Союз Бумажных Оптовиков

Новости СОЮЗА БУМАЖНЫХ ОПТОВИКОВ

«Оптовая торговля бумагой и расходными материалами в России»
Доклад Президента Содружества бумажных оптовиков, генерального директора ГК «Дубль В» на конференции «ЦБП в России и СНГ» в Праге, 1 декабря 2015 года

1 и 2 декабря в Праге проходила 20-я юбилейная конференция «Целлюлозно-бумажная промышленность в России и СНГ». Организатор мероприятия: Adam Smith Conferences.

В первый день конференции с докладом «Оптовая торговля бумагой и расходными материалами в России» выступил Президент Содружества бумажных оптовиков, генеральный директор ГК «Дубль В» Василий Юрьевич Сенаторов.

ПОВЕСТКА ДНЯ CEO. Генеральные директора ЦБК обсуждают мировую и внутреннюю ситуацию в ЦБП и как успешно работать в сегодняшних условиях экономики и рынка.
Модератор:
Евгений Лопатин, Старший научный сотрудник, Natural Resources Institute Finland (Luke)
Докладчики и участники дискуссии:

  • Клаус Пеллер, Генеральный директор, Монди СЛПК
  • Maрк Резник, Генеральный директор, Сыктывкар Тиссью Груп
  • Василий Сенаторов, Генеральный директор, Double V и Президент, Содружество бумажных оптовиков

СТЕНОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЯ ВАСИЛИЯ СЕНАТОРОВА:

В.Ю.Сенаторов: Добрый день, дамы и господа. Я буду говорить по-русски, потому что я вижу, что основная часть аудитории – это представители России. Я хочу поблагодарить организаторов за предоставленную возможность сказать пару слов о таком участнике бумажного рынка, как бумажный оптовик.

Пока готовят слайды, я хочу сказать, что, в принципе, у каждого производителя бумаги есть четыре канала сбыта бумаги: это прямая продажа; это продажа через трейдеров (т.е. через те организации, которые двигают большие объемы бумаги; это продажа через агентов; и продажа через оптовиков. Собственно, оптовик отличается от вышеупомянутых участников рынка тем, что поддерживает большое складское хозяйство и готов предоставить бумагу по первому запросу.

Что такое оптовик? Это склад, который находится посередине завода или фабрики по производству бумаги и картона, а также других расходных материалов, которые нужны типографиям. Они могут работать как напрямую (это касается, прежде всего, крупных типографий), со средними и мелкими – в основном коммуникация осуществляется посредством оптовика.

Функции, или компетенция бумажного оптовика – это, прежде всего, закупка. Это нахождение тех производителей, которые наиболее востребованы на рынке. Это логистика, потому что очень большое количество бумаг и других материалов закупается за рубежом. Ну, и логистика, естественно, по стране. Это хранение. Это переработка. Это дистрибуция, включая все функции по маркетингу, поддержке продаж и т.д. Это финансирование типографий, потому что мы продаем наши материалы с отсрочкой платежа. И технологическая поддержка. Как вы видите, она необходима, когда Вы занимаетесь комплексными поставками.

Я бы выделил пять основных групп потребления бумаг и других материалов: это производство книг (в отличие от Западной Европы, книжные типографии сочетают в себе функции и печати, и переплета книг в России в одном лице). Это офсетные, и, я бы добавил сюда еще, цифровые типографии. Это упаковочная индустрия. Это потребности офисов и корпоративных клиентов. И это производство этикетки.

Если говорить подробнее, то каждый, кто работает с тем или иным предприятием в полиграфической отрасли, должен владеть навыками т.н. комплексных продаж. Он должен уметь продавать не только бумагу, но и все те сопутствующие материалы, которые нужны для изготовления готового продукта. Потому что типографии очень интересно, когда они могут купить все компоненты для производства готовой продукции «в одном окошке». Если мы говорим конкретно, например, о производстве книг, то это бумага на блок, бумага на форзац и нахзац, это переплетный картон, это переплетные материалы бумажные и синтетические, тканевые, какие угодно, включая каптал и ляссе, и т.д. Эти небольшие примеры, если мы говорим о производстве книг - это всё то, что в не полной мере, но необходимо для производства современной книги.

Или, например, для упаковки нужен картон. В последнее время нужны пластики, нужны краски и клеи, нужна фольга для отделки, и т.д.

Для офсетного производства нужна флатовая и ролевая бумага, нужны бумаги TEXT&COVER для обложек или каких-то вкладок.

Для производства этикетки нужны самоклеящиеся материалы, либо, если это производство сухой этикетки, то этикеточная бумага в листах или ролях; краски, клеи и т.д.

Для офисного употребления нужна бумага cut-size, нужны конверты, нужны формулы, нужна термобумага.

Откуда это всё берется?

Здесь есть две колонки. Одна – это то, что производится как в России, так и за рубежом. И правая колонка – это то, что в России не производится и полностью импортируется.

Наибольшее удовлетворение клиентов, естественно, российские предприятия могут оказать в производстве офсетной бумаги. Клаус очень хорошо рассказал о том, как это делается, какой потенциал здесь есть. Это производство газетной бумаги, которая практически на 100% отечественного производства. В последнее время заметно увеличилась доля российского переплетного картона в связи с падением рубля. Cut-size, естественно. В очень большой доле потребность в бумаге для копировально-множительной техники удовлетворяется российскими комбинатами.

Но по другому делу обстоит, когда мы начинаем говорить про легкомелованную бумагу, про бумагу каландрированную (суперкаландрированную), которая в России не производится; про самоклеящиеся материалы, про бумаги дизайнерские, про пленки и кэширование, про бумажные переплетные материалы различные, отделочные материалы, в виде фольги для холодного и горячего тиснения, этикетки на термоусадочных пленках… И, в последнее время, то, что получило развитие – это In-Mould этикетирование, т.е. это «вплавляемые этикетки», которые вплавляются в пластиковый контейнер.

Для нас это ВСЁ наши клиенты. Для нас это ВСЁ полиграфия. Потому что ВСЁ ЭТО запечатывается и потом собирается в готовый продукт.

Эти цифры, я думаю, заинтересуют участников конференции – это оценка рынка. Всего, по нашей оценке, 3,7 млрд. евро - объем рынка бумаги и различных компонентов для производства всей вышеперечисленной продукции. Из этого 47% у нас импортируется, 53% производится на месте, в России. Оборот совместный отрасли бумажно-оптовой торговли (или, скажем, оптовой торговли бумагой и другими компонентами) составляет чуть больше полутора млрд. евро. И, Вы видите, там 37% - это импорт, и 63% - это отечественные материалы.

Россия обречена жить с бумажной торговлей, потому что размеры страны таковы, и такая география производств, что они сконцентрированы в основном в европейской части, если мы говорим именно о бумажном и картонном производстве, не берем производство целлюлозы.

А вот так это выглядит с точки зрения типографий. Красные цифры – это количество типографий в каждом из Федеральных Округов. И черные точки – это там, где есть склады бумажных оптовиков, работающих на российском рынке. Понятно, что поставку небольших партий товаров (а средняя порция бумаги, которую продает бумажный оптовик, не превышает 500 кг) невозможно поставить, особенно из удаленных областей нашей большой страны.

Здесь представлены десять ведущих компаний на 2015-й год. Я думаю, что для тех, кто работает на российском рынке, это в основном компании-клиенты. Многие известные. Я могу сказать, что «Европапир» – это предприятие, входящее в группу Europapier со штаб-квартирой в Вене. «Дубль В» имеет глубокие связи с крупнейшим европейским оптовиком, компанией Igepa. «Комус», как вы знаете, это один из дивизионов большой компании по поставке офисных продуктов. «Петробумага» - это петербуржский оптовик, который занимает первое место в России по поставкам газетной бумаги, это один из крупнейших дилеров «Кондопоги». «Берег» - это компания, которая имеет наиболее разветвленную сеть своих филиалов в России (их больше сорока). «Невская бумага» и «Балтийская целлюлоза» - это две питерские компании. «Анталис» - это предприятие, которое входит в группу Antalis со штаб-квартирой в Париже.

Т.е. на российском рынке представлены как международные игроки, так и чисто российские. До 1991 года все снабжение полиграфии шло через государственные компании. Первые оптовики начали появляться в 1992 году, тогда же родилась и компания «Дубль В», которую я представляю. На сегодня практически государственных снабженческих организаций, занимающихся оптовой торговлей, в России не осталось.

В 1998 году оптовики - практически все, кого я перечислил - уже существовали. Когда произошел большой финансово-экономический кризис, они собрались вместе и начали решать, как можно бороться с неплатежами клиентов, как можно обмениваться информацией, что можно сделать для того, чтобы развивать цивилизованный рынок бумаги и картона в нашей стране. Тогда же мы вошли в Ассоциацию EUGROPA (это европейское объединение). Я могу сказать, что на тот момент оборот у EUGROPA был примерно 14 млрд. в пересчете на современные евро (евро тогда еще не существовало).

Одна из целей нашей добровольной Ассоциации – это поддержка бумаги, как продукта, для того, чтобы его использовали. И вторая – это помощь российским полиграфистам, для того, чтобы они могли развиваться. Потому что с 1995 года в России существует очень сильный дисбаланс в пошлинах между готовой печатной продукцией, которая ввозится беспошлинно, и до недавнего времени даже без НДС, а в настоящее время с уменьшенным НДС в 10% (речь идет о книгах, журналах и т.д.) и бумагой, которая до недавнего времени ввозилась с пошлиной в 15% (на сегодня 10%). Наконец-то наша многолетняя борьба в поддержку полиграфии увенчалась успехом. Где-то с января пошлины на бумаги будут 5%.

Я хочу сразу сказать, что мы всегда поддерживали производство всех видов бумаг в России. Потому что, естественно, нам проще заниматься продажей российской бумаги и не связываться с таможней, в чем есть собственная специфика. Но производство мелованных бумаг – для того, чтобы его наладить – заняло достаточно большое время. Сейчас это производство в России уже существует.

Вот иллюстрация к тому, сколько мы, как страна, завозим печатной продукции. Наша оценка – это приблизительно 300 тыс. тонн в год, которые могли бы быть запечатаны на территории Российской Федерации. Естественно, постепенное снижение ставок пошлин и все геополитические процессы привели к тому, что количество ввозимой печатной продукции уменьшается. При том, что рынок падает, все бóльшая доля запечатывается в России. Потому что, в общем-то, возникла достаточно парадоксальная ситуация, что даже учебники начали частично печататься в Китае. Это иллюстрация к тому, что такое на сегодня российская полиграфия. Это больше 7 тыс. предприятий. 200 тыс. – численность занятых на полиграфическом производстве. Годовой оборот – примерно 9 млрд. долларов. Причем преимущественно это предприятия малого и среднего сегмента. Только 10 типографий являются крупными.

Все мы говорили о кризисе, о том, что происходит на сегодня вообще в экономике. Вот, ситуация в полиграфии: падение продаж примерно на 20% мы ожидаем в этом году (падение рынка – 20%). Огромное количество предприятий, которые находятся в стадии банкротства или уже обанкротились. Нам известно про 90 случаев. Есть еще те банкротства, о которых, в общем-то, не говорят и не пишут. Иногда люди просто уходят с рынка и остаются всем должны. Поэтому количество исков по неплатежам достаточно велико. И те цифры – 400 исков и 600 млн. неоплаченных долгов – это на самом деле только официальная статистика. Реальная картина еще хуже.

Это всё сказывается на работе оптовиков. В физических показателях объем продаж упал тоже на 20%. На 16% упала прибыльность. В два раза увеличились задолженности по кредитам перед оптовиками. И с рынка в этом году ушел крупный игрок, компания «Регент», она обанкротилась. На сегодня мы понимаем, что не очень хорошо себя чувствуют еще некоторые из наших коллег.

Я хотел сказать два слова о «Дубль В», которую я возглавляю уже 22 года. Компания была создана просто с нуля. Мы ничего не приватизировали, ничего не наследовали. На сегодня компания – вторая по обороту в России. Трудится 470 человек, 11 филиалов. Если Москву тоже считать филиалом (что, собственно, справедливо), то будет 12. Мы работаем с поставщиками со всего мира, их 85 (от Чили до Китая, от Тайваня до Соединенных Штатов). Естественно, большинство наших поставщиков, если говорить про бумажный сектор – это фабрики в Финляндии, Швеции, Германии, в Китае, а также азиатские поставщики. Все зависит, конечно (по балансу между поставками из Азии и Европы) от кросс-курса валют. И мы переживаем не только высокую волатильность курса рубля по отношению к основным валютам, но и высокую волатильность в этом году евро и доллара. Как я уже говорил, средний объем поставки – это не больше 500 кг. Хотя эта «гармошка» весьма неровная, потому что есть поставки и по 40, и по 50 тонн, а есть поставки по 20-25 кг. Компания в этом году сработала циклично, и, по нашим ожиданиям, если ничего в декабре не случится, мы вырастем на 5%.

Ну, и сейчас я хочу предложить короткий фильм о деятельности «Дубль В», чтобы было немножко понятно, как это все работает.

Спасибо.
 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Оптовая торговля бумагой и расходными материалами в России» (рус, .pdf, 8,05 МБ)

Paper and graphic materials merchanting in Russia (eng, .pdf, 8,03 МБ)
 

ВИДЕО. Double V - System integrator for the printing industry
Файл сжат при помощи Advanced Video Compressor (WinSoftMagic)

Источник: Содружество бумажных оптовиков / SBO-PAPER.RU

25.12.2015

СОЮЗ БУМАЖНЫХ ОПТОВИКОВ (ранее Содружество бумажных оптовиков)

Союз бумажных оптовиков

Лесной форум Гринпис России

Каталог типографий. Офсетная и цифровая печать. Сувениры и упаковка

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Система Orphus
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: