Анализ рынка этикетки в 2005-2011 годах
В отчете проанализированы основные параметры российского рынка этикетки в 2005-2011 годах, представлен прогноз развития рынка этикеточной продукции.
«...Среди основных факторов, оказавших влияние на рост российского рынка этикетки, стоит отметить рост объемов производства и потребления продуктов питания, а также смещение спроса в сегмент изделий с более дорогой этикеткой.
Совокупный объем производства этикеток в России по итогам 8 месяцев 2011 года составил в натуральном исчислении 13,60 млрд. шт.
При этом основной объем производства указанной продукции в соответствии с данными Росстата приходился на предприятия, расположенные в Южном федеральном округе, Приволжской федеральном округе, а также Центральном федеральном округе...»
Рынок картона для изготовления потребительской тары и упаковки в 2008-2010 годах
Всего за 2010 год в России произведено более 3 млн. тонн картона. Объем производства картона, предназначенного для изготовления потребительской тары и упаковки, составил 6,5% от общего производства картона. Это на 8,4% меньше, чем было произведено в 2009 г. При этом выпуск картона хром-эрзац увеличился на 2,8% , коробочного картона снизился на 20,7%. Причиной такого резкого снижения объёмов производства коробочного картона стало резкое ухудшение экономической ситуации на Суоярвской КФ. В начале 2010 года предприятие сменило собственника, однако в течение новая администрация не смогла обеспечить на бесперебойную работу предприятия.
На нескольких предприятиях выпуск коробочного картона сократился вследствие снижения общего объема производства картона либо увеличения выпуска картонов другого вида (обложечного, гильзового, электроизоляционного и др.).
Рынок потребительской упаковки из картона хром-эрзац в 2009-2010 годах
Выдержки из отчета:
"...В 2010 году в Российской Федерации произведено 45,6 тыс. тонн коробок из негофрированного картона и 147 тыс. тонн пачек. В сумме, за 2010 год было произведено 192,6 тыс. тонн потребительской упаковки из картона.
Таким образом, рост производства потребительской упаковки из негофрированного картона в 2010 году составил 17,6%. Кроме того, стоит отметить, что несколько выросла доля коробок в общем объёме производства с 23,3% в 2009 году до 23,7% 2010 году..."
Обзор российского рынка этикеточной бумаги в 2007-2010 годах
В отечественном производстве этикеточной бумаги преобладает производство невлагостойкой бумаги предназначенной для применения в упаковке сухих продуктов - консервов, шоколада, мягких сигаретных пачек.
В 2009 году было произведено порядка 17,4 тыс. тонн этикеточной бумаги. По сравнению с 2008 годом объемы производства увеличились на 9,2%. Рост рынка привёл к увеличению выпуска на основных предприятиях занимающихся производством этикеточной бумаги. По некоторым оценкам в 2010 году, рост производства замедлится до 5% - 6% и годовое значение может составить около 18,4 тыс. тонн этикеточной бумаги.
Замедление роста производства в 2010 году объясняется достижением предела производственных возможностей предприятий изготовителей. Сегодня основным производителем этикеточной бумаги является ОАО «Архангельский ЦБК» - более 62% от общего объема производства.
В 2009 году в Россию было импортировано 34,2 тыс. тонн этикеточной бумаги. Рост импорта в 2010 году предположительно может составить 56,4% в натуральном выражении и 63,2% в стоимостном.
На протяжении 2007-2009 годов происходил рост импорта этикеточной бумаги. Причём импорт в стоимостном выражении увеличивался практически пропорционально росту импорта в натуральном выражении. Если, по сравнению с 2007 годом импорт этикеточной бумаги в 2010 году в стоимостном выражении предположительно увеличится на 99,4%, то в натуральном выражении этот показатель может составить 95,8%.
Порядка 19,7% от общего объема этикеточной бумаги, импортированной в Россию в 2010 году, импортировано из Польши. Объем поставок из этой страны может составляет около 10,5 тыс. тонн. Второе место по объемам поставок этикеточной бумаги в 2010 году занимает Бельгия – 9,9 тыс. Крупные поставки ожидаются и из Финляндии и Германии – 9,4 тыс. тонн и 5,4 тыс. тонн соответственно.
В 2010 году в пятерку лидеров по объемам поставок в Россию этикеточной бумаги вошли такие компании, как EVERY DENNISON, UPM RAFLATAC, STORA ENSO, UPM-KYMMENE, ARCONVERT, АДЕСТОР ТОРРАСПАПЕЛ, ГЛАТФЕЛТЕР ГЕРНСБАХ ГМБХ, NIROTEK COATED PAPER и СКАНДСТИК. Доля этих компаний в общём импорте этикеточной бумаги в 2010 году составит 77,1%.
Примечание.
Основной проблемой количественной характеристики импорта этикеточной бумаги в Россию является то, что на 99% этикеточная бумага, импортируемая на отечественные просторы, является одновременно и мелованной, что, впрочем, вполне естественно. Таким образом, возникает очень интересная ситуация, когда по коду ТЭН ВЭД 4810 проходит вся мелованная бумага и картон, поступающие в Россию; по коду 4811 – самоклеящиеся материалы самого различного применения. В связи с этим для анализа импорта была осуществлена выборка таможенных деклараций, в которых в графе «Описание товаров» было непосредственно указано «этикеточная бумага» (с определенными характеристиками: плотность, формат листа, влагостойкость и т.д.) или же перечислены марки ввозимой этикеточной бумаги.
Рынок переработки макулатуры в 2009 году
Макулатура - сырье для бумажных и картонных фабрик. Современное направление исследований в области переработки макулатуры сконцентрировано на создании специализированного технологического оборудования, разработке химикатов и вспомогательных веществ, обеспечивающих требуемый уровень подготовки макулатурной массы.
Объём и структура российского рынка макулатуры
Оценивая общий объём рынка переработки бумаги и картона необходимо принять во внимание, тот факт, что доля бумаги и картона в общем объёме составляет 21,6%, а в 2009 году из российских городов было вывезено 23 408,4 тыс. тонн ТБО. Согласно расчетам аналитиков Abercade, объём отходов бумаги и картона в 2009 году составил 2 785,6 тыс. тонн.
По данным экспертов, доля перерабатываемых бумажных отходов оценивается в 20%, таким образом, объём бумаги и картона попавшей на переработку в 2009 году составил 557,1 тыс. тонн.
Экспорт макулатуры в 2009 году
По сравнению с 2008 годом объем экспорта увеличился на 19,4% в натуральном выражении и уменьшился на 28,1% в стоимостном выражении.
Около 28,7% объема экспортных поставок макулатуры приходится на ЗАО «Ростовпереработка». Компания экспортирует в Украину макулатуру марки 5Б для Рубежанского картонно-тарного комбината, причём объёмы экспортируемой макулатуры по сравнению с 2008 годом увеличились.
На втором месте по объемам экспорта находится ООО «Вторэксим-Север» - 20,7%. Предприятие поставляет в Украину макулатуру марки 5Б для Рубежанского картонно-тарного комбината и Киевского картонно-бумажного комбината.
Третье место по доле в общем объеме экспорта макулатуры занимает ООО «Воронежвторма» - 11,2%. Товар на экспорт – макулатура марок 5Б и 7Б для Киевского картонно-бумажного комбината.
Совокупная доля первой тройки экспортёров в 2009 году составила 60,6% от общего объёма экспорта.
За 2009 год самой популярной маркой экспортируемой макулатуры оставалась марка 5Б. Её объём в 2009 году составил 76,8% экспорта.
На втором месте по объемам экспорта – макулатура марки 7Б, объём которой в 2009 году достиг 7,4% экспорта.
Данные: Abercade
Импорт макулатуры в 2009 году
В 2009 году в Россию импорт макулатуры составил незначительную цифру - всего 1 081,9 тонны. По сравнению с 2008 годом импорт уменьшился на 42,5%.
В стоимостном выражении импорт сократился в 2009 году на 184,6 тыс. долларов или -46,9%.
Тенденции российского рынка макулатуры
В натуральном выражении российский рынок в 2009 году сократился по сравнению с предыдущим годом на 8,2%. Такое сокращение рынка связано, прежде всего, с увеличением экспортных поставок российской макулатуры, в то время как внутренний сбор уменьшился.
В структуре потребления макулатуры российскими производителями картонов, кровельных материалов и другой продукции преобладает доля макулатуры марки 5Б, объем использования которой охватывает около 58% общего объема потребления. Значительную долю в структуре потребления составляет макулатура марок 7Б (18%), 6Б (9%) и 8В (7%). Совокупный объем потребления макулатуры марок 5Б, 6Б, 7Б и 8В охватывает около 92% общего объема потребления.
Данные: Abercade
Крупнейшими переработчиками макулатуры в России являются ООО «Стора Энсо Пакаджинг», ЗАО «Набережно-Челнинский КБК», Алексинская КФ, ООО «Ступинский КПК», ОАО «Картонтара», перерабатывающие более 100 тыс. т макулатуры в год каждый, от 20–50 тыс. т в год могут перерабатывать Балахнинский ЦКК, Пермский ЦБК, Светогорский ЦБК, Рязанский КРЗ, ОАО «Караваево», ОАО «Алтайкровля», ПО «Брянская бумажная фабрика». Остальные переработчики имеют мощности 20 тыс. т в год и менее.
Данные исследования компании Abercade «Российский рынок вторичной переработки отходов в 2008 - 2009 годах»