SBO-PAPER.RU

Будущее европейской печатной индустрии – 2013 год

У ПОЛИГРАФИИ ЕСТЬ ТРИ ПУТИ РАЗВИТИЯ...

Финский Центр технический исследований (VTT) опубликовал обширный доклад «Будущее европейской печатной индустрии». В отличие от недавно вышедшего исследования NAPL, эта работа не содержит большого числа статистических данных и содержит аналитический обзор текущего положения дел в европейской полиграфии, а также возможные сценарии развития отрасли в среднесрочной перспективе (ближайшие пять-десять лет). Ниже приводятся выдержки из доклада.

Состояние дел в индустрии

Авторы доклада указывают, что в первой декаде нового тысячелетия печатная индустрия прошла через серьезные структурные изменения. В настоящее время полиграфические предприятия подразделяются на два типа: малые и средние имеют возможность быть более гибкими и быстрее реагировать на рыночные изменения, в то время как крупные компании страдают от избытка производственных мощностей, который привел к ожесточенным ценовым войнам в индустрии.

В течение последних лет печатный рынок Европы сокращается. После резкого падения в 2008 году произошел некоторый отскок в 2010-11 гг., но далее рынок продолжил падение. Наблюдается непрерывное падение цен на печатные услуги — частично за счет роста эффективности, частично из-за возросшей конкуренции.

Эксперты ожидают, что между 2005 и 2015 годами падение европейского печатного рынка может достигнуть 10%. Это сопровождается ощутимой дефляцией цен на печать. Единственным сегментом отрасли, в котором еще наблюдается явный рост, является печать упаковки/этикетки. В секторе медиа- и графической печати некоторый рост характерен лишь для сегмента коммерческой печати — главным образом, за счет восточноевропейского рынка.

Ожидания и намерения игроков рынка

Авторы доклада пообщались с представителями широкого спектра компаний печатной индустрии Европы и приводят результаты этого диалога.

Как сообщается, большинство полиграфистов выражают в целом оптимистический взгляд на будущее индустрии: печатные медиа-продукты сохранят свою значимость и в обозримом будущем, а после окончания периода финансовых потрясений объемы печатного рынка стабилизируются на приемлемом для отрасли уровне.

Даже перед лицом очевидного кризиса никто из респондентов не сообщил о намерении полностью или значительно поменять направление своего бизнеса. Причины, по мнению экспертов, в том, что такой переход требует значительных инвестиций, а у игроков нет уверенности в наличии новых рыночных ниш и в отсутствии поддержки со стороны поставщиков и контрагентов. Так, поставщики расходных материалов не слишком озабочены состоянием печатного медиарынка, поскольку могут компенсировать негативные изменения в этом секторе другими направлениями — например, поставкой материалов для упаковки.

Таким образом, стимулы для изменений со стороны производственных компаний фактически отсутствуют, и новые направления бизнеса не возникают. Для изменения этой потенциально опасной ситуация «курицы или яйца» необходимы активные и готовые рисковать компании-инноваторы.

Почти все из опрошенных полиграфистов считают расширение спектра услуг важнейшим условием выживания. Однако добавление новых сервисов часто рассматривается не как источник добавочной ценности, а как неизбежное требование рынка.

Помимо расширения спектра услуг, полиграфисты упоминают два других ключевых фактора: конкурентоспособность через повышение эффективности и добавление ценности к существующим продуктам. Типографии в большей степени концентрируются на первом направлении, считая наибольшей угрозой рост цен на материалы и избыток мощностей на рынке. Такие компании фокусируются на автоматизации, контроле отходов, повышение оперативности, снижении потреблении расходных материалов, стандартизации продукции и упрощении продуктовых линеек.

Другая группа полиграфических компаний пытается наращивать рыночную долю через повышение привлекательности своей продукции: используют инновационные материалы и технологии, совершенствуют отделку. Активность этих игроков направлена на повышение добавленной ценности продукции. Однако добавленная ценность является конкурентным преимуществом лишь в той степени, в которой компания способна сохранить эксклюзивность своего предложения. Кроме того, в условиях значительной конкуренции продукты с добавленной ценностью быстро становятся стандартной частью портфолио, не позволяя типографиям использовать их как источник дополнительной прибыли.

Как видно из сказанного выше, полиграфические компании Европы в целом не проявляют активности в области смены направления своего бизнеса. Поиски инновационных бизнес-моделей и концепций активизируются, только если типографии увидят гарантии окупаемости и готовность клиентов платить за новые продукты и услуги. В то же время кризис, в котором пребывает отрасль в настоящее время, требует пионеров, готовых и способных генерировать новые идеи и продукты.


Текущие угрозы и будущие возможности полиграфической отрасли


ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ

Авторы доклада определили три основных пути, по которым может идти развитие предприятий печатной индустрии в период до 2020 года.

Путь № 1: Эффективное печатное производство

Цифровые каналы получения информации представляют серьезную угрозу для традиционных медиа и, как следствие, для печати. Для того, чтобы сохранить конкурентоспособность, полиграфическая отрасль должна обеспечить контент-провайдерам и читателям неоспоримые преимущества. Печатное производство должно приобрести гибкость и способность к адаптации к различным форматам и материалам. Рыночные изменения предъявляют новые требования и к показателям эффективности производственных процессов.

Таким образом, одно из направлений развития печатной индустрии лежит в максимизации эффективности печатной цепи создания добавленной стоимости через повышение гибкости производства и эффективное использование материалов.


Путь № 2: Добавление ценности к печатному продукту

Сегодня интерактивность становится все более популярной и в печатных медиа-продуктах. В то же время, создаются и разрабатываются печатные электронные компоненты, тонкие и дешевые источники питания, гибкие дисплеи, солнечные элементы и т.д. Два этих направления, по мнению авторов доклада, могут объединиться, что приведет к возникновению новых печатных медиа-продуктов и создаст новые возможности для полиграфической отрасли.

Соответственно, вторым направлением развития отрасли может стать производство печатных продуктов, являющихся независимыми интерактивными носителями, которые будут направлены на мультисенсорное восприятие и свободно взаимодействовать с другими медиа.


Путь № 3: печать немедийных продуктов

Печать представляет собой экономичный и гибкий метод нанесения материалов на поверхности. Сегодня эта технология используется, главным образом, для воспроизведения изображений, но при правильном выборе материалов существующие печатные технологии и оборудование может использоваться и для производства немедийной продукции. Уже сейчас печать применяется при производстве электронных и диагностических устройств, и спектр подобных применений в будущем может существенно расшириться.

Следовательно, еще одним направлением развития печатной индустрии может стать производство немедийной продукции: отдельных или интегрированных изделий и компонентов, например, фармацевтических тестовых полосок или солнечных фотоэлементов.

SBO-PAPER.RU logo


ПАРТНЕРЫ И ДРУЗЬЯ:

Союз предприятий печатной индустрии

ГК «Дубль В»

UPM.RU | The Biofore Company

Лесной форум Гринпис России

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: