С 2008 года в России стартовала программа приоритетных инвестиционных проектов, направленная на наращивание производственных мощностей по глубокой переработке древесины. Идея заключалась в том, чтобы стимулировать предпринимателей вкладывать деньги в лесной сектор, тем самым подталкивая их к освоению новых территорий и строительству современных предприятий по глубокой переработке древесины. В качестве главной «приманки» был выбран ресурс - лес. Под те проекты, которые попадают в перечень приоритетных, государство резервирует участки леса и без аукциона передает ресурс инвесторам. При этом инвесторы на период окупаемости проекта, а это в среднем 5-7 лет, имеют право платить только половину от минимальной ставки арендной платы.
За эти годы в число приоритетных попал 121 проект. По разным причинам, в том числе и объективным, связанным с экономическим кризисом, 11 проектов «выбыли» из игры. Если наблюдается отставание больше, чем на год, от намеченных планов, проект исключается из списка приоритетных и с арендатором расторгается договор. Понятно, что инвестор обязан в этом случае вернуть государству недоплаченную сумму арендной платы, которая была предоставлена в качестве льготы. Сегодня в России действует 110 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 410 миллиардов рублей. Из заявленных уже введены в эксплуатацию 24 проекта на общую сумму 69 миллиардов рублей. Идут в графике 56 проектов, по 19 проектам наблюдается допустимое отклонение, а 31 проект вызывает явную тревогу. Всего с 2008 года в рамках данной программы в лесной сектор страны было инвестировано 176 миллиардов рублей.
Если посмотреть на ситуацию в разрезе федеральных округов и объемов инвестиций, то в качестве непревзойденного лидера можно смело выделить Сибирский федеральный округ, в лесной комплекс которого планируется вложить 189 миллиардов рублей. Правда, пока из запланированных на конец прошлого года 121 миллиарда рублей в реальный сектор экономики попало только 68 миллиардов рублей. Второе место прочно держит Северо-Западный федеральный округ с общим объемом инвестиций в 109 миллиардов рублей. Здесь с выполнением плана ситуация выглядит более благополучной: при плане почти в 79 миллиардов рублей уже вложено без малого 53 миллиарда рублей.
Замыкает тройку лидеров Центральный федеральный округ, где запланирован объем инвестиций на уровне 69 миллиардов рублей. Если к началу 2012 года предполагалось инвестировать 31 миллиард рублей, то в реальности «материализовался» лишь каждый второй рубль. Приволжский и Дальневосточный федеральные округа смогли сформировать пакет проектов с общим объемом вложений в 30 миллиардов рублей. Эти округа, конечно, можно критиковать за скромные аппетиты, но у них есть одно неоспоримое преимущество - здесь планы почти не расходятся с реальностью. Так, в Приволжском федеральном округе темпы инвестирования совпадают с прогнозными почти на 100 процентов, а в Дальневосточном федеральном округе из 28 миллиардов рублей, которые планировалось вложить в лесную экономику до конца 2011 года, реально проинвестировано 22,3 миллиарда рублей. Как говорил классик: лучше меньше, да лучше.
В Южном федеральном округе из запланированных до конца 2011 года 7,8 миллиарда рублей реально инвестировано только 2,9 миллиарда рублей, то есть меньше половины. Уральский федеральный округ со своими мизерными 4 миллиардами рублей, напротив, придерживается графика: из 2,7 миллиарда рублей инвестировано 2,4 миллиарда рублей. Завершая разговор о деньгах, следует отметить, что темпы привлечения инвестиций в целом по стране серьезно отстают от реальности. Из 283 миллиардов рублей, которые бизнесмены обещали до конца прошлого года вложить в строительство новых или модернизацию старых производств, в лесопромышленный комплекс было вложено всего 175 миллиардов рублей. Правда, даже подобные вложения дали ощутимый результат. В 2011 году в рамках реализации инвестиционных проектов объем заготовленной древесины составил 18,5 миллиона кубометров. Учитывая, что всего по стране в прошлом году было заготовлено порядка 197 миллионов кубометров древесины, приоритетные инвестпроекты дали «плюсом» почти 10 процентов от общего объема.
Какие же структурные изменения в лесопромышленном комплексе могут произойти, если инвестиционные мечты воплотятся в новые мощности? Из 110 инвестиционных проектов 21 связан с лесопилением и производством пиломатериалов, 13 - с производством фанеры, 50 - с деревообработкой, 14 - с выпуском плит MDF, ДСП, OSB, древесных топливных гранул и 12 - с производством целлюлозно-бумажной продукции, в том числе беленой целлюлозы.
При этом в Рослесхозе не скрывают, что на практике пришлось столкнуться с разного рода схемами подмены инвестиционных порывов «мелкотравчатыми» интересами отдельных компаний, видящих свою миссию только в получении дешевого ресурса. Одна из самых распространенных претензий к бизнесменам заключается в том, что после получения лесосеки так называемый инвестор передает лес подрядчику в субаренду за определенную плату и, ничего не делая, получает дивиденды. Например, ООО «Лесопромышленный комплекс «Байкал-Нордик», работающее в Республике Бурятия, под производство пиломатериалов получило на льготных условиях расчетную лесосеку в размере 500 тысяч кубометров. К 2012 году из запланированных 1,2 миллиарда рублей в создание производства было вложено всего 306 миллионов рублей. Зато древесина активно заготавливается и, судя по имеющейся информации, успешно продается в соседний Китай.
Но случаются и более тонкие варианты использования инвестиционных надежд государства. Так, работающее в Иркутской области ОАО «Группа «Илим» под реализацию проекта, предполагающего увеличение объемов производства товарной целлюлозы всего на 285 тысяч тонн в год, получила на льготных условиях лесные участки с ежегодным объемом заготовки почти 9 миллионов кубометров! Фактически компания подвела под льготный коэффициент все имеющиеся у нее в аренде леса. Экономическая выгода для Группы «Илим» очевидна. Но какой смысл был государству в такой ситуации стимулировать компанию?
За подписью заместителя руководителя Рослесхоза Николая Кротова в Министерство лесного комплекса Иркутской области было направлено письмо с предложением проанализировать целесообразность выделения на льготных условиях столь крупных лесных ресурсов под столь скромные производственные планы.
Но есть и примеры эффективного использования предоставляемых государством преференций. Недалеко от Хабаровска уже открылось новое предприятие по производству плит МДФ. Компания «Римбутан Хиджау», получив расчетную лесосеку размером 262 тысячи кубометров, вместо запланированных 2,4 миллиарда рублей вложило 3,5 миллиарда рублей, создав современное производство. Правда, в данном случае речь идет, к сожалению, не о российских предпринимателях, а об инвесторе из Малайзии. Другой удачный проект был реализован в Томске. Лесопромышленная компания «Партнер Томск» в довольно сжатые сроки построила новый завод по производству плит МДФ. Вместо запланированных 6,5 миллиарда рублей компания вложила в строительство 8,4 миллиарда рублей. Предприятие получило в аренду расчетную лесосеку в размере 575 тысяч кубометров. Планируемая мощность завода - около 264 тысяч кубометров плит МДФ в год.
Федеральное агентство лесного хозяйства предпринимает активные действия, чтобы не подпустить к получению леса без аукциона недобросовестные компании. Так, в Минпромторг России были направлены предложения, связанные с конкретизацией тех требований, которые должны быть предъявлены инвесторам. В частности, в Рослесхозе считают, что одним из неотъемлемых условий для попадания в список приоритетных проектов должно быть обязательство со стороны инвестора по вовлечению в переработку не менее 80 процентов предоставляемых лесных ресурсов и утилизации всех древесных отходов, включая создание биоэнергетических объектов для выработки тепловой и электрической энергии.
Автор: Антонина Крамских
«Российские лесные вести» (lesvesti.ru), 02.03.2012