SBO-PAPER.RU

Инвестиции в лесной сектор экономики. Инвестиционные проекты в области освоения лесов. Лесная инфраструктура

Инвестиции в лесной сектор экономики. Инвестиционные проекты в области освоения лесов. Лесная инфраструктура

Доклад заместителя Директора Департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России на семинаре «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» на открытии выставки «Сиблесопользование. Деревообработка. Деревянное домостроение».

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уделяет большое внимание инновационной направленности развития отраслей, в частности отрасли лесной промышленности.

Ведомством реализован важнейший инновационный проект, направленный на промышленное освоение высокоэффективных ресурсосберегающих технологий и оборудования по заготовке и глубокой переработке древесины, новых материалов и комплектующих для деревянного домостроения, соответствующих евростандартам.

В результате разработаны технические требования, конструкторская документация, изготовлены опытные (головные) образцы оборудования. Разработаны проекты типовых деревянных домов повышенной комфортности с новыми тепло- и звукоизоляционными экологически чистыми материалами. Организовано промышленное производство домов в объеме 400 тыс. кв. метров в год.

В 2011 году продолжаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке технологий получения биотоплива, наноцеллюлозы, биоразлагаемых полимерных материалов и других продуктов из древесины.

Однако, несмотря на выполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации и мер государственной поддержки, обеспечивших выход отрасли из кризиса и ее развитие, достижение целевых показателей и индикаторов Стратегии возможно только в случае успешной реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Отправным моментом, позволившим активизировать инвестиционную привлекательность лесного комплекса, является постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

В настоящее время в Перечень приоритетных включено 99 проектов с объемом заявленных инвестиций 411,8 млрд. руб. и объемом перерабатываемого сырья 72,0 млн. куб. м.

С момента запуска механизма приоритетных проектов инвестировано в их реализацию 148,9 млрд. руб., в том числе в 1 полугодии 2011 года 15,7 млрд. рублей.

С 2009 по 2011 годы введены в эксплуатацию 21 приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов с общим объемом инвестиций 65,7 млрд. рублей, в том числе в 2011 году – 4 проекта с объемом инвестиций 6,9 млрд. рублей.

До конца 2011 г. планируется ввод в эксплуатацию еще 5 приоритетных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 12,2 млрд. рублей.

Реализуются в графике заявленных инвестиций по проектам и с допустимым отставанием 50 проектов с общим объёмом инвестиций 110 млрд. руб., 49 проектов реализуются со значительным отставанием. Наиболее критичные для лесопромышленного комплекса проекты связаны с созданием целлюлозно-бумажных производств.

В территориальном разрезе наибольшую активность проявили предприятия Северо-Западного федерального округа – 27 проектов, Сибирского – 23, Приволжского – 15.

Однако лидирующую позицию по размеру инвестиций в проекты занимает Сибирский федеральный округ – 171 млрд. рублей, Северо-Западный – 100 млрд. рублей, Центральный – 67 млрд.рублей, в целом на их долю приходится 82% от общего объема инвестиций в проекты.

В целях совершенствования механизма реализации приоритетных инвестиционных проектов Министерством совместно с Рослесхозом и Минэкономразвития России внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

Внесение изменений позволит конкретизировать условия резервирования лесных участков, более четко и однозначно установить плату за лесные ресурсы после завершения льготного периода и в случае исключения из перечня - оперативно контролировать ход реализации проекта.

Механизм реализации приоритетных инвестиционных проектов оказывает большое влияние на развитие лесопромышленного комплекса. Следует отметить, что развитие лесопромышленного комплекса тормозит отсутствие развитой лесной инфраструктуры и контроля за незаконной заготовкой древесины.

Увеличение инвестиций в создание новых мощностей по выпуску конкурентоспособной лесобумажной продукции находятся на стыке лесного хозяйства и лесопользования, а именно в части:

  • приведения в соответствие заявленного состояния лесосечного фонда, при формировании лесного участка для реализации инвестиционных проектов, фактическому состоянию;
  • развития инфраструктуры лесопользования, в первую очередь лесных дорог;
  • приведения в соответствие затрат арендаторов на ведение лесного хозяйства с уровнем платежей за лесные ресурсы;
  • упорядочения мер борьбы с незаконной заготовкой древесины.

Отсутствие достаточного количества лесных дорог – одна из острейших проблем, тормозящая развитие всего лесного комплекса, которая затрагивает и лесохозяйственный и лесопромышленный сектора.

Любой вид использования, охрана, защита и воспроизводство лесов на лесных участках не возможны без создания лесотранспортной инфраструктуры. Лесным кодексом разрешается создание лесных дорог при любых видах использования лесов, но механизм создания их в Лесном кодексе и в подзаконных актах к нему не прописан. В связи с этим возникает много вопросов при реализации этого положения Лесного кодекса на практике.

Нет ясности, на каких условиях юридическое лицо имеет право создавать лесную дорогу. Как известно, лесные участки являются государственной собственностью и передаются в аренду на определенный срок. Если арендатор лесного участка построил лесную дорогу на собственные средства, то после окончания срока аренды или досрочного прекращения договора аренды, не определено кому будет принадлежать построенная дорога и кто компенсирует затраты на ее создание арендатору, надобность в которой у арендатора отпала, хотя дорога находится в эксплуатационном состоянии и может использоваться как для охраны, защиты, воспроизводства лесов, так и других целей.

Кроме этого на законодательном и нормативно-правовом уровне требует решения вопросы регулирования отношений, возникающих при строительстве и эксплуатации лесных дорог у субъектов (арендаторов, местных органов исполнительной власти, лесохозяйственных служб и др), таких как порядок постановки лесных дорог на учет, допуск на них транспортных средств, не связанных с обслуживанием лесной инфраструктуры, отчуждения сельскохозяйственных и других нелесных земель, по которым могут проходить лесные дороги и т.п.

С введением в действие Федерального закона «О техническом регулировании» на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010г. №1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил, подлежащих актуализации в срок до 2012 г. и обеспечивающих соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в который включен СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт», по нормам которого проектировались дороги лесозаготовительных предприятий. В актуализации данного документа принимает участие Минпромторг России.

Проблемными этапами создания лесной дороги является определение источника и механизма финансирования ее проектирования и строительства и отсутствие механизма оформления собственности лесных дорог, построенных на землях лесного фонда и компенсации затрат инвестору.

Для решения основных вопросов создания лесотранспортной инфраструктуры необходимо, по нашему мнению, разработать и утвердить на уровне Правительства Российской Федерации «Целевую комплексную программу развития лесных дорог на период до 2020 года», предусмотрев в ней:

  • объемы и источники финансирования лесных дорог;
  • порядок финансирования строительства лесных дорог, их эксплуатации и содержания;
  • порядок привлечения инвестиций и предоставления преференций инвесторам при строительстве лесных дорог;
  • порядок определения собственника лесных дорог, созданных за счет бюджетного финансирования и за счет инвестиций.

Разработка такой Целевой комплексной программы могла бы войти отдельным разделом в Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации при ее корректировке и совершенствовании.

Скачать презентацию (.pptx, 532 кб)

Минпромторг, 11.10.2011

SBO-PAPER.RU


ПАРТНЕРЫ И ДРУЗЬЯ ПРОЕКТА:

Партнеры и друзья SBO-PAPER.RU

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: