией
  • Внесение изменений в техрегламент Таможенного союза относительно требований к производству печатной продукции для детей и подростков.
  • Освобождение издателей от ответственности за содержание рекламы биологически активных добавок.

Повторюсь, что это не исчерпывающий перечень всех проблем издательской индустрии, а минимально необходимый набор мер, принятие которых позволит нам не бороться за выживание, а развиваться в интересах десятка миллионов читателей России.

Есть ли экономическое обоснование ваших предложений?

– Из 10 пунктов шесть – это организационные мероприятия, которые не только не требуют государственных расходов, но и позволят повысить пополняемость бюджетов.

Четыре пункта это, действительно, некоторые финансовые льготы, хотя и не очень значительные. Если прямое поступление налогов в бюджет и сократится, то не сильно. Но за счет увеличения рынка, повышения тиражей, создания или сохранения рабочих мест государство только выиграет.

А что касается конкретных подсчетов, то они есть по списанию тиражей. С остальными же надо сперва понять, какие из представленных нами пунктов будут восприняты как руководство к действию, и тогда уже по ним будем делать конкретные рассчеты.

Я вижу, что Дорожная карта не предполагает государственной поддержки отрасли…

– Бесспорно, это то, чего мы все бы хотели, и подобные предложения звучали на разных этапах обсуждения: разработать такую-то госпрограмму, реанимировать закон о господдержке СМИ. Но остановились на том, что в нашей дорожной карте никаких мер, предполагающих финансирование из бюджета, не будет. Некорректно в нынешней экономической ситуации брать деньги из бюджета. Разумнее стимулировать рост отрасли за счет сохранения некоторых уже имеющихся льгот. В конечном счете, это окупится и для государства, и двинет вперед развитие отрасли.

Какие дальнейшие действия вы собираетесь предпринять, что Дорожная карта стала реальным маршрутом движения к развитию отрасли?

– Начнем с рабочего совещания в Минкомсвязи. Эта инстанция обладает правом законодательной инициативы. Именно она станет фокусом наших усилий. И, конечно, нам понадобится помощь всего сообщества, чтобы донести представление о социальной значимости нашей инициативы не только до власти, но и до общества.

Источник: «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»
31.07.2013

SBO-PAPER.RU


ПАРТНЕРЫ И ДРУЗЬЯ ПРОЕКТА:

Партнеры и друзья SBO-PAPER.RU

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: