SBO-PAPER.RU

Обзор мирового рынка картона и картонной упаковки в 2006 году

Описание товарной группы

Предлагается разделить виды картонов на две основные группы:

  1. Картон для изготовления потребительской упаковки («тонкий» картон):

    • Solid Bleached Board (SBB) - цельный чистоцеллюлозный картон (из беленой сульфатной целлюлозы);
       
    • Solid Unbleached Board (SUB), Solid Unbleached Sulphate Board (SUS) — картон из неотбелённой химической целлюлозы.
       
    • Folding Boxboard (FBB) - верхний слой изготовлен из беленой химической целлюлозы (мелованный или без покрытия). Средний слой содержит древесную массу;
       
    • White Lined Chipboard (WLC) - верхний и нижний слои изготавливают из макулатуры высшего качества, в то время как средние - из менее качественной макулатуры;
       
    • Liquid Packaging Board (LPB) — картон для жидкой упаковки. В качестве основы используется любой картон с защитными синтетическими покрытиями.
       
  2. Тарный картон (картон для плоских слоев гофрокартона и бумага для гофрирования).

Ассортимент упаковочной продукции из картона довольно широк: от картонных коробок и стаканов до поддонов и ящиков из гофрокартона. Бóльшую ее часть можно разделить на два основных вида: упаковка для потребительских товаров (из «тонкого» картона) и транспортная тара (из гофрокартона).

Тонкий картон

В десятку наиболее крупных производителей картона для изготовления потребительской упаковки входят и североамериканские, и европейские, и азиатские компании. Среди них International Paper (США), Mayr-Melnhof Karton (Австрия), MeadWestvaco (США), Stora Enso (Швеция/Финляндия), M-Real (Финляндия), Cascades (Канада), Reno De Medici (Италия), Iggesund Paperboard (Швеция), Asia Pulp and Paper Co Ltd (Индонезия), Georgia-Pacific (США). Компании перечислены в порядке убывания мощностей по производству «тонкого» картон.

Макулатурный картон WLC является самым востребованным на рынке - мировое потребление составляет 15500 тыс. тонн в год (26,6% приходится на Европу). Сфера его применения довольно широка: от дешевой сигаретной упаковки до коробок для стирального порошка.

Вторым по объему потребления идет картон с добавлением древесной массы FBB – 4700 тыс. тонн в год по всему миру (40,4% Европа). Он используется в том случае, когда необходимо достичь оптимального соотношения цены и качества: упаковка выглядит достаточно привлекательной, но ее стоимость меньше стоимости упаковки из чистоцеллюлозного картона.

Мировое потребление чистоцеллюлозного картона SBB составляет 4000тыс. тонн в год (11,8% Европа). Данный вид картона преобладает в сфере упаковки пищевых продуктов, фармацевтической и косметико-парфюмерной продукции, а также используется в других областях, где первостепенную важность имеют высокая прочность, привлекательность для потребителя и возможность обработки на высокоскоростных упаковочных машинах.

Картон для изготовления упаковки под жидкую продукцию (LPB) потребляется в объемах порядка 2900 тыс. тонн (44,8% Европа). Картон SUS/SUB – 2700 тыс. тонн (24% Европа).
 

 


Объем потребления картона FBB в России, Украине и прочих странах СНГ в 2006 году составил 180 тыс. тонн. Среднегодовой темп прироста в 2000-2006 гг. был равен 15%. Однако объем потребления все равно в 10,6 раз меньше показателя по Европе. Прогноз развития на 2007-2010 гг. - 8% ежегодно.

Главным российским производителем картона для изготовления потребительской упаковки является «Санкт-Петербургский КПК» (его основные акционеры - корпорация «Ilim Pulp Enterprise» и германская фирма «KNAUF»). В состав комбината входят: картонное производство и полиграфическое производство с машинами глубокой и офсетной печати. Мощность картонного производства составляет 200 тыс. тонн картона в год, в том числе с мелованным поверхностным слоем — 50 тыс. тонн в год. В качестве сырья в основном используется макулатура (от 85 до 100% в композиции картона) и только при производстве отдельных видов картона применяется до 15% беленой целлюлозы. Санкт-Петербургский КПК выпускает две марки упаковочных картонов - «Нева» и «Ладога». Часть картона предприятие использует для собственного производства картонной упаковки.

ЗАО «Пролетарий» выпускает макулатурный картон – порядка 30 тыс. тонн. Прочие предприятия – ОАО «Кондопога», ЗАО «Алексинская БКФ», ЗАО «Рязанский картонно-рубероидный завод», Санкт-Петербургский завод «Картонтоль», ОАО «Коссинская бумажная фабрика» и др. – производят только коробочный картон, предназначенный для изготовления потребительской тары без печати.

Таким образом, в России внутреннее производство картона не удовлетворяет все потребности рынка, в результате чего подавляющая доля потребительской упаковки производится из импортного картона.

Тарный картон

На мировом рынке можно выделить три лидера в производстве тарного картона International Paper (США), Smurfit Kappa (Ирландия) и Weyerhaeuser Company (США). Компании производят крафт- и тестлайнер. Далее идут SCA (Швеция), SAICA (The South African Institute of Chartered Accountants, базируется в Испании), Mondi (Великобритания) и Cascades (Канада). В десятку крупнейших производителей картона для плоских слоев гофрокартона входят четыре немецкие компании: W. Hamburger, Palm Group, Adolf Jass и Emin Leydier Group.

В период с 2003 по 2006 г. спрос на тарный картон в Европе находился в диапазоне от 20,0 до 21,5 тыс. тонн в год. По прогнозам производителей картона, в 2007 г. ситуация изменится не сильно. Годовые темпы прироста составляют в среднем 0,8%.
 

 


Потребление тарного картона в России оценивается в 1750 тыс. тонн (рост по сравнению с 2005 г. составил 200 тыс. тонн), из которых порядка 600 тыс. тонн перерабатываются самими производителями тарного картона, а остальные 1100-1150 тыс. тонн составляют внутренний товарный рынок (т.е. продаются независимым сторонним переработчикам). Прогноз развития на 2007-2010 гг. – рост 8% ежегодно.

Лидерами по производству являются «Котласский ЦБК» и «Целлюлозно-картонный комбинат». Оба предприятия входят в крупнейшую лесопромышленную корпорацию России – «Илим Палп». Далее идут «Архангельский ЦБК», «Монди Бизнес Пейпа СЛПК» и «Набережночелнинский КБК», «Пермский картон». Также можно отметить предприятия, входящие в состав ЛПК «Континенталь менеджмент»: Байкальский ЦБК, Енисейский ЦБК, Селенгинский ЦКК, Кондровская бумажная компания, Кузбасс-тара и Омская картонная фабрика «Ава+2».

Потребительская упаковка из картона

Объем рынка картонной упаковки в Европе составил 4600 млн. евро. Наиболее емким сегментом по сфере применения является упаковка для табачной продукции 610 млн. евро или 14% европейского рынка (в том числе 290 млн. евро – упаковка из картона FBB, 265 млн. евро - упаковка из картона SBB и 55 млн. евро – упаковка из картона WLC).

Второе место разделили три сегмента (по 11%) – упаковка для замороженной продукции, для круп и сухих завтраков, рекламно- представительская упаковка. При этом в первых двух сегментах преобладает макулатурный картон WLC.

Транспортная тара

Среди крупнейших производителей гофротары уже знакомые нам компании: Cascades, Smurfit Kappa, SCA, Mondi, SAICA, International Paper, Stora Enso и DS Smith.

По данным компании SCA в Европе более 60% транспортной тары изготавливается из гофрокартона. При этом 33% гофротары предназначено для транспортировки продуктов питания, 29% - промышленных товаров, 15% - товаров длительного пользования, 9% - напитков, 14% - прочих товаров.
 

 


Объем потребления гофропродукции в России, Украине и прочих странах СНГ в 2006 году составил порядка 2950 млн. м2. Ежегодные темпы роста – в среднем 12%.

В России производством гофропродукции занимаются более 200 компаний. Все предприятия, действующие на рынке, по степени интеграции можно классифицировать как:

  • Вертикально интегрированные компании - крупные холдинги и предприятия, имеющие как собственное производство сырья для гофрокартона, так и производство гофропродукции. К этой группе производителей относятся: НП «Набережночелнинский КБК», ОАО «Архангельский ЦБК» с дочерним предприятием в г. Подольск Московской обл., ООО «Пермский картон», ЗАО «Рязанский КРЗ», ОАО «Селенгинский ЦКК», ПО «Брянская БФ» и другие.
  • Компании, производящие гофропродукцию из покупного лайнера и флютинга. К этой группе производителей можно отнести ЗАО «Готэк», ЗАО «Гофрон», ЗАО «Каппа СПб», ЗАО «Эс Си Эй Пэкэджинг», ЗАО «Стора Энсо ВР» и ЗАО «Стора Энсо ББ», ПЭФ «Союз» и другие.
  • Компании, производящие упаковку из покупного гофрокартона. Например, ОАО «Каменская БКФ» и ЗАО «Картонтара» г. Майкоп.

Изменение производственных мощностей

Ежегодно крупные производители бумаги и картона объявляют об открытии новых предприятий после модернизации, о строительстве новых фабрик или закрытии существующих.

Среди перспективных рынков эксперты выделяют рынок гофропродукции в России и Китае. В обеих странах на развитие этого рынка оказывают благоприятное влияние такие факторы, как рост валового внутреннего продукта, увеличение численности населения, рост уровня доходов. Поэтому в намерения шведско-финской компании Stora Enso входит строительство здесь новых предприятий. В России это будет уже третье по счету предприятие концерна.

Местные производители транспортной тары также не стоят на месте. Стратегия одного из лидера рынка - ЗАО «ГОТЭК» - направлена на активное наращивание мощностей и укрепление позиций на быстро растущем российском рынке упаковки. Основные предприятия группы, как уже было сказано, расположены в Курской области. Но так как транспортные издержки в производстве гофропродукции крайне высоки, для компаний сектора очень важна близость к потребителям. Поэтому в апреле 2007 года ГОТЭК ввел в строй фабрику по производству упаковки из гофрированного картона «ГОТЭК-Центр» в Новомосковске (Тульская область), проектной мощностью 160 млн. м2 в год. В рамках этой стратегии начато строительство фабрики по выпуску сырья из макулатуры, также в Новомосковске.

Инвестиционная программа, рассчитанная на срок до 2009 года, предусматривает ежегодный ввод в эксплуатацию по одной аналогичной фабрике. Так, в 2008 году будет введена в строй новая фабрика по выпуску гофропродукции в Северо-Западном регионе. Проект стартовал в ноябре 2006 года. Полная проектная мощность фабрики – 170 млн. м2 в год, общий объем инвестиций – около $60 млн. Этот округ выбран в силу большой емкости рынка сбыта, в том числе близости к нынешним заказчикам (пивоваренные компании «Балтика» и Heineken, а также Русский Стандарт, United Bakers).

Еще один производитель гофропродукции «ПО «Гофра» объявил о планах расширения и модернизации производства в Московской области мощностью на 20 млн. м2 в год.

Источник: «Аберкейд Консалтинг»

SBO-PAPER.RU


ПАРТНЕРЫ И ДРУЗЬЯ ПРОЕКТА:

Партнеры и друзья SBO-PAPER.RU

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: