Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Доклад был представлен в четверг, 12 мая 2005 года, на встрече руководителя агентства Михаила Сеславинского с главными редакторами печатных СМИ и информационных агентств.
Как сказано в документе, в России сейчас зарегистрировано почти 26 тысяч газет, более 16,5 тысяч журналов и 3,4 тысяч альманахов, сборников, бюллетеней, что на 21 тысячу больше, чем в начале 2000 года. Однако, как отмечается в докладе, реально издается лишь немногим более половины изданий от числа зарегистрированных. «Количественный рост печатных СМИ в России давно не сопровождается адекватным ростом их тиражей, а число читателей сокращается даже у самых известных газет и журналов», - говорится в документе.
При этом «завышение выходных данных тиражей газет и журналов является достаточно распространенным». Общий годовой тираж российских газет в 2004 году превысил 8,5 млрд. экземпляров, тираж журналов составил только 600 млн. экземпляров. Газеты распределены по регионам достаточно равномерно - на Москву и Петербург приходится не более 10% общего количества наименований. В то же время, подавляющее большинство журналов - свыше 91% наименований и 98% тиража - зарегистрированы и выходят в свет в Москве и Санкт-Петербурге.
Авторы документа отмечают, что «можно с уверенностью констатировать, что государственной цензуры СМИ в России нет». Однако по причине зависимости многих изданий от различных групп влияния, либо политических сил, в них, как правило, в той или иной форме существуют внутренние самоограничения цензурного свойства.
В агентстве считают, что «в современной России СМИ могут эффективно развиваться только как бизнес». «Рынок СМИ - рынок сложный, он еще не сформировался как прозрачный, но это рынок успешный и динамично развивающийся», - заявил на встрече глава агентства Михаил Сеславинский.
«Минувший год печатная пресса прожила под знаком прекращения финансирования государством городских и районных газет (минус 175 млн. рублей из федерального бюджета), а также налоговой неопределенности», - подчеркнул он. Сеславинский добавил, что Роспечать настаивает на том, что «льготный налоговый режим печатной прессе просто необходим». «В совокупности объем российского рынка периодики, включая распространение и рекламу, в 2004 году превысил 3 млрд. долларов», - сообщил Сеславинский. При этом, по данным аналитиков, объем инвестиций в печатный рынок приблизился к 1 млрд. долларов, что на 200 млн. долларов больше, чем в 2003 году. «По темпам роста рынка прессы Россия уступает только Индии и Китаю», - подчеркивается в докладе.
В докладе также отмечается, что российский рынок рекламы в СМИ в последнее время ежегодно растет примерно на треть. В 2004 году его объем достиг $3,855 млрд., а в текущем году этот показатель может превысить $4,5 млрд. При этом объем рекламы в газетах составил в прошлом году всего $250 млн., в журналах - $470 млн., в рекламных изданиях - $480 млн. Только пресса в прошлом году освоила $1,25 млрд. рекламных средств. Эксперты полагают, что рынок рекламы в прессе, особенно региональной, по-прежнему недооценен, главным образом, по причине непрозрачности и закрытости рынка печатных СМИ в целом. По их мнению, недооценен и сегмент рекламных и рекламно-информационных изданий.
В докладе говорится, что, несмотря на заметный рост рекламных поступлений, важнейшим источником дохода для большинства периодических печатных изданий России остается реализация тиражей. По экспертным оценкам, в 2005 году доходы от реализации тиражей в розничной продаже и по подписке составят $1,725 млрд. Авторы доклада отмечают при этом, что «российский рынок розничной продажи периодики в значительной степени архаичен, а дела с подпиской на периодическую печать обстоят не лучшим образом».
В федеральном агентстве считают, что для развития российского рынка печатных СМИ принципиальное значение имеет состояние законодательства о средствах массовой информации. «В настоящее время назрела необходимость коренного пересмотра всей системы отечественного законодательства о СМИ», - подчеркивается в докладе. - «Новый закон должен обеспечивать четкое правовое регулирование рынка СМИ на длительную перспективу, соотнеся законодательство о средствах массовой информации с потребностями его развития и другими отраслями права».
Он подчеркнул, что «практика опубликования подобных аналитических докладов станет традиционной». Сеславинский выразил надежду на то, что результаты исследования рынка СМИ вызовут интерес в медиа-сообществе.
Страна.Ru
Российский рынок периодической печати
Состояние, тенденции и перспективы развития - 2005 год
Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Май 2005 года
Cодержание:
Введение
Общая ситуация
Рынок газет и еженедельников
Рынок журналов
Медиаактивы. Слияния и поглощения
Корпоративная печать
Рынок рекламы в прессе
Распространение периодической печати
Рынок бумаги и полиграфических услуг
Медиаизмерения и отраслевая статистика
Государственная поддержка периодической печати
Законодательное регулирование рынка печатных СМИ
Загрузить
.doc 978 Кб