Союз Бумажных Оптовиков

Новости России, стран СНГ и Балтии

Анализ российского рынка тары и упаковки, вектора развития до 2010 года
Доклад А.Г. Бойко, исполнительного директора Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак)

Российский рынок упаковки на протяжении ряда лет развивался высокими темпами. Последние 10 лет его оборот увеличивался на 10-12% ежегодно, причем этот рост обеспечивался увеличением внутреннего производства практически всех видов упаковочных материалов и изделий. К 2008 году по некоторым из них предложения превысили потребность. Оборот российского рынка упаковки 2008 года составил порядка 12 млрд $. Всемирная организация упаковщиков (WPO) относит его к числу 10 крупнейших упаковочных рынков мира.

Динамичный рост российского рынка упаковки обусловлен рядом факторов. Одним из важнейших долгое время являлся стабильный прирост объемов выпуска продукции в отраслях – основных потребителях упаковки. Так, в пищевой промышленности, которая использует от 50% до 85% общего объема потребления различных видов упаковки, в последнее время ежегодный прирост производства продукции составлял до начала кризиса 5-6%. Во втором полугодии 2008 года произошел спад производства основных продовольственных товаров. Индекс их производства в 2008 году составил лишь 101,1% против 106.1% в 2007 году. Сохраняется большой импорт продовольствия – более 40% ресурсов на продовольственном рынке. Это в 2,45 раза больше, чем в 2000 году. Падение производства продовольственных товаров наблюдалось в 1 квартале 2009 года посравнению с аналогичным периодом 2008 года: кондитерских изделий – 4,3%, хлебобулочных – 2,9%, колбасных – 9,4%, водки или кероводочных изделий – 17,9%.

Аналогичная картина складывается и в других отраслях, потребляющих значительные объемы упаковки. Соответственно значительно снижается спрос на упаковочные материалыи изделия. Важную роль в сфере упаковки потребительских товаров играет динамика цен на эти товары. Только снижение курса рубля по отношению к основным валютам привело к повышению себестоимости продовольственных товаров на 8-15%, фармацевтических препаратов на 19-25% и т.д. В этих условиях возросло стремление промышленных потребителей упаковки сэкономить за ее счет.

В структуре потребления невелика доля упаковки таких товаров, как предметы роскоши или строительные материалы, реализация которых во время кризиса резко сократилась. В то же время производство товаров первой необходимости, использующее основную массу упаковки, наименее подвержено негативным явлениям. Это дает основание прогнозировать относительную устойчивость отечественной индустрии упаковки.

В настоящее время помимо количественных изменений на российском рынке упаковки происходят важные структурные перемены. Они связаны с социальными, демографическими факторами, развитием новых технологий, состоянием розничной торговли, экологическими и многими другими аспектами. Ужесточение требований к упаковке происходит при разработке новых нормативно-правовых актов.

В долгосрочном плане спрос на упаковочные материалы и изделия будут определять следующие тенденции:

  • увеличение сроков реализации продовольственной продукции, ужесточение требований к барьерным свойствам упаковочных материалов;
  • снижение материалоемкости упаковки;
  • ужесточение требований по безопасности упаковки
  • рост влияния маркетинговых функций упаковки;
  • использование промышленными потребителями высокоскоростного фасовочного и упаковочного оборудования;
  • развитие современных технологий транспортировки и хранения товаров;
  • развитие среднего и малого бизнеса;
  • социальные, демографические и т.п. перемены;
  • развитие и состояние розничной торговли;
  • усиления влияния экологических проблем в сфере упаковки.

За последние 10 лет в реконструкцию и строительство новых предприятий по производству упаковочных материалов и изделий вложены значительные средства. Многие из них оснащены самым современным оборудованием, позволяющим производить упаковку с требуемыми сегодня потребительскими свойствами. Значительное число промышленных потребителей упаковки, в том числе крупные компании, сократили долю потребления импортной упаковки за счет увеличения закупок отечественных изделий. Однако, уровень использования имеющихся мощностей остается не высоким. В ряде производств он непревышает 70%. Основные проблемы: несоответствующая современным требованиям производства упаковки сырьевая база; высокая степень монополизации сырьевых отраслей; высокие таможенные тарифы на ввоз недостающих ресурсов.

Начиная с 2007 года, в российской упаковочной индустрии начали обозначаться проблемы, влекущие за собой стагнацию отрасли. Рентабельность производства на ряде предприятий достигла предельно низкого уровня. Свернуты многие инвестиционные программы. Отраслевая инфраструктура снизила свою отдачу. Продолжающаяся работа ряда отраслевых организаций, в том числе Национальной конфедерации упаковщиков, Подкомитета ТПП РФ по развитию упаковочной индустрии, ассоциации «Пакмаш» по созданию оптимальных условий функционирования и развития российской индустрии упаковки требует большей консолидации усилий и возможностей предприятий и организаций, действующих на рынке упаковки.

Многие вопросы, от решения которых зависит будущее отечественной упаковочной отрасли, адресуются сегодня органам законодательной и исполнительной власти.

Российский рынок упаковки жив, но влияние кризиса на его состояние ощутимы. Можно прогнозировать в 2009 году рост задержек платежей, дальнейшее снижение рентабельности производства упаковки, неравномерность развития или сокращения объемов производства различных видов упаковки, стремление сырьевых отраслей к повышению цен на свою продукцию и повышению таможенных пошлин на ввоз недостающих ресурсов. Возрастет влияние азиатских поставщиков сырья и упаковки. При негативном развитии процессов на рынке упаковки его оборот может потерять 10-15% по отношению к 2008 году. Усилия руководителей и специалистов отрасли должны быть направлены на сохранение позиций отечественных производителей упаковки.

Источник: Unipack.Ru
30.06.2009

Новости России, стран СНГ и Балтии

16.11.2018
Бумкомбинат «Волга» по итогам 9 месяцев увеличил чистую прибыль в 38 раз

15.11.2018
«Илим» принял участие в London pulp week 2018

15.11.2018
Global Recycling Day
15 ноября в мире отмечается День вторичной переработки

15.11.2018
АО «Соликамскбумпром» - итоги 3 квартала 2018 года
Предприятие продолжает наращивать объемы производства и успешно реализует производимую продукцию, увеличивая долю компании на рынке
AНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

15.11.2018
Макулатура - стратегическое сырье для предприятий Беларуси
Загрузку перерабатывающих предприятий обеспечивает госзаказ

Архив

СОЮЗ БУМАЖНЫХ ОПТОВИКОВ (ранее Содружество бумажных оптовиков)

Союз бумажных оптовиков

Лесной форум Гринпис России

Каталог типографий. Офсетная и цифровая печать. Сувениры и упаковка

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Система Orphus
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: