«Издательский бизнес/Publishing Expo – 2014»
Юбилейный десятый форум издательского сообщества будет сегментирован по аудиториям: федеральной, региональной, тематически. Он станет площадкой для достижения конкретных результатов – коммерческих, общественно-политических. Здесь будет формулироваться отраслевая повестка дня. Все задуманное получится, только если сообщество активно включится в наполнение концепции проблемами, темами, именами.
Главный редактор журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine» Алексей Панкин беседует с исполнительным директором ГИПП Еленой Шитиковой
Каждому - свое
Алексей Панкин: Елена, уже много лет во время и по окончании форумов «Издательский бизнес» я слышу самые восторженные отклики о его деловой программе. Причем искренние, потому что, думаю, умею отличить слова, сказанные для того, чтобы сделать приятное организаторам, от того, что люди думают на самом деле. Вот и по итогам PE-2013, по опросу участников, проведенному TNS, 88% остались довольны качеством деловой программы, а 92% - уровнем докладчиков. Значит ли, что деловая программа Форума сохранит привычную структуру и никаких кардинальных изменений в ней ждать не стоит?
Елена Шитикова: В отличие от Вас, для меня прошлый форум был первым, по крайней мере, в качестве организатора, и вот что показалось на свежий взгляд.
У нас очень разная аудитория и ее необходимо сегментировать. Не интересно крупным федеральным издательским домам сидеть в одной аудитории с региональными, с районными СМИ. Не потому, что снобизм какой-то присутствует, а потому что у них разные задачи и разные способы достижения целей. Соответственно, и лекции, мастер-классы и презентации для них должны быть разными. Очевидно, что федеральным издательским домам интересен мировой опыт и опыт таких же крупных игроков рынка. Региональным издательским домам интересен опыт российских издательских домов, какие-то их шаги двух-трехлетней давности, потому что в регионах сейчас начинают сталкиваться с теми же проблемами. Вот это нужно развести.
Добавлю, что регионалы нередко в «высоком» присутствии даже вопросы стесняются задавать. Хотя их интересуют очень многие вещи. Наши региональные семинары показывают и пробелы колоссальные, которые есть в регионах, интерес к их заполнению. Люди готовы учиться. Для них форум это место, где можно встретиться со «звездами», с которыми нигде больше не пересечешься. И, если говорить о программе, то наша задача организовать пространство так, чтобы мероприятия программы проходили в более камерной и уютной атмосфере. И, конечно, убедить представителей изданий федерального уровня, что общение с региональными коллегами - это не только благотворительность, но и возможность решить какие-то свои проблемы. А это тоже возможно, хотя бы с точки зрения дистрибуции или получения источников местных новостей.
Свести предложение со спросом
А. Панкин: По все тем же результатам опроса ТNS, порядка 80% участников «Издательского бизнеса-2013» посетили его ради того, чтобы получить информацию о рынке, и лишь 2-3% - чтобы продвинуть свою продукцию и услуги. Понятно, что в какой-то части спрос на информацию удовлетворяется на мероприятиях деловой программы. Но ведь есть же еще и экспозиция. Как тут сбалансировать спрос и предложение?
Елена Шитикова: Мы собираемся по-новому подойти к концепции экспозиции. Действительно, что показывать друг другу издательским домам? По интернету можно посмотреть, как выглядит, как решает вопросы контента конкретная газета или журнал того или иного издательского дома. Это потеряло свою актуальность.
Но не потеряла значимость сервисная сторона. Есть множество фирм и поставщиков, которые готовы презентовать свои услуги на наших выставках. К примеру, типографию можно выбрать, если ты знаешь набор типографий. А для того, чтобы знать, какие типографии есть на рынке, интернета мало. Нужно повстречаться с директорами, посмотреть, какие есть технологии.
Сейчас очень много IT-компаний, которые оцифровывают журналы, делают мобильные версии. Нужно давать возможность продемонстрировать издателю эти технологии. Есть специальные выставки полиграфистов, много aйтишных выставок... Но какой издатель пойдет на специализированную выставку, чтобы найти себе поставщика? И, наоборот, – для тех же программистов издательское дело - далеко не всегда профильная тема. Вот свести их вместе и найти такой презентационный формат, чтобы не нужно было выставлять громоздкие машины и оборудование, стоит попробовать. Здесь наша задача продемонстрировать поставщикам аудиторию, показать, кто сюда приходит, с какими интересами и соответственно, предложить ценовую политику, такую, чтобы всем интересующимся было доступно.
Кстати, в прошлом году мы предприняли такую попытку. Любопытно, что по ряду причин тогда она не сработала, зато сейчас вдруг люди стали активно реагировать на прошлогоднюю еще рассылку. Обращаются, спрашивают, когда и где будет «Издательский бизнес-2014».
…дело рук самих утопающих
А. Панкин: Еще один парадокс. При всех великолепных отзывах о качестве программы и докладчиков со стороны тех, кто поработал на мероприятиях Форума, количество людей, желающих посетить их, сокращается. В прошлом году, на момент опроса TNS, таковых было лишь треть от всех посетителей. Как донести до целевой аудитории, что «Издательский бизнес» - это не некий ритуал, а место, где действительно можно решить какие-то практические проблемы?
Е. Шитикова: Во-первых, в этом году мы уже запустили сайт Press Expo 2014 (www.press-expo.ru). Обычно он начинал работать только перед самим событием. И сделали это, чтобы активизировать «думание» - и над темами, и над докладами, и над персоналиями. Если человек зацепился и сказал там, что вот в прошлом году мне нравилось то и не нравилось это, а в этом году хотелось бы сделать так и так, и если мы видим, что большинство к этому склонно, то мы и сделаем форум в соответствии с пожеланиями. И тогда этим людям просто грех не придти на это мероприятие.
Системная же беда в том, что активность издателей сейчас не очень высока. Они дезориентированы бесконечными разговорами о «смерти газет», беспрестанно возникающими проблемами с распространением, с подпиской, ожиданием макроэкономического кризиса.
Но посмотрите, с другой стороны, сколько у нас союзников. Полиграфисты, которые кровно заинтересованы в процветании печатной прессы. Рекламисты, которым нужно повышение отдачи от рекламы.
Вот по линии Бюро тиражного аудита – ABC Россия сняли кучу роликов, где издатели и рекламщики говорят о том, что реклама в прессе по-прежнему эффективна. Более того, по цене контакта она уже становится сравнима с телевидением. А интернет показывает свою психологическую неэффективность: по цене контакта он доступен, но по реакциям на рекламу, по просмотрам, по готовности потом покупать интернет уступает прессе. На этот счет есть много исследований. Но где это всё можно рассказать рекламщикам, продемонстрировать на конкретных кейсах? Конечно же, на форуме «Издательский бизнес». И к тому же при участии заинтересованных полиграфистов. Тем более, что выставка проходит осенью, и еще есть время расписать бюджет на прессу.
Или посмотрите, сколько всего сделали и делают ГИПП и его союзники из профильных ассоциаций, издательские дома для продвижения «Дорожной карты», то есть для решения самых насущных проблем сообщества - будь то пошлины на ввоз легко мелованных бумаг или проблемы с подпиской, с розничным распространением, налогообложением. Почему не сделать наш Форум площадкой, на которой подводятся итоги работы, намечаются конкретные планы на будущее? Откуда, наконец, звучат наши общие требования к власти?
Наша задача за время подготовки к юбилейному форуму «Издательский бизнес-2014» «завести» сообщество, во-первых, и, во-вторых, собрать такую программу, которая докажет, что не зря мы всех заводили!
Алексей Панкин, главный редактор журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»
11.02.2014