В прошлом году ряд компаний — участников рынка целлюлозно-бумажной промышленности — не только преодолел последствия кризиса, но даже превзошел докризисные показатели. Больше всего повезло крупным производителям целлюлозы, а также тем, кто в свое время сделал ставку на сегмент упаковки. Тем же, кто не попал в число растущих, по мнению аналитиков, для выживания придется в будущем серьезно пересмотреть ассортимент.
По данным Росстата, в 2010 году оборот предприятий целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности вырос более чем на 15%, достигнув 575,8 млрд руб. Такие результаты были в целом ожидаемы — во многом сам 2010 год был нацелен на преодоление отрицательных последствий кризиса и возвращение к докризисным показателям в объемах производства. Напомним, в 2009 году целлюлозно-бумажное производство упало на 7% (производство товарной целлюлозы — на 19%, картона — на 11,2% и бумаги — на 6,5%).
Как показал анализ финансовой деятельности крупнейших предприятий северо-запада, наиболее успешными оказались производители целлюлозы, ориентированные в том числе и на экспорт, а также производители офисной бумаги, картона и упаковки. В несколько раз увеличил прибыль Архангельский ЦБК, почти удвоил выручку Соломбальский ЦБК и пр.
По словам Артема Савко, директора по информации и общественным связям группы «Илим», прошедший год для крупнейшего производителя целлюлозы в стране также отличался рекордными производственными и финансовыми показателями. «Основной рост был обеспечен в производстве целлюлозы и картона, — говорит он. — Наш коряжемский филиал вообще стал российским и европейским рекордсменом — выпустил 1 млн тонн продукции».
Однако, по данным официальной статистики, далеко не все сегменты рынка восстанавливаются одинаковыми темпами. Если, к примеру, производство тары показало неплохие результаты по всей стране (в 2010 году на 38% выросло производство бумажных мешков, на 17% — коробок, на 10% — ящиков из гофрированного картона), то производство газетной бумаги, наоборот, упало больше чем на 2% даже по сравнению с кризисным 2009 годом. Отчетность отдельных предприятий подтверждает неблагоприятную ситуацию в отрасли: самый крупный производитель этого продукта на северо-западе ОАО «Кондопога» (Республика Карелия) остается убыточным. Тем не менее, по мнению ряда экспертов, пока речь идет лишь о стабилизации и производители еще могут восстановить рентабельность.
Основной особенностью ведения бизнеса для большинства игроков рынка стал курс на оптимизацию затрат, и многие продолжают эту борьбу за экономию.
«Несмотря на то что кризисные тенденции еще были сильны в 2010 году, на их фоне шел рост цен на сырье, логистику, химию — в этих условиях задача состоит в том, чтобы постараться снизить себестоимость затрат, сохранить качество своей продукции», — говорит Ольга Деулина, аналитик по ЛПК.
По мнению эксперта, сегодня отрасль остро нуждается в новых, инновационных продуктах.
«У нас в стране производится ограниченное число видов бумаг, качество которых уступает зарубежным аналогам, — продолжает она. — И ряд крупных компаний уже направил свои инвестиции именно в русло инновационных для целлюлозно-бумажной отрасли направлений».
Сегодня в качестве наиболее перспективных продуктов для внутреннего рынка называют офисную и мелованную бумагу, тарный картон и гофроупаковку. Российский рынок тары и упаковки считается одним из наиболее динамично развивающихся, и в условиях девальвации рубля и роста цен на импортную продукцию данный процесс будет развиваться еще активнее. Спрос в этом сегменте восстановился наиболее быстрыми темпами, хотя и несколько изменил характер — например, в секторе упаковочных материалов стали востребованы более дешевые виды упаковки, требующие в несколько раз меньше гофрокартона, но обеспечивающие схожий уровень прочности. При восстановлении темпов роста экономик России и стран СНГ, в частности пищевой промышленности, спрос на упаковочные материалы должен расти и дальше. Кроме того, сохраняется перспективным производство и продажи офисной и тетрадной бумаги (а соответственно, и самих тетрадей), бумаг для этикетирования, а также листовых мелованных бумаг для рекламных материалов и прямой рассылки.
В целом, по мнению участников рынка, российский рынок бумаги сохраняет высокий потенциал, обусловленный низким уровнем потребления продукции ЦБК на душу населения в России в сравнении с европейскими странами. По данным «Монди Сыктывкарского ЛПК», потребление бумаги и картона на душу населения в России сейчас составляет только 37 кг в год, тогда как в США — 329 кг, а в Финляндии — 432 кг.
По оценкам аналитиков, 2011 год будет стабильным, а в 2012 году отрасль может вернуться к показателям 2008 года.
«В целом отрасль пока не достигла докризисных показателей по ряду позиций, и ей есть куда расти», — говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». По его мнению, рост показателей 2011 года на 5—15% по сравнению с 2010 годом в зависимости от вида продукции вполне реален.
Источник: РБК daily (rbcdaily.ru), 24.02.2011