На общем собрании членов Гильдии издателей периодической печати, состоявшимся 15 марта 2011 года, исполнительным директором организации была утверждена Марина Давыдова. Портал PlanetaSMI.RU обратился к Марине чтобы узнать — как в ближайшее время будет работать и развиваться ведущее отраслевое объединение российских издателей.
— Марина, примите наши поздравления с назначением! Для ГИПП вы человек не новый и в деталях знаете все направления деятельности гильдии. Расскажите, какую работу будет проводить ГИПП в этом году? Какие задачи перед вами стоят?
— Никаких революционных изменений не планируется. Мы будем продолжать все ранее начатые проекты, будем и дальше развиваться, и действовать в интересах издателей. Среди новых проектов, которыми мы займемся в этом году – планируем изучить сегмент b2b-изданий и провести конференций по этой теме. Кроме того, планируем исследовательский проект, связанный с моделированием аудитории издания на базе тиражной информации.
— А можно поподробнее, в чем он будет заключаться?
— Это проект по разработке методики представления аудитории издания на основе данных тиража. Сегодня, к сожалению, невозможно включить всех желающих в исследования, которые проводят TNS и другие исследовательские компании. Применяющаяся методика не позволяет включить в него узкосегментированные, отраслевые, b2b-издания, СМИ, выходящие небольшими тиражами. Проведение исследований по отдельным сегментам издательского рынка достаточно дорого и далеко не все могут себе это позволить. Решить эту проблему можно было бы, если в арсенале издателя был бы инструмент, позволяющий построить модель аудитории на базе, например, тиражных данных. В мире такой опыт существует, мы планируем его изучить и предложить нашим издателям.
— Входит ли в план работ ГИПП вопрос интенсивного развития новых цифровых технологий и переход издателей в электронный формат?
— Тенденция перехода в Интернет и запуска цифровых версий изданий наблюдается уже несколько лет. Эта тема активно обсуждается и на международных мероприятиях и на наших. На форуме «Издательский бизнес» мы говорим об этом уже несколько лет, стараемся представить самые последние тенденции и новинки в этой сфере, рассказать о наиболее интересном опыте. Сейчас практически нет изданий, у которых не было бы хотя бы интернет-версии издания. Многие пошли значительно дальше, делают версии для мобильных устройств, для планшетников, запускают самостоятельные интернет-проекты, не связанные со своими печатными продуктами. Если вы внимательно посмотрите на наиболее интересные и авторитетные новостные ресурсы в Интернете, то их создатели – представители традиционных СМИ, причем преимущественно, издатели печати и информационные агентства. В создании контента у издателей не так уж много реальных конкурентов. Успешных контентных интернет-проектов, которые были бы созданы людьми без медийного опыта, очень мало.
Другое дело, что пока доходы, зарабатываемые издателями за счет цифровых версий и проектов, даже не приблизились к их доходам от печати. С этой точки зрения их еще сложно сравнивать. И эта ситуация не изменится в ближайшие год-два.
— Как гильдия планирует работать с региональной прессой?
— Большинство компаний, которые входят в ГИПП, являются региональными. В настоящий момент мы объединяем почти 400 компаний, из них более 275 – региональные. Поэтому региональное развитие является для нас очень важным.
В 2010 году мы открыли представительство в Уральском федеральном округе. Считаем, что это очень удачный опыт. Представительство стало единой площадкой для всего Уральского Федерального округа, там сформирован свой Наблюдательный совет, есть руководитель и исполнительный директор, общими усилиями по итогам обсуждения были сформулированы основные проблемы, требующие решения, разработан план действий, уже начали проводить практические мероприятий, на которые приезжают издатели не только из УрФо, но и других мест. Представительство напрямую общается с региональными органами власти, решает проблемы на местном уровне.
Мы не собираемся на этом останавливаться, и планируем в этом году открыть еще одно представительство ГИПП в одном из федеральных округов.
— Как вы считаете, разгосударствление СМИ скажется отрицательно на издателях или принесет свои положительные результаты?
— По этому поводу на общем собрании ГИПП достаточно полно высказался глава нашего Уральского представительства Сергей Салыгин.
