SBO-PAPER.RU

Бумажные издательства идут в наступление

Два крупнейших издательства страны – «Эксмо» и АСТ – отложили объединение из-за сложного финансового положения последнего. В будущем реструктуризаций традиционных бумажных издательств не избежать. Им придется сплотиться, чтобы не сдавать позиции электронному книгоизданию

Информация о возможном объединении «Эксмо» и АСТ появилась в июне, во время Book Expo America – международной книжной ярмарки в Нью-Йорке. Впрочем, уже тогда директор «Эксмо» Олег Новиков подчеркнул, что перед подписанием документов нужно оценить все риски объединения с компанией, у которой серьезные финансовые проблемы. Теперь слияние «Эксмо» и АСТ откладывается. При этом компании, по словам Новикова, сотрудничают.

Такое сплочение традиционных издательств – вполне разумный шаг. Ведь рынок печатной книги уменьшается, книжных магазинов становится меньше. Олег Новиков отметил, что в прошлом году исчезло 8 процентов рынка, в частности, прекратила работу крупная сеть книжных магазинов «Топ-Книга». Сейчас трудные времена настали для популярной сети «Буква». Если книжных магазинов шаговой доступности будет мало, читатель начнет отвыкать от чтения, бьют тревогу эксперты.

Кстати, на мировом книжном рынке - похожее положение дел. Так, в США в июле прошлого года обанкротилась крупнейшая сеть книжных магазинов Borders, включавшая около 700 торговых точек. Она не выдержала конкуренции с электронными книгами и устройствами для чтения – букридерами. После безуспешной попытки запустить онлайн-магазин в 2008 году Borders продала возможность заниматься онлайн-операциями гиганту интернет-торговли «Amazon.com».

Зато другая крупная книготорговая компания – Barnes and Noble – пережила Интернет-реинкарнацию безболезненно. Она развивает бизнес в Сети и выпустила Nook - аналог электронной книги Kindle, продукции «Amazon.com». И теперь весьма популярны обе марки.

В России электронное книгоиздание тоже стремительно набирает обороты. «Мы видим двукратное увеличение рынка электронных книг ежегодно», - сказал генеральный директор крупного магазина электронных книг «ЛитРес» Сергей Анурьев. В 2010 году, например, этот рынок достиг 60 млн рублей, в прошлом году – в 135 млн.

И хотя доля электронного рынка на общем книжном – пока еще меньше процента, а читателей печатных книг все еще большинство, эта ситуация вскоре должна измениться. Ведь и объем продаж электронных букридеров в России за прошлый год вырос на 265 процентов. В этом году он может превысить 2 млн единиц. Похожий прогноз - и по продажам планшетных компьютеров.

Наблюдая эту цифровую «экспансию», традиционные книгоиздатели волей-неволей стали осваивать цифровой формат. Так что эксперты считают вполне реалистичным прогноз, согласно которому к 2015-2017 году в России доля электронного рынка в общем книжном вырастет до 5 процентов.

«В США этот показатель сейчас уже 15 процентов», - заметил главный редактор интернет-сайта о книжном бизнесе «Pro-Вooks»Андрей Грачев.

Так или иначе, если бумажным издательствам игнорировать электронные технологии, то можно остаться «у разбитого корыта», заявил недавно на 25-й Московской международной книжной выставке-ярмарке Олег Новиков.

«Мы оцифровали 70 процентов своего каталога. Надеемся, что к следующему году 90 процентов книг «Эксмо» будут представлены в электронном формате. Ведь электронная книга дает издателям возможность быть ближе к читателям, сделать книгу более доступной – и по цене, и по возможности ее приобретения», - добавил Новиков.

И этой уникальной возможностью нельзя не воспользоваться. Сергей Анурьев уточнил: «В конце концов, книгоиздательствам важно, чтобы они сами и авторы получали доходы, а от каких книг, бумажных или электронных, - им все равно».

Однако цены на цифровые издания в России пока очень разные.»Наши электронные книги в 2-3 раза дешевле, чем бумажные книги в твердом переплете, но зачастую сравнимы по цене с мягким переплетом», - пояснил Анурьев.

Вместе с тем, ситуация в России отнюдь не такая, как в США, где цена электронных книг была занижена изначально, отметил Андрей Грачев. Ведь «Amazon.com», к примеру, для того чтобы приучить читателей к электронным книгам, поначалу продавал их по смешной цене - к примеру, 1-2 доллара.

«В России ведущие игроки рынка делают эксперименты в сфере ценообразования, тем не менее, в большинстве случаев цена электронной и бумажной книги одинакова, - подчеркнул Грачев. –Хотя это неразумно, потому что в случае с цифровой книгой нет никаких затрат на бумагу и многое другое».

Так что, завышая цены на электронный контент, участники рынка сами отторгают часть потенциальных покупателей. Однако даже при низких ценах на электронные книги немалая часть читателей не хочет платить за них, предпочитая нелегальный контент. По некоторым оценкам, только одна из десяти электронных книг скачивается законно.

С этой привычкой сложно бороться. Пиратских сайтов в Интернете, увы, масса. Получается, что традиционные издатели пытаются искать свое место в цифровом мире, но находят его с трудом, поскольку там многие позиции уже заняты пиратами. Впрочем, по мнению молодого писателя Дмитрия Глуховского, издатели до сих пор не до конца осознали ту угрозу, которую представляет для них пиратство:

«Хотя, насколько мне известно, за последние несколько лет тиражи бумажной художественной литературы упали на треть, именно потому, что эта литература наиболее уязвима. Люди, скорее, купят себе букридер и потом на него будут бесплатно закачивать книги, чем станут каждый раз покупать бумажную книгу. Тем более что бумажные книги порой стоят от 10 до 20 долларов».

Примечательно, что недавно свое недовольство нынешним законодательством по борьбе с пиратством выразило Министерство культуры, защищая права авторов аудиовизуальных произведений. Ведомство предложило усилить ответственность интернет-провайдеров, владельцев веб-ресурсов и пользователей за размещение и скачивание пиратского контента. Имело бы смысл и лучше защитить книги.

«Надо выработать «дорожную карту» взаимодействия между книжной отраслью и государством», - заявил замруководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациямВладимир Григорьев.

Так или иначе, в этой сложной ситуации традиционным книгоиздателям придется приспосабливаться. И, по мнению большинства экспертов, слияния и укрупнения издательских компаний неизбежны. Даже если это повлечет за собой существенные издержки – например, снизит скорость реакции отрасли на нужды потребителя.

В новых условиях все больше будет меняться тактика книгоиздания. Во многих издательствах уже получила распространение проектная система, рассказал Андрей Грачев, главный редактор «Pro-books»:

«Сейчас есть книжные продюсеры, которые проходят с книгой путь от начала до конца. Такой продюсер разрабатывает проект книги, находит автора или выбирает переводное издание, придумывает, как его издать, какую цену назначить и как распространять. Все это курирует один человек».

Издательства будут активнее экспериментировать с новыми технологиями продвижения книг. Например, делать мультимедийную рекламу книг – с видеороликами, фотографиями, аудиозаписями интервью с авторами, - и продвигать их в Интернете. Можно публиковать отрывки из книг, предлагать участникам социальных сетей дописывать их.

«Когда я пишу роман, я делаю все возможное, чтобы читатель узнал о нем задолго до того, как он попадет на полки книжных магазинов, - объяснил писатель Дмитрий Глуховский. – Тем самым читатель становится соавтором текста или следит за его созданием, как за сериалом». Глуховский информирует свою аудиторию о новых проектах в социальных сетях и блогах.

Вполне возможно, что, борясь за читателя, бумажные издательства начнут публиковать книги, которые раньше отвергали из-за их тематики или неподходящего объема. А возможна и такая схема: авторы-новички, которые обнародовали свои произведения сначала в Сети и снискали успех, потом получат выгодные контракты от традиционных книгоиздателей. Так, к примеру, молодая американская писательница Аманда Хокинг, дебютировав в Интернете с романами о вампирах и продав большую партию своих книг онлайн, впоследствии получила предложение о сотрудничестве от крупного бумажного издательства «MacMillan».

В любом случае, бумажные и электронные книги будут сосуществовать. Как шутит британский актер и писатель Стивен Фрай, электронные книги угрожают бумажным не в большей степени, чем лифты угрожают лестницам. Хотя бы потому, что у печатных книг есть свои уникальные ниши. Никуда не денутся альбомы, подарочные издания, альманахи, детская литература и многое другое. Любовно изданная книга останется шедевром полиграфического искусства и свидетельством эпохи.

Ольга Соболевская,
Радиостанция «Голос России», 14.09.2012

Союз предприятий печатной индустрии

ГК «Дубль В»

UPM.RU | The Biofore Company

Лесной форум Гринпис России

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Система Orphus
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: