Сейчас в этой книгоиздательской отрасли наметился серьезный кризис. Несколько влиятельных изданий в России и по всему миру отказались от бумажных версий, полностью перейдя в онлайн. Ситуация усугубляется общим экономическим кризисом в стране. Смогут ли бумажные печатные издания выдержать натиск электронных информационных технологий? «Телеграф» изучил вопрос и опроверг мифы, которые сопровождают этот бизнес на протяжении последних лет.
Управляющий соучредитель пресс-бюро «Глянцевая энциклопедия» Михаил Войтенков оценивает нынешнюю ситуацию в издательской отрасли как плачевную, подчеркивая, что такая ситуация сложилась во всей экономике РФ.
«На издательское дело влияет не только общая кризисная ситуация, убивающая бизнесы клиентов этой сферы, но и такие специфические факторы, как развитие интернета, который отбирает деньги рекламодателей у печатных изданий. Также влияют широкое распространение и удешевление компьютерных DTP-технологий и печатной техники, а также отмена госрегулирования в издательской сфере, благодаря чему авторы и корпорации могут заказывать печать своих изданий, минуя издательства. В общем, впору писать хронику пикирующего бизнеса», – отмечает издатель.
По мнению главного редактора журнала «Эксперт Северо-Запад» Романа Романюка, кризисные процессы в отрасли, разумеется, есть.
«На это влияет в том числе рост цен на ресурсы, из-за которого растет цена на конечный продукт. Если покупка книги составляет, допустим, 2% от зарплаты человека, то он может себе ее позволить, а если 5-10%, то покупать ее уже не хочется. То же самое происходит с газетами и журналами», – подчеркнул Романюк.
К слову, мнение главного редактора подтверждается и прогнозами экспертов (см. график).
Как считает издатель Евгений Трофимов, о кризисе лучше всего говорит статистика. Удивительно, но по официальным данным Российской книжной палаты, в первом полугодии 2016 года количество выпускаемых книг и брошюр оказалось больше, чем в первом полугодии 2015 года.
«Что касается газет, то некоторые из них действительно отказываются от печатной версии. А вот большинство издательств существует, несмотря ни на что», – пояснил Трофимов.
По словам издателя, из-за роста цен на бумагу дорожают и работа, и конечный продукт.
«Скрывать очевидное не стоит. Цены выросли на все, а не только на бумагу, особенно в том случае, если многие компоненты производства закупаются на Западе», – подчеркнул издатель.
Главный редактор издательского дома «Экстра-Балт» Павел Желтов надеется, что пик кризиса для петербургского рынка миновал.
«Те, кто не смог показать жизнеспособность и конкурентоспособность в условиях падения рынка, к сожалению, покинули индустрию. Остальные приспособились к реалиям, ищут новые ниши и способы выживания», – отметил Желтов.
Таким образом, можно с уверенностью заявить, что кризис в печатной сфере был в первую очередь обусловлен общей кризисной ситуацией в стране, к которой привели последние события – резкое падение курса рубля и введение целого ряда международных санкций. Все это больно ударило по индустрии, и те ее игроки, которые до этого находились в плачевной финансовой ситуации, в конечном итоге получили смертельный удар.
Несмотря на мрачные прогнозы, многие представители отрасли в целом смотрят на ситуацию оптимистично. И более того, умудряются не только держаться на плаву, но и развиваться. В сфере СМИ к таким положительным примерам можно отнести журнал «Эксперт Северо-Запад».
«Наша печатная версия пользуется гораздо большим спросом, нежели электронная. Поэтому мы делаем ставку именно на нее. Это – как элемент дресс-кода, как галстук», – пояснил «Телеграфу» главный редактор журнала Роман Романюк.
По словам главреда, они вовремя отреагировали на кризисные проявления, оптимизировав редакционный состав.
«У нас несколько основных сотрудников, а все остальные – на фрилансе», – подчеркнул Романюк.
Еще одним позитивным моментом главный редактор журнала «Эксперт Северо-Запад» считает аудиторию, которая читает его издание.
«Нас читают руководители и владельцы бизнеса, топ-менеджмент, а также инженеры (в широком смысле этого слова), в том числе из машиностроения, электроники. При этом наш контент не ограничен только экономикой. Она составляет примерно около 70% наших материалов. Мы стараемся разнообразить темы, чем привлекаем и творческую интеллигенцию», – отметил Романюк.
По мнению главного редактора издательского дома «Экстра-Балт» Павла Желтова, рекламодатель по-прежнему больше верит бумажным СМИ, так как реклама в сети все менее эффективна из-за общего утомления пользователей информационным шумом, а системы ее блокировки убивают последние надежды. Другие методы работы с рекламой пока не сформировались.
«Бумажным изданиям тоже приходится нелегко: снижение тиражей, рост расходов на печать, высокие цены от «Почты России» на доставку и еще миллион других факторов неуклонно гонят к закату эпоху печатных СМИ. В ИД «Экстра-Балт» мы проповедуем комплексный подход. С каждой целевой аудиторией надо разговаривать на понятном для нее языке: с молодежью – через паблики в социальных сетях, с бизнесом – через бумагу и качественную аналитику в сети, со старшим поколением – через районные газеты и так далее», – отметил Желтов.
По словам главреда ИД «Экстра-Балт», несмотря ни на что, люди сейчас только привыкают читать электронные версии СМИ.
«Культура чтения pdf-версий только-только приживается в головах читателей, поэтому говорить в разрезе «что лучше» – пока тяжело. Если мы говорим про представительства СМИ в интернете, то во многом они приоритетнее для конечного потребителя за счет оперативности подачи информации, отсутствия ограничений по размеру текста и возможной интерактивности», – резюмировал Желтов.
Еще одним устоявшимся стереотипом является убеждение в том, что с сокращением спроса на печатную продукцию типографии полностью утратят значимость и начнут закрываться. Но в современных условиях типографии просто начали переориентировать производство, в том числе на полиграфическую продукцию, наклейки, баннеры, нанесение надписей на одежду (допустим, спортивную форму) и так далее.
Михаил Войтенков считает, что, как и у любого бизнеса, у полиграфистов и издателей основные способы выживания – это сокращение расходов и диверсификация. По словам Войтенкова, у издателей сейчас ситуация такая же, как при езде на велосипеде – чтобы не упасть, надо ехать. То есть работать и развиваться.
«Издателям я бы предложил входить в бизнес типографий, приобретая таким образом производственную базу для своих изданий, полиграфистам – создавать издательские и инжиниринговые подразделения, чтобы разрабатывать продукцию на продажу, не ожидая клиентов с готовыми заказами. И всем вместе – шире пользоваться новыми технологиями, интернетом, прямым маркетингом, не разбрасываясь даже самыми незначительными заказами», – подытожил Войтенков.
Перспективы издания бумажных книг, газет и журналов, если грамотно подходить к делу.
«Мы, например, варьируем количество выпускаемых экземпляров журнала в зависимости от сезона. Раньше основным рекламодателем принта было все, что связано с недвижимостью (продажей квартир), а также все, что связано с банковскими продуктами. Но сейчас в этих областях наблюдается «штиль», – отметил главный редактор журнала «Эксперт Северо-Запад» Роман Романюк.
По его словам, по этой причине «Эксперт Северо-Запад» переориентировался на доходы от возможности обеспечить коммуникации.
«Мы организуем и проводим круглые столы, различные конференции, пресс-конференции. И поэтому не опускаемся ниже того высокого уровня, на котором находимся», – подчеркнул Романюк.
По мнению Михаила Войтенкова, сложно говорить о перспективах, когда и без того непростой инвестиционный климат осложняется изменениями в законодательстве, изгоняющими иностранцев с рынка печатных СМИ, в первую очередь, всевозможных деловых изданий и глянцевых журналов.
«Кроме того, рост налоговой нагрузки вынуждает закрыться немало издателей, существовавших в виде ИП. Отрасль, конечно, сохранится благодаря многовековым традициям, преданным клиентам, консервативным авторам и энтузиастам», – пояснил управляющий соучредитель пресс-бюро «Глянцевая энциклопедия».
Главный редактор ИД «Экстра-Балт» Павел Желтов считает, что в ближайшие десять лет смерть печатной индустрии не ожидается.
«Да, газет и журналов станет меньше, но качество оставшихся еще больше возрастет. Уже сейчас, к сожалению, книги вновь во многом стали элементом роскоши, в первую очередь из-за несоизмеримых цен. Возможно, газеты и журналы последуют по этому пути», – резюмировал Желтов.
Наиболее оптимистично на ситуацию смотрит издатель Трофимов.
«На самом деле, перспективы у нас очень хорошие. Куда приятнее полистать книгу, чем смотреть в монитор. Возврат к бумажной книге сейчас в России очевиден. Одно другому не помеха. А апокалиптические прогнозы насчет смерти печатной индустрии из-за развития интернета не сбываются уже 15 лет», – подытожил Трофимов.
Источник: «Телеграф», 29.07.2016
http://rustelegraph.ru/news/2016-07-29/Rokovaya-pechat-62263/