SBO-PAPER.RU

Юлия Казакова, исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати (ГИПП): «Рост цен на бумагу коснется всех СМИ»

Мировые бумажные производители объявили, что поднимут цены на свою продукцию. Рост цен ожидается существенный, порядка 6–9%, и коснется всех сортов журнальной и газетной бумаги. В связи с этим некоторые представители полиграфической отрасли уже заявили, что увеличат расценки на печать. О том, как ситуацию оценивают российские издатели, Лениздат.Ру поинтересовался у исполнительного директора Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Юлии Казаковой.

Как рост цен на импортную бумагу скажется на отрасли, коснется ли конечного потребителя — читателя?

— Если резко вырастут цены на бумагу, издатели не смогут полностью взять на себя это повышение, стоимость бумаги — основная и существенная статья в себестоимости издания. Серьезно скакнут цены на бумагу — сократятся тиражи, так как уровень потребительского спроса пока не сильно вырос по сравнению с кризисом. Сократятся тиражи — уменьшатся объемы полиграфии заказов на бумагу, что приведет впоследствии к снижению или замораживанию цен на нее в силу перепроизводства. Это пример рыночного регулирования и того, как работает вся цепочка.

Какие печатные издания могут почувствовать эти перемены на себе?

— Думаю, изменения коснутся всех. На прошедшей 4 июня конференции ГИПП «Будущее печатных СМИ» представитель Sappi Europe говорил о состоянии мирового целлюлозно-бумажного рынка в контексте существенного и неизбежного повышения цен на мелованные сорта бумаг, которое поэтапно может достичь 20%, но с учетом снижения ввозных таможенных пошлин составит не более 10% по итогам трех кварталов.

Беспокоит ситуация и с газетной бумагой. Наши опасения повышения цен на нее вслед за ростом цен на меловку подтвердил представитель компании «Бумсервис», сообщив участникам конференции о грядущем двухэтапном повышении цен на газетную бумагу в общей сложности до 10%. Я, честно говоря, не вижу для этого особых оснований, кроме желания увеличить прибыльность по сравнению с тяжелым прошлым годом. Но и другие участники рынка — издатели и полиграфисты тоже пока находятся в зоне малой прибыли, удерживая конечные цены на издания. Если по всей цепочке будет увеличение цен, выдержит ли это читатель? Конечно, нет. Тогда кто возьмет на себя повышение? Издатели и полиграфисты обратились к бумажникам с просьбой очень осторожно подходить к вопросу ценообразования, а также заблаговременно сообщать о повышении цен, чтобы можно было корректно выстраивать клиентскую политику и планировать бюджет.

Было ли изменение цен для рынка прогнозируемым явлением?

— Повышение цен на бумагу прогнозировалось, но плавное, не более 5–7% в год. Поводом для этого служила некая стабилизация на рынке по спросу и объемам производства. Но никто не мог предсказать форс-мажорной ситуации на рынке целлюлозы, которая потянула рост цен по всей цепочке производства меловки.

В апреле этого года комиссией Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был подписан проект Решения о временном (сроком на девять месяцев) снижении ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мелованных бумаг с 15 до 5%, это совпало с повышением цен на бумагу. Поэтому российский рынок сейчас окажется в лучшей ситуации. По газетной бумаге, как я уже сказала, нет никаких рыночных объективных причин для повышения цен. Цены подтягиваются производителями после длительного периода неповышения. Другой вопрос — не понятно, почему цены на внутреннем рынке и на экспорт практически одинаковы. Издатели и полиграфисты несколько лет назад поддержали бумажников в снижении экспортных пошлин, не выступают пока за снижение и ввозных таможенных пошлин, что дает российским бумагопроизводителям серьезное ценовое конкурентное преимущество. Почему в этой ситуации государство поддерживает отечественных производителей бумаги и не поддерживает ее отечественных потребителей — производителей печатной продукции и издателей? Мне эта ситуация кажется абсурдной. Считаю, что российские производители бумаги должны ее учитывать и идти навстречу отечественным клиентам.

К чему может привести подобный рост цен?

— Как работает цепочка и что бизнес издателей, полиграфистов, бумажников и дистрибуторов взаимосвязан, я показала выше. На практике, думаю, они приложат все силы для аккуратного изменения ценовой политики, чтобы не обрушить рынок. Я знаю, что многие полиграфисты озвучивают спецпредложения по покупке бумаги и оптимизации полиграфических расходов. ГИПП постарается их свести и опубликовать на сайте. В первую очередь пострадают небольшие издатели, которые могут оказаться не готовы к росту затрат при практически невыросших поступлениях от продаж рекламы и тиража. В целом прогнозируем осторожное повышение цен и будем внимательно наблюдать за ситуацией. Другая сторона вопроса — в сложившихся рыночных условиях может исказиться эффект от снижения пошлин, но можно однозначно говорить, что если бы это решение не было принято, нынешняя ситуация для журнальных издателей и полиграфистов была бы гораздо более серьезная.

Справка

ГИПП объединяет около 400 компаний, которые издают более 3 тыс. наименований изданий. Это ежедневные и еженедельные газеты, деловые, научные, развлекательные журналы и издательские дома. Представители ГИПП присутствуют в 69 субъектах РФ и занимают совокупно более 80% объемов рынка по продажам рекламы и тиражей.

Алиса Кустикова
Лениздат.Ру

SBO-PAPER.RU


ПАРТНЕРЫ И ДРУЗЬЯ ПРОЕКТА:

Партнеры и друзья SBO-PAPER.RU

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: