SBO-PAPER.RU

«Дорожная карта» – комментарии разработчиков и лидеров рынка

Комментарии к статье Алексея Панкина «Дорожная карта для издательского дела: как она рисовалась, что это такое и чего ждать дальше»

Юрий Пургин, генеральный директор ИД «Алтапресс», Барнаул, член правления Альянса независимых региональных издателей (АНРИ):

«Государство должно помочь издателям нести бремя социальной ответственности»

Настало такое время, когда, с моей точки зрения, отрасль наша нуждается в серьезной поддержке со стороны правительства, государства. Переход к электронным СМИ, переход в социальные сети, появление визуального поколения, это, с одной стороны, тенденция очень приятная в каких-то отношениях. Но, с другой стороны, с ней связаны серьезные проблемы. Вот это новое поколение имеет очень серьезные пробелы по сравнению с тем поколением, которое уже начинает потихоньку уходить. Поколение людей, для которых печатные СМИ были основными, люди «печатной ментальности», читающее поколение - это люди социально активные, это люди думающие, способные мыслить достаточно широко, люди культурные.

Что касается электронного поколения, то здесь акценты смещаются. Необязательно все знать, можно обо всем спросить Интернет. Не обязательно понимать, о чем читаешь, можно все это посмотреть на картинке. Необязательно иметь собственное мнение, можно посмотреть комментарии и присоединиться. В общем, это немного другой мир.

И все страны, которые видят эту опасность, понимают, что транзит в это будущее должен быть управляемым, он должен быть постепенным. Просто переводить людей в этот мир и смотреть, как они выплывают, и думать, что умнейший выплывет, а не умнейший пусть гибнет - это не самый верный путь. Поэтому очень важно поддерживать традицию классического чтения, очень важно поддерживать умение читать. И в этом социальная функция печатной прессы. Вся дорожная карта направлена на поддержку именно вот этих вещей.

Я считаю принципиально важным, что вся отрасль поддерживает предлагаемые меры. Это наконец-то общая договоренность, это наконец-то единое заявление отрасли. Представители всех крупных общественных организаций объединяющих СМИ печатные - и издателей, и распространителей, и полиграфистов, - подписали эту дорожную карту.

Почему дорожная карта тоже понятно: это некий путь, который нужно пройти. Карта отражает основные моменты, на которые сейчас надо обратить внимание государства.

Первый момент, на который обращу внимание, связан с тем, что все затраты, которые есть у печатных СМИ, превосходят то, что тратят цифровые масс медиа. Под затратами я имею в виду в том числе и списания нереализованных тиражей. Тиражи падают, а присутствовать в торговых сетях издателям необходимо, потому что если тебя там нет, то тиражи будут падать уже только по этой причине. Поэтому есть там нормы на размеры списаний, который можно включать в себестоимость. Раньше эта норма была, но она была очень маленькой, и мы говорим о расширении.

Второй момент связан с соц.страхом. Наша отрасль - это отрасль интеллектуального производства. Очень большие тут затраты приходятся на заработную плату. Отсюда есть предложение сохранить до 2018 года страховые взносы на уровне 2014 года, который нам запланировало правительство.

И очень больная тема связана с НДС. До сих пор НДС на работы, связанные с производством и распространением печатной продукции не были сквозными. Отсюда создавались проблемы. Например, у нас в компании есть своя типография. И когда газеты с НДС в 10% приходят на печать с НДС в 20%, возникает коллизия. Соответственно, я думаю, сквозной НДС это очень важная мера.

Еще один момент связан с распространением. Сегодня, как мы знаем, у нас 10 киосков в день исчезает с лица российских городов, российских улиц и площадей. Поэтому наша задача постараться какие-то нормативы рекомендательные дать, связанные с мировым опытом. И эти нормативы главам субъектов Российской Федерации от президента мы предлагаем внести. Это связано с тем, какое количество населения приходится на один киоск, распространяющий печатную продукцию. Мы исходим из мировых нормативов, у нас в «карте» они даже занижены. Я думаю, что это очень важная и полезная вещь. Мы сами столкнулись на примере нашей компании «Алтапресс», у которой есть собственная сеть распространения, с ситуацией, когда решение о размещении стационарных торговых объектов принимается исходя из той идеи, что в городе много супермаркетов и, следовательно, зачем еще и киоски.

Безусловно, очень важно, чтобы дотировалась «Почта России» для тех людей, которые готовы получать издания по подписке. Это мировая практика, это далеко не наше изобретение. Ну, а в свете того, как выглядит сегодня «Почта России», без дополнительных стимулов и в поисках рентабельности она может переложить издержки все на издателей и сделать совершенно неподъемным институт подписки. Поэтому и здесь предлагаемое нами ценно и полезно.

Есть и другие мероприятия, в частности, касающиеся рекламного рынка. Получается комплексная система поддержки отрасли.

Выпадающие доходы государственного бюджета от принятия этой программы сопоставимы с доходами, которые теряются от падения тиражей традиционных СМИ, то есть с налогами, которые перестают платить издательские компании. И меры по поддержке могут быть компенсированы за счет сохранения, а не обвала этого рынка, который может произойти, если мы этого делать не будем.

Ну и самое важное, что есть мировой опыт, который уже давно работает. Есть Франция, где эти меры давно уже реализованы, есть Германия, Я считаю, что это абсолютно нормальная рыночная мера в отрасли, которая несет значительную социальную нагрузку.

Борис Кузьмин, президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов:

«Защитить киоски значит защитить типографии»

Мы за «дорожную карту», потому что мы понимаем роль и значимость бумажного носителя. И всюду говорим, что со стороны государства есть неправильная позиция относительно издательской отрасли. Идет деградация населения, падение уровня образования. Вся молодежь не читает, а только играет. Погоня за электронными игрушками развращает людей. Информацию общество получает искаженную.

Нас это очень беспокоит и мы всеми силами призываем и государство, и общественность обратить на это внимание. Не спасение полиграфии, а значимости книги, газеты, журнала. Значимость печатного слова и его специфики.

А все основные проблемы полиграфии находятся в сфере развития издательской и распространительской деятельности. Мы болеем за издателей и распространителей, потому что они дают нам работу, объемы. Падают тиражи, падают и цены на наши услуги, и доходность нашего дела.

Мы, как говорится, на баррикадах. Поэтому мы больше сейчас вникаем и занимаемся поддержкой киосков, чем развитием полиграфии.

Александр Оськин, председатель Правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП):

«Выбрать главное звено»

Дорожная карта явилась результатом усилий различных медийных организаций и экспертов. Мы как АРПП приняли в процессе участие на этапе подготовки, обсуждения, разработки документа и я подписал его, потому что считаю его в целом полезным и направленным на решение проблем отрасли.

Но реализация дорожной карты вызывает у меня сомнения. В первую очередь, в силу того, что адресатом явилось Федерально агентство по печати и массовой коммуникации. При всем желании его руководства, реализовать гигантский объем задач, поставоенных в документе, ему не по силам. Например, для них крайне трудно реализовать такую задачу, как смягчение налогов для медиа-отрасли. Они не в состоянии повлиять на безумные действия губернаторов и мэров глубинки России, уничтожающих киосковые сети. Полномочия ФАПМК ограничены в силу их положения в системе исполнительной власти России.

Все эти идеи мы излагаем 20 лет. Мы говорим об этом давно и на разных трибунах. Говорят и издатели, и полиграфисты, и распространители. В письмах президенту, на разных конференциях и «круглых столах». А воз и ныне там.

Я полагал бы, что в такой ситуации нам нужно выбрать какое-то главное звено, за которое можно вытащить всю цепь. Я считаю, что мы не должны распыляться, мы должны выбрать главное звено спасения нашей отрасли и на этом сконцентрироваться всем миром. Что-то одно, что спасет тиражи газет и журналов.

Ольга Широкова, директор НП «Содружество бумажных оптовиков»:

«Дорожная карта» должна просветить правительство относительно проблем отрасли»

Считаю создание «дорожной карты» отрасли особенно важным в связи с тем, что наконец-то обобщены все взаимосвязанные, наболевшие задачи в масштабе именно всей издательско-полиграфической отрасли. Этого не было раньше и у Правительства возникало ложное мнение о существовании отдельных малозначимых, точечных проблем в масштабе узких рынков, которые не имеют принципиального значения и их не обязательно решать в приоритетном порядке. Хочется верить, что такая комплексная задача регулирования отрасли будет поддержана Правительством и реализована конкретными решениями по примеру других отраслей.

Анна Кошман, исполнительный директор НП «Альянс независимых региональных издателей»:

«Отрасль осознала себя как целое»

АНРИ активно участвовал в работе над «дорожной картой». Почему я считаю, что это хорошая инициатива? Она объединяет отрасль, дает возможность встретиться, обсудить, что важно, что неважно. В итоге не столько важно, что пройдет, хотя может быть что-то и пройдет, сколько то, что отрасль начинает отстаивать свои интересы более консолидировано, чем когда бы то ни было. Это может помочь и в отстаивании каких-то других, новых, инициатив. Это план, вокруг которого удалось объединиться и системно что-то начать делать.

С другой стороны, Юрий Пургин говорил недавно, что дорожная карта, конечно, хорошо, но хорошо бы, чтобы и законодатели не работали, как взбесившийся принтер. Потому что мы говорим о «карте» в то же самое время, как принимаются без конца какие-то законы, которые мешают отрасли развиваться, которые во многом лишены логики, лишены профессионализма. Законодатели не взвешивают последствий, или взвешивают только с какой-то одной стороны. И при такой логике законотворчества идти по другой линии и пытаться спланировать, что можно сделать, чтобы отрасль поддержать - это лучше, чем ничего, но в принципе непросто, мне кажется.

Хотя, с другой стороны, если удастся эти мысли консолидировано донести до верхов, то, может быть, тогда и законов, которые принимаются наобум, будет меньше.

Александр Страхов, генеральный директор группы компаний United Media Holding, президент ГИПП в 2009-2012 гг.:

«Разумные действия в агрессивной среде»

Первое. Абсолютно правильно, что работа по созданию и продвижению дорожной карты ведется. И чем больше мы будет об этом говорить, чем больше будем предпринимать усилий в этом направлении, тем лучше.

Второе. Как мне кажется, нужно смотреть реальности в лицо и понимать, что очень многие шаги государственные в отношении средств массовой информации показывают незаинтересованность государства в развитии независимых и самостоятельных СМИ.

Третье. Помимо этой тенденции есть еще одна, которую хорошо видят те руководители, которые занимаются операционной деятельностью. За последние полтора-два года принят целый ряд дополнительных нововведений, которые демонстрируют ужесточение государственной политики в части сбора всевозможных налогов, сборов, взносов. Это выражается и в увеличении социальных, страховых выплат, в отмене льгот, которые давались СМИ. Появилась дополнительная нагрузка на большие зарплаты.

Очень сильно ужесточились и правила выплат. Если раньше компании могли потянуть разные выплаты в разные государственные органы, а те к этому относились более или менее спокойно, то сейчас все значительно ужесточилось. И, похоже, что это не просто повышение дисциплины, а вынужденные меры.

К сожалению, обе последние составляющие не в нашу пользу.

Возьмем проблему списаний, которой я очень много занимался в бытность свою президентом ГИПП. Делал обобщения, презентации, с государственными чиновниками общался. Гильдия готовила проекты постановлений, законов. Я даже специальную презентацию рисовал, где показано, что та система списания тиражей, которая сегодня узаконена в России, устанавливает практику взимания налогов с несуществующих доходов. Просто так. Мы даже большинство чиновников убедили в своей правоте. Но воз и ныне там.

А почему? Да потому, что оказывается невозможно преодолеть очень простой контраргумент. Нас спрашивают: вы хотите избавить бизнес от несправедливых обложений, а чем вы это компенсируете?

В этом подход государственной машины: у нас из бюджета уходит некоторый источник дохода – больший, меньший, призрачный ли, реальный ли, - но он уходит. А чем вы компенсируете?

Мы говорим: а какая может быть компенсация, когда это несправедливое налогообложение. Это все равно, как если у вас помимо налогов еще и зарплату из кармана вытаскивать. А вам говорят: хорошо, мы рассмотрим, но чем вы компенсируете?

Источник: журнал «Стратегии и практика издательского бизнеса.WAN-IFRA-ГИПП Magazine»
02.08.2013

SBO-PAPER.RU


ПАРТНЕРЫ И ДРУЗЬЯ ПРОЕКТА:

Партнеры и друзья SBO-PAPER.RU

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: