Несмотря на экономический спад, газетные тиражи сократились в 2009 году лишь незначительно, а влияние глобальной рецессии на рекламные доходы начало ослабевать, отмечается в обнародованном 4 августа докладе Всемирной газетной и информационно-издательской ассоциации (WAN-IFRA) о последних тенденциях мировой прессы.
В докладе говорится, что, вопреки распространенному мнению и несмотря на влияние глобального кризиса, газеты продолжают оставаться крупной и процветающей глобальной отраслью.
«Я заметил среди медиа-журналистов и обозревателей тенденцию акцентировать внимание на негативных аспектах бизнеса, хотя позитивных аспектов, очевидно, тоже немало», - отметил Кристоф Рисс (Christoph Riess), генеральный директор WAN-IFRA, представивший доклад.
Из статистики:
- Ежедневные газеты каждый день читают 1,7 млрд. человек, или 25% взрослого населения мира. С учетом не ежедневных газет, глобальный охват газет составляет 37%.
- Тираж ежедневных газет сократился в 2009 году на 0,8%, что немного, если учитывать глубину кризиса, а также динамику в других отраслях. При этом за 5 лет тираж вырос на 5,7%. Сокращение тиража происходило в основном на зрелых медиа-рынках развитых стран. В Азии тиражи продолжали демонстрировать рост – на 1% в 2009 году и на 13% за 5 лет.
- В течение года тиражи сохраняли стабильность или выросли в 61% стран, за 5 лет – в 68% стран.
- Количество газетных изданий составило в 2009 году 12477, что на 1,7% больше, чем в предыдущем году.
- Глобальные рекламные доходы газеты сократились в 2009 году на 17%, что обусловлено, в основном, последствиями глобального кризиса. При этом, в последние месяцы во всех регионах наблюдается рост рекламных доходов – по прогнозам Zenith Optimedia, в 2010 году он составит 3,5%.
- Телевидение остается крупнейшим в мире рекламным медиа, контролирующим 39% рынка. За телевидением следуют газеты (24%) и Интернет (12%). Значительная часть Интернет-рекламы связана с поиском, который контролируется одним крупным игроком (Google), на которого приходится 65% рынка.
Хотя традиционные газеты на многих зрелых рынках теряют аудиторию, газетные компании этих рынков находятся на передовой линии цифровой революции, отметил Рисс.
«Многие газетные компании зрелых рынков осваивают цифровые платформы и новые формы печатного издательства, увеличивают портфели продуктов, расширяют аудитории и наращивают доходы, несмотря на сокращение традиционных печатных тиражей», - говорит он.
«На самом деле, именно эта метаморфоза печатного газетного бизнеса в динамичный, основанный на печати, но расширяющийся в цифровой среде новомедийный бизнес, одновременно создает проблемы и открывает новые возможности для нашей отрасли», - утверждает он.
«Появляется все больше свидетельств того, что печатный бизнес многих компаний переживает глубокие преобразования. Мы хорошо знаем о проблемах, которые стоят перед крупными городскими газетами развитых рынков, но очень мало знаем об изменениях и экспансии других печатных рынков, где появляются новые продукты и новые газеты, соответствующие требованиям стремительно развивающихся и становящихся все более искушенными аудиторий».
Новые статистические данные были представлены более чем 400 издателям, редакторам и другим руководителям газетных компаний из 32 стран, принявшим участие в ежегодной конференции WAN-IFRA «Издательство в Азии» в Куала-Лумпур (Малайзия).
В докладе содержатся данные по всем 233 странам и территориям мира, где издаются газеты.
Тираж:
- Глобальный платный тираж ежедневных газет сократился в 2009 году на 0,8%, до 517 млн.экз. По регионам, тираж вырос на 1% в Азии и на 4,8% в Африке и сократился на 3,4% в Северной Америке, 4,6% в Южной Америке, 5,6% в Европе и 1,5% в Австралии и Океании.
- За 5 лет, глобальный платный тираж ежедневных газет вырос на 5,7%. В частности, тираж вырос на 30% в Африке, 13% в Азии, 5% в Южной Америке, и сократился на 10,6% в Северной Америке, 7,9% в Европе и 5,6% в Австралии и Океании.
- С учетом бесплатных газет, глобальный тираж сократился на 1,7% за год, но вырос на 7,7% за 5 лет. На бесплатные газеты теперь приходится 20% всего тиража в Европе, 11% в Южной Америке, 7% в Северной Америке, и 9% в Австралии и Океании.
- Количество ежедневных газет увеличилось в 2009 году на 1,7%, до 12477. Количество газет увеличилось в Азии на 2,7%, в Северной Америке на 1,3%, в Южной Америке на 1%, в Африке на 0,2%, не изменилось в Европе, Австралии и Океании.
- Глобальный платный тираж не ежедневных газет вырос в 2009 году на 2,5%, до 278 млн. По регионам, тираж не ежедневных газет вырос на 3,1% в Азии, на 1,8% в Австралии и Океании, на 1,5% в Европе. В Южной Америке тираж не изменился. В Африке тираж сократился на 6,2%, в Северной Америке – на 1,4%.
- За 5 лет, глобальный платный тираж не ежедневных газет вырос на 15,6%. Тираж вырос на 18,7% в Европе и на 17,3% в Азии. В Южной Америке тираж сохранял стабильность. В Северной Америке тираж сократился на 7,1%, В Австралии и Океании – на 5,1%, в Африке – на 0,1%.
- Пять крупнейших газетных рынков мира: Индия (110 млн. экз. в день), Китай (109 млн), Япония (50 млн.), США (46 млн.), Германия (20 млн.). 65 из 100 крупнейших ежедневных газет мира издаются в Азии.
Реклама:
- По прогнозам Zenith Optimedia, рекламные доходы газет в 2010 году вырастут на 3,5%, в том числе на 5,8% в Азии, на 2,2% в Западной Европе и на 1,3% в Северной Америке.
- В 2009 году глобальные рекламные доходы газет сократились на 17%, в том числе на 25% в Северной Америке, на 13,7% в Западной Европе, на 18,7% в Центральной и Восточной Европе, на 9,6% в Азии, на 2,9% в Латинской Америке. На Ближнем Востоке и в Африке рекламные доходы оставались стабильными.
- За 5 лет глобальные рекламные доходы сократились на 17,9%, в том числе в Северной Америке на треть, в Западной Европе на 15%, в Азии на 5,4%. Доходы выросли на 46,5% в Латинской Америке и на 1,1% в Центральной и Восточной Европе. На Ближнем Востоке и в Африке рекламные доходы оставались стабильными.
- Появляется все больше свидетельств того, что печатная реклама эффективнее, чем реклама на телевидении или в Интернете. Недавнее исследование, проведенное в Великобритании компанией Microsoft, показало, что каждый фунт, потраченный на печатную рекламу, приносит 5 фунтов доходов. Телевизионная реклама приносит 2,2 фунта доходов на фунт, а Интернет-реклама – 3,4 фунта.
Интернет:
- В обозримом будущем доходы от цифровой рекламы не смогут восполнить утраченные печатные доходы, что заставит многие газеты продолжить поиск эффективной новой модели – включая модель, предусматривающую платный доступ к новостям.
- Мобильная доставка новостей открывает для газет более широкие возможности, нежели традиционная онлайновая доставка: проникновение мобильной связи в целевой демографии газет составляет 100%, и система оплаты мобильного содержания хорошо налажена. При этом существуют и недостатки: отсутствие эффективной рекламной модели, а также отсутствие среди компаний, контролирующих мобильные каналы, интереса к газетному содержанию и партнерствам с газетными компаниями.
- Цифровые ридеры также открывают газетам новый рынок, однако сначала необходимо решить проблемы с удобочитаемостью и оснащением таких устройств более мощными аккумуляторами.
Помимо обобщенных статистических данных и статистики по отдельным странам, в докладе объемом 1230 страниц представлены:
Куала-Лумпур (Малайзия) - Москва, 4 августа 2010