Союз Бумажных Оптовиков

Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития - 2005 год

Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Доклад был представлен в четверг, 12 мая 2005 года, на встрече руководителя агентства Михаила Сеславинского с главными редакторами печатных СМИ и информационных агентств.

Как сказано в документе, в России сейчас зарегистрировано почти 26 тысяч газет, более 16,5 тысяч журналов и 3,4 тысяч альманахов, сборников, бюллетеней, что на 21 тысячу больше, чем в начале 2000 года. Однако, как отмечается в докладе, реально издается лишь немногим более половины изданий от числа зарегистрированных. «Количественный рост печатных СМИ в России давно не сопровождается адекватным ростом их тиражей, а число читателей сокращается даже у самых известных газет и журналов», - говорится в документе.

При этом «завышение выходных данных тиражей газет и журналов является достаточно распространенным». Общий годовой тираж российских газет в 2004 году превысил 8,5 млрд. экземпляров, тираж журналов составил только 600 млн. экземпляров. Газеты распределены по регионам достаточно равномерно - на Москву и Петербург приходится не более 10% общего количества наименований. В то же время, подавляющее большинство журналов - свыше 91% наименований и 98% тиража - зарегистрированы и выходят в свет в Москве и Санкт-Петербурге.

Авторы документа отмечают, что «можно с уверенностью констатировать, что государственной цензуры СМИ в России нет». Однако по причине зависимости многих изданий от различных групп влияния, либо политических сил, в них, как правило, в той или иной форме существуют внутренние самоограничения цензурного свойства.

В агентстве считают, что «в современной России СМИ могут эффективно развиваться только как бизнес». «Рынок СМИ - рынок сложный, он еще не сформировался как прозрачный, но это рынок успешный и динамично развивающийся», - заявил на встрече глава агентства Михаил Сеславинский.

«Минувший год печатная пресса прожила под знаком прекращения финансирования государством городских и районных газет (минус 175 млн. рублей из федерального бюджета), а также налоговой неопределенности», - подчеркнул он. Сеславинский добавил, что Роспечать настаивает на том, что «льготный налоговый режим печатной прессе просто необходим». «В совокупности объем российского рынка периодики, включая распространение и рекламу, в 2004 году превысил 3 млрд. долларов», - сообщил Сеславинский. При этом, по данным аналитиков, объем инвестиций в печатный рынок приблизился к 1 млрд. долларов, что на 200 млн. долларов больше, чем в 2003 году. «По темпам роста рынка прессы Россия уступает только Индии и Китаю», - подчеркивается в докладе.

В докладе также отмечается, что российский рынок рекламы в СМИ в последнее время ежегодно растет примерно на треть. В 2004 году его объем достиг $3,855 млрд., а в текущем году этот показатель может превысить $4,5 млрд. При этом объем рекламы в газетах составил в прошлом году всего $250 млн., в журналах - $470 млн., в рекламных изданиях - $480 млн. Только пресса в прошлом году освоила $1,25 млрд. рекламных средств. Эксперты полагают, что рынок рекламы в прессе, особенно региональной, по-прежнему недооценен, главным образом, по причине непрозрачности и закрытости рынка печатных СМИ в целом. По их мнению, недооценен и сегмент рекламных и рекламно-информационных изданий.

В докладе говорится, что, несмотря на заметный рост рекламных поступлений, важнейшим источником дохода для большинства периодических печатных изданий России остается реализация тиражей. По экспертным оценкам, в 2005 году доходы от реализации тиражей в розничной продаже и по подписке составят $1,725 млрд. Авторы доклада отмечают при этом, что «российский рынок розничной продажи периодики в значительной степени архаичен, а дела с подпиской на периодическую печать обстоят не лучшим образом».

В федеральном агентстве считают, что для развития российского рынка печатных СМИ принципиальное значение имеет состояние законодательства о средствах массовой информации. «В настоящее время назрела необходимость коренного пересмотра всей системы отечественного законодательства о СМИ», - подчеркивается в докладе. - «Новый закон должен обеспечивать четкое правовое регулирование рынка СМИ на длительную перспективу, соотнеся законодательство о средствах массовой информации с потребностями его развития и другими отраслями права».

Он подчеркнул, что «практика опубликования подобных аналитических докладов станет традиционной». Сеславинский выразил надежду на то, что результаты исследования рынка СМИ вызовут интерес в медиа-сообществе.

Страна.Ru

 

Российский рынок периодической печати
Состояние, тенденции и перспективы развития - 2005 год
Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Май 2005 года

Cодержание:

Введение
Общая ситуация
Рынок газет и еженедельников
Рынок журналов
Медиаактивы. Слияния и поглощения
Корпоративная печать
Рынок рекламы в прессе
Распространение периодической печати
Рынок бумаги и полиграфических услуг
Медиаизмерения и отраслевая статистика
Государственная поддержка периодической печати
Законодательное регулирование рынка печатных СМИ

Загрузить
.doc 978 Кб

СОЮЗ БУМАЖНЫХ ОПТОВИКОВ (ранее Содружество бумажных оптовиков)

Союз бумажных оптовиков

Лесной форум Гринпис России

Каталог типографий. Офсетная и цифровая печать. Сувениры и упаковка

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Система Orphus
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: