Союз Бумажных Оптовиков

Аналитический обзор рынка полиграфии по состоянию на январь 2003 года

Рынок бумаг

  • Общая ситуация
    Неравновесное законодательство в части таможенной политики по импорту непроизводимых в России высококачественных сортов бумаг — мелованных, этикеточных, самоклеящихся и чистоцеллюлозных картонов (рекламная полиграфия, упаковка, журнальная печать) делает ситуацию на рынке печати противоестественной. Бумаги для коммерческой печати ввозятся под 10-12% ставку таможенных пошлин, а печатная продукция – упаковка под 12-15%, этикетка не менее 8%, реклама под 5%, а книги и журналы под 0%. Лоббисты перемен – СБО (80% импорта мелованной бумаги и этикетки, 50% картона, 100% рекламно-представительских бумаг), Санкт-петербургский Союз полиграфистов, МПТР (заявление в правительство, участие в разработке нового законодательства), Ассоциация «Союзупак» (разработка закона об упаковочной отрасли). Присутствует демпинг со стороны «серых» импортеров, которые владеют примерно 5-10% рынка. Российская целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП) обеспечивает только 25% потребности рынка в бумагах для коммерческой печати, но низкого качества, и, в большей степени, издательскую отрасль офсетной и газетной бумагой. Велика доля экспорта сырья и продукции.
  • Действия
    В послекризисные годы развернута правительственная программа импортозамещения. В ее рамках были установлены высокие пошлины на экспорт (сейчас частично отменены «ЦБК экспресс» № 1’03), предприняты безрезультатные попытки налаживания производства мелованных бумаг на существующих предприятиях, которые провалилась из-за отсутствия собственных средств и невозможности привлечь инвестиции. В Европе наблюдается перепроизводство мелованных бумаг, и Россия рассматривается как потенциальный рынок сбыта (аналитика ж-ла «Бумага и Жизнь» № 10,11'02), так как потребность в мелованных, легко-мелованных, и односторонне мелованных (этикеточных) бумагах оценивается всего в 150 000 тонн. Итог – текущий передел ЦБП, концентрация серого капитала, корпоративные конфликты. Фактическое преимущество олигархических корпораций, имеющих капитал и поддержку проправительственных структур, над государственной законодательной и судебной властью (борьба «Илим Палп» против «Континенталь Менеджмент», «Базэл» и Санкт-петербургской банковской группы за Братский и Котласский комбинаты). Российские производители не инвестируют в отрасль (нет таких денег), но фиктивными заявлениями о планируемом производстве мелованной бумаги обеспечивают себе государственную поддержку. Конференция института А.Смита (октябрь 2002 г., Санкт-Петербург) показала безинициативность представителей российской ЦБП в части привлечения инвестиций («Бумага и Жизнь» № 11’02). В этой ситуации пересмотр таможенного законодательства едва ли возможен, так как чиновники Государственного Таможенного комитета не вправе изменять ставки пошлин и, по сути, повлиять на ситуацию не могут. На этом фоне иностранные компании готовы покупать бумажные и упаковочные производства в России – Stora Enso-ОАО «Волга» (в перспективе), Австрийская группа Neusiedler-Сыктывкар, IP-Светогорск; строить собственные. Инвестируют только финны в Карельские ЛПК за льготные цены на лес.
  • Прогноз
    Отрасль будет расти, долгое время сохранится импорт высококачественных материалов. В России потребление бумаги составляет всего 20 кг в год на душу населения, тогда как в Германии 200, а в США 300 кг.
  • Российское производство
    • Мелованную бумагу производят: АО «Выборгская целлюлоза» (опытная партия); Московская ФТБ «Октябрь»; СПб. фабрика Гознака; Сыктывкарский ЛПК (входит в группу «Neusiedler») – легко-мелованный офсет, планирует увеличение производства форматных офисных бумаг; Архангельский ЦБК («Архбум» В.Крупчак) в одном из двух вариантов развития предприятия планирует наладить мелованное производство.
    • Этикеточные бумаги производят: «Архбум», Краснокамская и Санкт-петербургрская фабрики Гознака, Серпуховская бумажная фабрика.
    • Картон «хром-эрзац»: АО «Пролетарий», Санкт-петербургский КПК, АО «Ступэкс» Сыктывкарский ЛПК (принадлежит IP) - планирует увеличить объем производства на 7-10%, «Архбум» (инвестиции) планирует строительство завода по производству чистоцеллюлозного мелованного картона, возможен стратегический альянс с «Илим Палп». («Мир этикетки» № 12’02)

Полиграфический рынок

  • Рынок печатных услуг
    Тенденции рынка: рост промышленности и торговли, а, следовательно, коммерческой печати (упаковка, этикетка, рекламная полиграфия, журналы). Большой потенциал рынка. Ежегодно за границу уходит большая часть заказов на сумму свыше 0,5 млрд. долл. (журналов 70%, упаковки 50%, далее этикетка и реклама). Из-за неравновесных пошлин, выпуск полиграфической продукции в России минимум на 35% дороже, чем за рубежом (из расчета 15% пошлина + 20% НДС). Концентрация капитала; инвестиции в новые полиграфические производства, реорганизацию предприятий системы МПТР. Пропорционально росту рынка, появление множества новых средних и малых типографий, которые демпингуют, не обеспечивая должного качества печати и сервиса. У малых и средних типографий при этом тенденция к универсальности, а у крупных – к узкой специализации с высоким уровнем компетенции и менеджмента (основной инструмент конкурентной борьбы). (Man Roland «Мир Этикетки» № 12’02)
  • Упаковочные производства
    Стабильный рост рынка упаковки. Потребление картона в России ежегодно увеличивается на 18% (Портал «Office mart»). Наряду с российскими предприятиями, присутствует иностранный капитал, например, предприятие «Конфлекс» в Санкт-Петербурге (печать гибкой упаковки), 100% акций которого принадлежат кипрской компании Nicardo LTD. Из Украины и Беларуси упаковка ввозится в Россию беспошлинно, в свою очередь, импортируется в них с минимальными пошлинами, что частично оттягивает производство за рубеж.
  • Журнальная печать
    Тенденция к возвращению в Россию производственных заказов, так как сроки изготовления являются залогом будущей конечной прибыли от распространения и становятся, в условиях конкуренции, важнее стоимости тиража. Наряду с этим наблюдается падение средней тиражности и увеличение количества изданий. По свидетельству А.Сулейкова (зам. ген. директора ПК «Пушкинская площадь»), имеющего подробный анализ рынка, «издатели готовы платить дороже за печать в России, но нет свободных производственных мощностей…» («Мир этикетки» № 12’02, «Гарт» № 11’02). Строятся новые мега-ПК: «Алмаз-пресс», «Экстра М», «Пушкинская площадь».
  • Рекламная полиграфия
    Наибольший сегмент рынка печатных услуг. Развитие производств и обострение конкуренции во всех экономических секторах привело к активизации рынка маркетинговых и рекламных услуг, в том числе в полиграфии. По экспертным данным Российской Ассоциации Рекламных Агентств (РАРА), российский рекламный рынок в 2002 году оценивается в 2,64 млрд. долларов против 1,74 млрд. в 2001, где 22% от оборота приходится на рекламную полиграфию. То есть, ежегодный прирост на уровне 50%. Прослеживается тенденция перераспределения между ТВ и печатной рекламой в пользу последней. Прогнозируется активный рост цифровой печати в рекламной полиграфии (малоформатная оперативная печать, персонализация, стоимость не зависит от тиража).
  • Печатное оборудование
    • Тенденции рынка: Неразвитое полиграфическое машиностроение в стране. Выход на докризисный (1998 год) уровень продаж, обострение конкуренции среди трейдеров. Как следствие – концентрация капитала, слияния и альянсы («Апостроф-оборудование» + «Принтхаус-оборудование» = «Апостроф-принт»; «Ксерокс СНГ» + «HGS», «Нисса» + «КБА», «Нисса» + «Рыбинск» = «Новомаш»). Перед выставкой «Полиграфинтер» в Минпечати состоялась встреча ведущих поставщиков полиграфического оборудования с главой МПТР М.Лесиным, где «обсуждались перспективы российского полиграфического рынка и меры по повышению конкурентоспособности российской полиграфии. В частности, выдвигались предложения установить временные льготы по налогообложению для полиграфических предприятий, планирующих переоснащение…» (со слов В.Бабаева, «Гарт» №11’02 ). В настоящее время наблюдается активность лизинговых компаний. Оборудование ввозится под 5% пошлину и 20% НДС, которые выплачиваются сразу при ввозе. Единственная схема ухода от НДС – импортер выступает в роли инвестора и входит со стоимостью оборудования в уставной капитал предприятия – в этом случае оно освобождается от уплаты НДС. За рубежом переизбыток мощностей по производству оборудования, которые могут переоснастить российскую отрасль в сжатые сроки, в случае благоприятных условий для прямых инвестиций.
    • Динамика продаж: 75% от общего объема – офсетные машины, из них 60% -листовые, 40% - рулонные. Остальные 25% - машины других способов печати (данные «MAN Roland» «Мир этикетки» № 12’02 ). Промежуточный отчет КБА: портфель заказов в 2002 г. на листовые офсетные машины на 17% превзошел прошлогодний, вместе с тем заказы на ролевые и спец. машины снизились на 30% («Полиграфбизнес» № 12'02). Компания «Вариант» увеличила объем продаж в 2002 году на 30% (сервер «Индустрия упаковки»).
    • Общая характеристика спроса на российском рынке: в порядке убывания - листовой офсет, флексо, ролевой офсет, цифровая печать (активный рост), прочее (блиц-интервью на выставке «Полиграфинтер» «КомпьюАрт» № 12'02 ).
  • Допечатное и послепечатное оборудование
    В секторе упаковки и рекламной печати все большее значение придается качественной отделке (конкуренция, «уровень компетенции» типографий). Выставка «Полиграфинтер» показала значительное увеличение спроса в секторе отделочного и финишного оборудования. В допечатных процессах наблюдается активный интерес к технологии CTP (цифровая запись печатных форм, минуя ФНА и пленки). Основные преимущества - мобильность производства, упрощение технологического процесса и улучшение контроля за ним. Сдерживающий фактор - высокая цена расходных материаловлов (формных пластин), что удорожает стоимость тиража. («КомпьюАрт» № 12'02, «Гарт» № 11'02).

О.Широкова, исполнительный директор СБО
по материалам СМИ

СОЮЗ БУМАЖНЫХ ОПТОВИКОВ (ранее Содружество бумажных оптовиков)

Союз бумажных оптовиков

Союз предприятий печатной индустрии

Лесной форум Гринпис России

Каталог типографий. Офсетная и цифровая печать. Сувениры и упаковка

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Система Orphus
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: