С октября объемы розничных продаж печатных СМИ упали на 40%. Прежде всего это коснулось глянцевых журналов. В кризис россияне хотят читать деловую прессу, чтобы получить больше информации об экономической ситуации. В период кризиса россияне стремятся узнавать из газет правду об экономической ситуации. В период кризиса россияне стремятся узнавать из газет правду об экономической ситуации.
По данным компании «Метропресс», распространяющей около 800 периодических изданий — газет и журналов — в столице и ряде регионов с октября этого года розничные продажи, упали на 30-40%. Холдинг реализует прессу через 300 точек продаж. Как отмечают в компании, россияне начали экономить и в первую очередь отказываются от глянца. В контексте кризиса они предпочитают читать более дешевые газеты. Играет свою роль и общее снижение покупательской активности. В связи с этим в компании ожидают снижения оборота по итогам второго полугодия примерно на 20%. В первые же шесть месяцев года, когда рынок был еще стабилен, оборот составил 430 млн рублей.
«Сейчас в структуре наших продаж происходит перераспределение, — рассказала BFM.ru начальник отдела по работе с покупателями и продвижению продаж в торговых сетях компании «Метропресс» Ирина Ситас. — Раньше среди россиян особо популярными были глянцевые издания, которые составляли 60% в структуре продаж. Теперь же все меньше покупателей готовы выложить 120 рублей за глянец и тем более купить сразу несколько журналов». При этом, как отмечает Ситас, цена на многие популярные журналы за последние несколько месяцев выросла в среднем на 30%. Если еще недавно популярный еженедельник «Семь дней», к примеру, стоил 16–19 рублей, то теперь его стоимость составляет уже 21–24 рубля. Подорожали журналы «Здоровье», «Планета женщины», «Теленеделя».
«Издатели поднимают цены, а с учетом нашей торговой наценки стоимость периодики увеличивается. Естественно, это также сказывается на падении продаж журналов», — утверждает эксперт.
При этом, как отмечают в «Метропрессе», розничные продажи общественно-политических и деловых газет, напротив, выросли. И теперь уже они составляют 60% от общего объема продаж. «Это можно объяснить не только тем, что газеты дешевле. Люди сейчас особенно нуждаются в оперативной информации о развитии кризиса, — отмечает заместитель директора коммерческого департамента компании Алексей Федоренко. — Поэтому этот сегмент периодики сейчас находится в выигрышном положении. При этом, как это ни странно, на рост объемов продаж деловой прессы положительно сказалось и уменьшение подписных тиражей за счет сокращения корпоративной подписки. Если раньше компании заказывали по одному экземпляру издания в офис, и его читали все сотрудники, то теперь каждый покупает по газете для себя».
По данным Гильдии издателей периодической печати, в настоящее время в России существует порядка 30 тысяч печатных изданий и сейчас рынок начал сокращаться. Но пока не драматично, — отмечают в организации. По данным компании «Медиа3», в настоящее время объем рынка печатных СМИ составляет примерно 2 млрд долларов. Советник генерального директора компании Василий Гатов в интервью BFM.ru отмечает, что по показателю рекламных бюджетов рынок российских печатных СМИ в 2008 году оценивается в 2,25–2,4 млрд долларов. «И разница в 150 млн долларов в этой вилке означает, что пока неясна ситуация с тем, насколько просели рекламные бюджеты в регионах и сократился ли рынок из-за кризиса».
«Если говорить о рекламе, то в предыдущие годы объемы рынка увеличивались на 18–22%. Но только за последние месяцы газеты потеряли уже 10% объема. Если падение продолжится, то в первую очередь этого не выдержат издания, которые сейчас находятся на инвестиционной стадии и еще не успели выйти на самоокупаемость, а также СМИ с несостоятельной финансовой моделью. Рынок очистится от глянца «третьего эшелона» и других низкопробных СМИ», — отмечает вице-президент Гильдии Евгений Абов.
По данным Гильдии, за последние несколько месяцев о закрытии проектов объявили ИД «Коммерсант», Independent Media, медиахолдинг РБК, Forward Media Group Олега Дерипаски и ряд других. Прекращен выпуск изданий «Квадратный метр», Autonews. С рынка ушли журналы «Молоток», SIM, «Тренд», Lifestyle, русская версия Empire, Car, в январе закроется журнал Gala. При этом Евгений Абов отмечает, что сокращение скажется на рынке положительно, поскольку уходят в основном невостребованные издания. Сами же представители издательских домов утверждают, что проекты закрываются не от отсутствия средств, а в рамках кризисной бизнес-концепции с формулировкой «отсутствие перспектив прибыльности».
Участники рынка отмечают, что этот кризис пройдет для печатных СМИ не так драматично, как это было в 1998 году. Сокращений пока не отметили и в «Издательском доме Родионова», портфель заказов которого представлен деловыми изданиями «Профиль», «Компания», FHM, «ТВ7», «Домовой» и рядом других. По словам коммерческого директора ИД Анастасии Клименко, компания работает с прежними, докризисными показателями. «Но мы держим показатель тиража изо всех сил. В будущем году все же не исключаем снижения. Более точные прогнозы пока давать трудно».
Более оптимистично настроен Виктор Шкулев, президент издательской компании «HFS/ИнтерМедиаГруп», выпускающей журналы Elle, Maxim и Marie Clarie. Он заявил, что в будущем году «количество продаваемых копий [печатных изданий] не упадет так, как объем продаваемой рекламы. То, чем сегодня располагает пресса, — устойчивость, стабильность и обладание мощным набором факторов, позволяет говорить, что даже в условиях кризиса у прессы будут стабильные отношения и с рекламодателями, и с читателями», — заявил он.
По словам Гатова из «Медиа3», представители общественно-политических и деловых изданий, а также некоторых развлекательных СМИ отмечают «рост спроса на ряд изданий в рознице». Тем не менее, по мнению экспертов рынка, выжившие в условиях кризиса СМИ в будущем году будут вынужденно «худеть». Сокращение рекламных бюджетов и планируемое увеличение удельной стоимости полиграфических услуг может вынудить издательские дома сократить количество полос в своих проектах. «Количество рекламных площадей сократится, и издатели будут вынуждены уменьшить число полос. Тем самым они уравновесят выпадающие доходы от рекламы урезанием расходов на полиграфию. Стоимость полиграфических услуг в общей структуре затрат составляет 40-50% для газет и 20% для журналов», — говорит Василий Гатов.
Автор: Яна Милюкова
БФМ.РУ, 25.12.2008