SBO-PAPER.RU

Новости России и стран ЕАЭС

Медиафорум ОНФ «Правда и справедливость»
1-3 апреля 2017 года, Санкт-Петербург. ИТОГИ

В Санкт-Петербурге прошел четвертый Медиафорум независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», который ежегодно проводит Общероссийский народный фронт (ОНФ).

В работе форума приняло участие более 500 человек: журналисты – представители всех регионов страны, блогеры, руководители федеральных СМИ, главы профильных министерств и ведомств.

В течение всего форума работал Центр правовой поддержки журналистов, который был создан по итогам первого Медиафорума ОНФ.

В первый день работы Медиафорума, 1 АПРЕЛЯ, состоялось награждение лауреатов Всероссийского конкурса журналистских работ. В этом году победителями стали 443 региональных журналиста – почти в полтора раза больше, чем в прошлом году.

На следующий день, 2 АПРЕЛЯ, прошла презентация приоритетных проектов ОНФ, а также работали площадки, разделенные по отраслевым направлениям, и тематические секции.

В этот день состоялась дискуссия на тему, как выживать региональным печатным СМИ в условиях роста цен на бумагу и сокращения рекламного рынка.

Участники площадки отметили, что с каждым годом экономическое положение газет и журналов становится все хуже. Растет доля охвата населения Интернетом, что уменьшает аудиторию СМИ на бумажных носителях. В то время как цены на газетную бумагу продолжают повышаться, рекламный рынок сокращается – как из-за законодательных запретов, так и из-за экономического кризиса.

Так, в этом году рост цен на газетную бумагу в регионах был зафиксирован в пределах 10–15%. В Астраханской области в январе бумага подорожала на 10%, в Иркутской области цены на газетную бумагу выросли на 11%, в Брянской области – на 14,9%, а в Воронежской – на 15,4%. Таким образом, меры, предпринятые правительством РФ по недопущению роста цен на целлюлозно-бумажную продукцию, оказались неэффективными, отметили участники Медиафорума.

В правительственном докладе 2016 г. говорится о договоренностях Минкомсвязи России с предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности о повышении закупочных цен на газетную бумагу в течение года не более чем на уровень инфляции прошлого года. Однако эти договоренности касаются только прямых контрактов между производителями и потребителями продукции, которые составляют лишь 20% объема рынка газетной бумаги. Остальная же доля рынка приходится на оптовые организации (дистрибьютеров) и типографии. После неоднократных обращений внимания именно на этот сегмент активистов ОНФ ФАС занялся проверкой дистрибьюторов, но о результатах ее пока ничего не известно.

Другой причиной плохого экономического состояния региональных печатных СМИ является многолетняя тенденция к сокращению рекламного рынка. Только в 2015 г. в газетах и журналах объем рекламы сократился на 13 и 9% соответственно, причем в городах-миллионниках (кроме Москвы) – на 34%: в Ростове-на-Дону – на 63%, в Уфе – на 55%, в Челябинске – на 50%. В 2016 г. наиболее существенно пострадали рекламные издания – снижение составило 30% к аналогичным показателям прошлого года. На российский рекламный рынок в 2015–2016 гг. негативное влияние оказывали падение цен на нефть, стагнация экономики, антироссийские санкции.

«В современных реалиях печатные СМИ, не способные соревноваться с Интернетом в скорости подачи информации, ее доступности, охвате аудитории читателей, могут сделать ставку на качественный контент, – выступила на площадке Светлана Горбачева, главный редактор тулунской газеты «Компас ТВ». – Реклама в печатной прессе имеет неплохие перспективы, поскольку, как правило, воспринимается читателями как полезная информация. Но для того чтобы все это превратилось в реальные денежные поступления, издателям необходимо акцентировать внимание на преимуществах печатных СМИ, подкрепляя это качественным содержанием – эксклюзивными, аналитическими статьями, содержащими подробную статистику, и эстетическим оформлением, дополненным фотографиями и инфографикой. Например, покупая модные глянцевые журналы, многие осознанно платят в том числе и за то, чтобы просмотреть красивую рекламу. Изданиям нужно усиливать доверие к себе как к качественным медиа, аргументированно доказывая свою эффективность и прозрачное ценообразование».

Участники площадки «Печатные СМИ» говорили также о необходимости расширять и совершенствовать формы поддержки печатных СМИ.

Участники форума констатировали, что за последние три года рынок печатных СМИ столкнулся с рядом острых проблем, среди которых рост тарифов почтовой доставки, удорожание полиграфических материалов, снижение покупательской способности граждан, запрет на рекламу отдельных видов товаров, конкуренция со стороны интернет-СМИ и многие другие.

По словам экспертов, в таких условиях высокую значимость приобретает любая государственная поддержка печатных СМИ. В числе основных мер господдержки периодических печатных изданий – гранты Роспечати, финансовая поддержка на региональном уровне, госзакупки на освещение деятельности органов власти, а также премии и конкурсы органов власти и общественных организаций.

В этот же день эксперты Центра правовой поддержки журналистов рассказали участникам Медиафорума о том, какие законодательные инициативы в медиасфере они сейчас прорабатывают.

На данный момент при содействии экспертов Центра депутатами были приняты три законопроекта, два – сейчас рассматриваются Госдумой, еще три законодательные инициативы находятся в разработке у Центра правовой поддержки журналистов ОНФ.

На рассмотрении Госдумы в настоящий момент находятся два важных для журналистов законопроекта, инициированных экспертами Центра.

  1. В феврале 2017 г. в нижнюю палату парламента были внесены поправки, закрепляющие в законе о СМИ понятие «региональное СМИ». Его принятие, как ожидают эксперты, позволит выстроить эффективный механизм поддержки региональных СМИ и создать адресную систему господдержки журналистов.
     
  2. В апреле 2016 г. в Госдуму были внесены поправки, изменяющие правила привлечения к ответственности представителей периодических печатных изданий за публикацию телепрограмм с некорректной возрастной маркировкой или же при ее отсутствии. Документ предусматривает освобождение главных редакторов региональных и муниципальных газет от административной ответственности за несоответствие знаков маркировки в публикуемых программах телепередач в случае, если такие программы составлялись не самими редакциями СМИ, а были получены от посредников или телеканалов.

Заодно представители Центра рассказали журналистам о законодательных изменениях, УЖЕ принятых Госдумой («21 кнопка» и «аккредитация журналистов на мероприятия местных властей»).

Также в разработке у экспертов Центра правовой поддержки журналистов находится целый ряд законодательных инициатив:

  1. В частности, эксперты ОНФ продолжают работу над поправками, согласно которым гражданин, считающий, что его честь, достоинство или деловая репутация были опорочены, прежде чем обращаться в суд, обязан направить требование об опровержении распространенной информации. Такое предложение возникло в связи с тем, что зачастую иски против журналистов используются чиновниками в качестве инструмента давления. Эксперты ОНФ считают, что введение обязательного досудебного порядка позволит минимизировать число подобных исков.
     
  2. Также эксперты Центра предлагают сократить число предоставления обязательных экземпляров тиражей СМИ. Согласно действующему законодательству, в день выхода тиража редакции печатных СМИ обязаны направить в различные ведомства и организации 15 обязательных экземпляров: один – в Роспечать, девять – в ТАСС, по три – в Книжную палату и (или) в библиотеку региона, по два – в библиотеку муниципального образования. Если это не будет сделано, то редакция может быть привлечена к административной ответственности. Штраф для редакции СМИ в таком случае составит от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Данный порядок требует совершенствования с учетом современных реалий, так как не менялся уже более 20 лет.
     
  3. Еще одна инициатива, над которой работают эксперты с прошлого года, – снижение размера ответственности за нарушение авторских прав для СМИ, которые совершают это впервые и самостоятельно устраняют последствия. В настоящее время минимальный размер штрафа составляет 10 тыс. руб. Юристы Центра считают, что указанная норма не учитывает специфику поведения нарушителя, который при получении информации от правообладателя о том, что нарушил его авторские права, может оперативно устранить последствия нарушения (например, удалить неправомерно использованное фото с сайта). Сейчас у нарушителя фактически отсутствует стимул к самостоятельному удалению неправомерно использованных материалов. С указанным подходом согласен и Конституционный суд, который в декабре 2016 г. предписал изменить законодательство, чтобы позволить судьям назначать компенсации за нарушение авторских прав ниже низшего предела.

«Мы считаем, что данные законодательные инициативы должны облегчить жизнь журналиста, – сказала руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ, координатор законодательных инициатив ОНФ в Госдуме Наталья Костенко. – Ведь, например, иски о защите чести и достоинства, подаваемые чиновниками в качестве инструмента давления, отнимают много сил и времени как у руководителей СМИ, так и у рядовых журналистов. Региональные СМИ должны получать государственную поддержку в большей степени, нежели другие, так как они экономически менее защищены. А на фоне падения объемов рекламы и подписки – фактически находятся на грани выживания, и закрепление в законе понятия «региональное СМИ» должно в этом помочь. К нарушению авторских прав тоже нужно подходить с разных сторон, ведь это происходит неумышленно или же СМИ может быть введено в заблуждение. Все это должно учитываться».

В заключительный день, 3 АПРЕЛЯ, состоялось пленарное заседание, в работе которого принял участие Президент РФ, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин.

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Стенограмма / Фото / Видео / Аудио

Медиафорум региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», 2017 | Фото ©  kremlin.ru

Источник: SBO-PAPER.RU по информации ОНФ

05.04.2017

Новости России и стран ЕАЭС

03.04.2023
Segezha продала европейский бизнес по производству упаковки
В феврале 2023 года Группой заключено соглашение о продаже 100% доли в капитале компании Arka Merchants Limited и ее дочерних обществ (семь заводов Segezha Packaging в Европе и Турции)

30.03.2023
FSC уходит из России, остается «Лесной эталон»
Аннулирование российских сертификатов FSC произойдет в конце апреля

24.03.2023
Smurfit Kappa завершила продажу российских активов
К концу апреля АО «Смерфит Каппа Рус» будет переименовано в АО «Каппа Рус»

01.03.2023
Следите за своим языком!
Соблюдение норм СРЛЯ при использовании его как государственного теперь обязательно. Соответствующие поправки внесены в ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»

20.02.2023
Segezha вернется к вопросу строительства нового ЦБК в Карелии не ранее 2025 года
На сегодня есть две глобальные проблемы, мешающие реализации проекта «Сегежа-Запад»: невозможность поставок необходимого европейского оборудования и закрытие рынков, на которые проект был ориентирован

Архив

Тематический архив новостей

SBO-PAPER.RU


ПАРТНЕРЫ И ДРУЗЬЯ ПРОЕКТА:

Партнеры и друзья SBO-PAPER.RU

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: