Владимир Ещенко, коммерческий директор «Первого полиграфического комбината», о проблемах на рынке журнальной печати
На рынке журнальной печати в России действует более десятка полиграфических комплексов, конкурирующих между собой. Это типографии не с одной и не с двумя современными ролевыми машинами, а с комплексной производственной инфраструктурой. Типографии, способные производить как качественную полиграфическую продукцию, так и оказывать комплекс сопутствующих услуг. Понятно, что все эти типографии разные, каждая со своими преимуществами и недостатками, своеобразным оборудованием, поставленным из разных стран мира, с разной численностью сотрудников, спецификой взаимодействия с властями того или иного региона, c поставщиками и т.д. И, несмотря на то, что типографии отличаются друг от друга, их объединяет единый специфический и своеобразный рынок полиграфических услуг. И та самая заветная цель – заработать прибыль!
Так где же эта самая прибыль спрятана и хватит ли ее на всех?
По статистике Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в кризисный 2009 год помимо повального закрытия нерентабельных печатных проектов произошло снижение тиражей и объемов производства до 60%. Снижение загрузки оборудования повлекло за собой ужесточение конкурентной ценовой борьбы, где демпинг стал основным средством привлечения новых заказов. В том же докладе было задекларировано, что средняя загрузка полиграфических предприятий составила 50%. Ясно, что эти цифры – средняя температура по больнице, и у каждого предприятия была своя уникальная ситуация. Но в целом эта ситуация вскрыла крайне уязвимое положение полиграфической отрасли. Ведь в период сокращения загрузки оборудования происходит удорожание одной единицы продукции, так как постоянные затраты распределяются на меньшее количество продукции, что «утяжеляет» себестоимость.
И, вот незадача, в этот момент, когда себестоимость возросла, и, казалось бы, необходимо повышать цены, вступила в силу демпинговая политика многих полиграфических предприятий. Концентрация полиграфических мощностей, особенно в Центральном федеральном округе, настолько велика, что единственным правильным решением казалось удержать заказчика любыми способами, даже если эта политика противоречила самой сути бизнеса – получению прибыли!
Прошло два года с момента наступления кризиса. Два года оптимизаций, сокращений, урезаний расходов и внедрения других методов снижения «костов». Но чуда не произошло, рынок журнальной печати растет медленно и незаметно, а «вскормленные» убытки за последние годы кажутся кошмаром. И, действительно, приток новых печатных проектов едва заметен на фоне роста продаж айфонов, смартфонов и им подобных. Загрузка полиграфических предприятий колеблется на уровне 60-70%, конкуренция между типографиями жесточайшая. А тут еще и постоянно растущие цены на расходные материалы: бумагу, краску, химию и т.д.
Правительство РФ, конечно, пошло нам, полиграфистам, навстречу и снизило ввозную пошлину на бумагу до 5%, но и это - временная мера. Вряд ли те чиновники, которые принимают решение в правительстве, знают, что более 60% журналов печатаются за рубежом – в Украине, Финляндии, Латвии, Польше, даже в Германии. И не потому что зарубежные типографии качественнее выполняют свою работу. Нет. Россия уже более десяти лет имеет типографии, по оснащению значительно превосходящие зарубежные, а специалисты по квалификации не уступают полякам или немцам. Все дело в цене. В условиях падающих поступлений от рекламы издательства ищут типографии с меньшей ценой. И это нормально. Это бизнес. Кто захочет платить больше за печать в России, если гораздо дешевле напечатать журнал за рубежом, причем дешевле даже с учетом логистики и транспортировки?
Да, это странная ситуация, но это реалии, в которых приходится работать типографиям в России. Странно и то, что при ввозе бумаги на территорию РФ для печати тиражей (а также чтобы поднять сектор реальной экономики, создать рабочие места, создать инфраструктуру, заплатить налоги в российский бюджет) полиграфисты вынуждены платить 5%-ную пошлину. Кстати, через год эта ставка вполне может вернуться обратно до 15%. Причем, отмечу, расходы на бумагу составляют до 70% себестоимости готового тиража.
Если ввозить на территорию РФ уже готовую продукцию, то есть отпечатанную за рубежом, то эта продукция пошлиной не облагается. Получается парадокс. Становится непонятно – на чьей стороне наше правительство? Конечно, легче зарабатывать на ввозных пошлинах, чем поддерживать отечественных производителей. Наверное, это и есть национальная особенность нашего государства. И если вам интересна грязная конкурентная борьба, вам нравится оправдываться перед налоговой инспекцией за постоянную неуплату налога на прибыль, нравится смотреть на простаивающее оборудование, проводить нескончаемые оптимизационные мероприятия и находиться в поисках альтернативных источников доходов – присоединяйтесь к нам, клубу вечных оптимистов-полиграфистов!
Факты:
Источник: Media-Day.ru
02.03.2011