4 марта в Екатеринбурге мы провели юридический практикум, где издатели активно обсуждали этот вопрос. Наше представительство, совместно с Центром экстремальной журналистики и Уполномоченным по правам человека в Свердловской области, провело опрос руководителей городских и районных газет по теме: «Может ли местная пресса выжить без господдержки». Оказалось, что уральские «районки» скептически относятся к идее немедленной приватизации местной прессы. Они считают, что необходим переходный период в несколько лет, на протяжении которого СМИ будут продолжать получать госфинансирование, муниципальный или областной заказ. По мнению большинства, переходный срок должен длиться семь лет. Причем, как отметили издатели, наиболее трудным переход на рыночные условия окажется для газет сельских районов, которые, в отличие от изданий крупных и средних городов, выжить самостоятельно, скорее всего, не смогут.
Но, думаю, что все равно нам необходимо двигаться в сторону рынка, а поддержка могла бы осуществляться за счет грантов для изданий, рассчитанных на специальные категории читателей (детей, инвалидов), освещение социально-значимой тематики или проектов.
— Институт подписки в России сейчас находится в плачевном состоянии, как выйти из этой непростой ситуации?
— Действительно ситуация с подпиской в стране достаточно серьезная и сложная. Если раньше мы говорили, что ситуацию необходимо исправлять и улучшать, говорили о важности сохранения подписных тарифов, то сейчас необходимо говорить о том, что мы дошли до стадии, когда необходимо в принципе сохранить систему почтовой подписки. Потому что создавшееся в этой сфере положение более чем серьезно, и, если не предпринять определенные шаги, мы можем вообще лишиться этого инструмента.
— А есть ли у издателей какие-то проблемы с ФАС? Поступали в последнее время в ГИПП какие-то жалобы по этому поводу?
— Обращений, связанных с какими-то проблемами с ФАС, у нас фактически нет. За исключением одного совсем недавнего случая. На ульяновского издателя газеты «Мозаика» местным управлением ФАС был наложен значительный штраф в достаточно спорной на наш взгляд ситуации – из-за ошибки в информации в рубрике «Афиша». Суть ситуации такова. Житель Ульяновска подал жалобу в ФАС на газету, которая по его мнению разместила недостоверную рекламу о демонстрации в одном из кинотеатров города мультфильма «Сезон охоты – 3». В газете была информация о демонстрации в формате 3D, а в кинотеатре зритель, купивший билет, увидел фильм в обычном формате. Зритель посчитал себя несправедливо обиженным газетой, и обратился с жалобой в ФАС, приложив к заявлению купленный в кассе билет.
Управление ФАС Ульяновской области, ссылаясь на закон «О рекламе», вынесло постановление о наложении штрафа на газету в размере 100 тысяч рублей. При этом, надо отметить, что информация была размещена в рубрике «Афиша». Никаких признаков того, что эта информация является рекламой не было. Причем, в этой же рубрике размещается информация о репертуаре других кинотеатров, экспозициях в городских музеях и выставке в библиотеке. Однако, ссылая на наличие контактной информации и адресов кинотеатров, музеев и библиотеки, УФАС счел, что информация является рекламой. Причем на аргумент издания об отсутствии договора или заказа от компаний на рекламу, ответил, что газета сама и выступила рекламодателем, то есть себе же заказала размещение этой информации, и должна заплатить штраф.
Рассмотрение дела в Арбитражном суде должно состояться в конце апреля. Мы будем следить за развитием ситуации.
— Гильдия поможет «Мозаике» отстоять свою позицию?
— Да, насколько это возможно. Мы уже обращались в Роспечать с просьбой дать экспертную оценку ситуации. Они ответили, что эти вопросы относятся к компетенции ФАС, и Роспечать не может дать заключение. В ближайшее время отправим запрос в центральный ФАС.
— Марина, традиционный вопрос. Как на ваш взгляд будут развиваться печатные СМИ, не грозит им перспектива уйти в прошлое?
— На протяжении нескольких лет нам все упорно повторяли, что «печать умирает». Это было чуть не лейтмотивом разных мероприятий. Очень это напоминало предсказания о смерти театра с появлением кино, потом о смерти кино с появлением телевидения.
Я с этим не согласна. У печати есть свои преимущества, которые пока цифровые носители не могут заменить. Да и доходы, которые сейчас издатели получают от цифровых версий и проектов, не сравнимы с доходами от печати. Бумага пока еще далеко впереди.
Кстати об этом же говорили в начале марта на конференции «Медиабизнес», которую проводит газета «Ведомости». Все эксперты и участники отметили то, что печатный сегмент стабилен и предпосылок к его исчезновению не существует. Печать будет развиваться.
Татьяна Сорокина
Источник: Планета СМИ (planetasmi.ru)
25.03.2011