Дмитрий Дементьев, генеральный директор «Первого полиграфического комбината», о самых заметных событиях 2010 года, непростой жизни российской полиграфии и будущем печатной прессы
Самые заметные события 2011 года
Конечно, это снижение таможенных пошлин на некоторые виды бумаги (с 5 до 15%) и отмена Флорентийского соглашения. Судя по всему, снижение таможенных пошлин продлили еще на год, однако официальных бумаг я пока не видел. Что касается Флорентийского соглашения, по некоторым данным также произошла «отмена его отмены». Есть информация о письме ФТС, которое отменяет решение о снятии таможенных льгот с периодики. Но исполнителям – таможенным постам, взимающим ввозные пошлины, этот документ еще не поступил. Они работают по предыдущему письму (отменяющему «флорентийку») и облагают пошлинами всю бумагу для периодических изданий. Скорее всего, новое распоряжение вступит в силу с нового года. Тогда и можно будет говорить о возврате льгот на ввоз бумаги для периодики.
Вообще, не стоит зацикливаться на двух этих, пусть и весьма знаковых для отрасли, событиях. Нужно строить бизнес здесь и сейчас, работать в тех условиях, которые существуют на сегодняшний день.
О возвращении издателей в российские типографии
Массового перевода изданий на российскую полиграфическую базу после снижения таможенных пошлин, как этого ожидали некоторые игроки рынка, не случилось. Единичные случаи возвращения не стали тенденцией. Если издатель видит преимущества в переводе каждого конкретного издания в отечественную типографию, то возвращает печать в Россию. Тотальное возвращение издателей в российские типографии произойдет, только если будут введены пошлины на ввоз готовой печатной продукции.
О полиграфической НЕотрасли
В России создается благоприятный климат для развития полиграфии. Только зарубежной, а не отечественной. Наши леса вывозятся за рубеж без таможенных сборов. Бумага, в том числе произведенная и из российского дерева, импортируется с 5-ти и 15-ти процентной ставкой. Полиграфического машиностроения в России нет, все оборудование – немецкое, индийское, китайское и т.д. При этом импортируемая готовая печатная продукция, произведенная зарубежными типографиями для российских издателей, не облагается ввозными пошлинами. В России просто нет условий для становления полиграфии.
Издательско-полиграфической отрасли в России нет. Издатели - это связь и телекоммуникации, полиграфия - деревообрабатывающая промышленность, распространение прессы - торговля. Связки нет. Вот в таких условиях мы и работаем.
А западные коллеги удивляются: наши полиграфические комбинаты устроены лучше, чем в Европе. Мы даже имеем в штате собственную сервисную службу, тогда как в Европе для ремонта и сервисного обслуживания оборудования прибегают к услугам сторонних компаний.
О 2011-м полиграфическом годе
В будущем году цены на полиграфические услуги должны расти. Они не повышались несколько лет. На «Первом полиграфическом комбинате» уже провели коррекцию цен и переговоры с клиентами. На цены повлияло множество факторов – инфляция, рост цен на расходные материалы, увеличение затрат на энергию и т.д. Что касается цен на бумагу, поставщики возвращаются к практике ежеквартального повышения цен, как это было до кризиса.
ППК поставил перед собой на 2011 год достаточно серьезные планы - развитие производственных мощностей, дальнейшее повышение качества печати, увеличение загрузки оборудования. Год начнем с инсталляции двух новых машин для скрепления скобой, что позволит расширить портфель заказов.
Про 3D-обложки и 3D-рекламу
Это мода и она пройдет. В советское время популярны были переливающиеся варио-календарики. Сейчас ими вряд ли кого-то заинтересуешь. Потребитель непостоянен, сегодня он увлечен одним, завтра в центре внимания – что-то новое. Его интерес нужно постоянно держать в напряжении, не отпускать. Появление 3D в печати – явный признак того, что издатели готовы бороться за своих читателей.
В печати 3D-изображений для полиграфии нет ничего нового или сложного – никаких новых технологий или материалов не используется. Самая сложная работа у дизайнеров-верстальщиков: нужно правильно подготовить макет.
Про спасение печатных СМИ
Я считаю, что над популяризацией чтения должны работать не только издатели, но и родители, и школа. Привычку читать книги, газеты и журналы нужно прививать с детства. Раньше мы были ограничены в получении информации: были доступны два телевизионных канала, радиоточка, кинотеатр (10 копеек за сеанс). Поэтому много читали, выписывали журналы-газеты, книги были в дефиците.
Сейчас источников информации много. В итоге получается какофония, человеку (и уж тем более ребенку) трудно сориентироваться в информационной лавине.
Про смерть печатной прессы 28 декабря 2037 года
А кто будет у власти в это время? От этого в большой степени зависит информационная политика. Но в любом случае, я не думаю, что печатная пресса исчезнет. Пресса – четвертая власть. Качественная аналитическая пресса, возможно, станет своеобразным неформатом, как театр – на любителя. На смену недорогим массовым изданиям придут бесплатные корпоративные издания для клиентов. Этот рынок уже развивается и имеет большой потенциал. Печатная пресса трансформируется, но не умрет.
Источник: Media-Day.ru
29.12.2010