Союз Бумажных Оптовиков

История EUGROPA (EUropaischer Verband fur GROsshandler in Papier, www.eugropa.com) началась около семи лет назад. На данный момент в состав ассоциации входят 18 национальных профессиональных объединений бумажных оптовиков. Через эти объединения EUGROPA представляет около 220 торговых компаний с общим объемом продаж бумаги и картона 13 млн. тонн (в денежном эквиваленте - 14 млрд. евро). Национальные объединения представлены в Совете ассоциации, а ее текущую деятельность контролирует Правление. Россия в лице Содружества бумажных оптовиков была принята в члены EUGROPA в 2001 году.
Каждый год топ-менеджеры оптовых компаний встречаются на конференциях, где обсуждаются насущные проблемы отрасли и принимаются решения по работе ассоциации.
Миссия EUGROPA - это, в первую очередь, развитие и продвижение оптовой торговли как основного канала взаимоотношений поставщиков и потребителей, укрепление связей между всеми членами ассоциации, продвижение интересов ее членов через лоббирование и консультации. Для обсуждения наиболее важных вопросов - таких, как бумага и окружающая среда, обучение и тренинги в бумажном бизнесе, стандартизация правил торговли, обмен статистическими данными относительно поставок, закупок и др. - создаются рабочие группы. При принятии решений на общей основе проводится форум для национальных объединений.
В 2003 году работа конференции проходила под девизом: «За рентабельность!»

Ежегодная конференция Европейской ассоциации бумажных оптовиков (EUGROPA) в этом году проходила в Дублине с 8 по 10 июня. Россию представляли президент Содружества бумажных оптовиков Василий Сенаторов и вице-президент Анастасия Высоткина. Как обычно, главы и управляющие директора крупнейших компаний обсуждали современное положение дел в оптовой торговле бумагой. Открывая конференцию, президент EUGROPA Тронд Свенсен (Trond Svensen) поприветствовал три новые страны, вступившие в ассоциацию: Грецию, Венгрию и Турцию. За последние несколько лет EUGROPA выросла почти вдвое: к концу этого года в ее рядах ожидается уже 24 члена.

К сожалению, особых поводов для оптимизма у участников конференции не было: экономическая ситуация в Европе и США все еще весьма нестабильна и основные финансовые индикаторы не показывают каких-либо признаков роста, - что создает проблемы и в отношении спроса на бумагу и бумажную продукцию. Низкий спрос, в свою очередь, становится причиной усиления конкуренции и падения прибылей. Плановые прибыли в оптовом бумажном бизнесе по итогам 2002 г. упали довольно значительно.

Продажи через склады составили около 5 млн. тонн, что на 3% меньше в сравнении с 2001 годом; прямые поставки сократились на 5%, до 4,8 млн. тонн. Как следствие, соответствующая доля складских продаж выросла, правда, очень незначительно: до 51% от общего тоннажа поставок (в 2000 г. она составляла 50%).

Нынешний год лишь закрепил тенденцию дальнейшего спада: первые пять месяцев продемонстрировали снижение общего тоннажа поставок у европейских оптовиков на 4%.

Поэтому взгляд большинства участников на перспективы 2003 г. был не особенно радужным. Никто не ожидает какого-либо роста потребления бумаги, лишь некоторые надеялись получить те же цифры, что и в прошлом году, но более реалистичным все же представляется дальнейший спад.

Тем не менее, по мнению ряда выступавших экспертов, бумажная торговля, несомненно, имеет будущее, основанное на возобновлении экономического роста и его зависимости от эффективности бизнес-цикла всей бумажной цепи. Сложившиеся условия диктуют необходимость приложить все усилия для повышения рентабельности и привлекательности бумажной промышленности и бумажного бизнеса для инвесторов.

Для публикации в этом номере редакция выбрала выступления Роланда Сингера (Roland Singer), возглавляющего группу компаний «Lecta», и Романа Хохола (Roman Hohol), старшего консультанта AMEC - канадской консалтинговой компании, специализирующейся на лесной отрасли.

Рональд Сингер: «Концентрация неминуема»

Роман Хохол: «У полиграфии есть будущее»

Lecta Group, частная компания, контролируемая CVC Capital Partners, одним из крупнейших инвестиционных фондов, создавалась с целью стать крупным игроком на мировом рынке. Ее основой стала итальянская компания Cartiere del Garda, приобретенная в октябре 1997 года. В то время Garda производила 275 000 тонн мелованной бумаги в год и характеризовалась высоким качеством продукции, современными технологиями, значительной долей рынка в Италии, а также высокой нормой прибыли в отрасли.
Одновременно с приобретением Garda было разработано обоснование для создания группы компаний и сформулированы две главные задачи: во-первых, занять твердые позиции в быстрорастущем сегменте производства мелованной бумаги, во-вторых - принять участие в концентрации бизнеса, необходимость которой стала сильно ощущаться. На тот момент европейская бумажная индустрия была фрагментирована и существенно отличалась от своего сегодняшнего состояния. Она была представлена 14 компаниями, и пять крупнейших производителей имели долю рынка лишь 44%. С того времени, в результате серии крупных слияний и поглощений, ситуация в отрасли претерпела серьезные изменения. Образование Lecta стало важным шагом к консолидации европейской бумажной промышленности, где в настоящее время 75% рынка принадлежат пяти крупнейшим бумажным корпорациям, и Lecta - одна из них. В ноябре 1998 года был сделан следующий шаг - покупка французского предприятия Papeteries de Condat у Jefferson Smurfit. В то время Condat производило ежегодно 360 000 тонн мелованной бумаги.
Третий значительный шаг был предпринят в конце 1999 года, когда к группе компаний присоединился Torraspapel у Gruppo Torras, крупнейший производитель бумаги в Испании. Помимо того, что Torras производила около 400 000 тонн мелованной бумаги высокого качества, эта компания занималась и другой весьма доходной деятельностью: перерабатывала порядка 220 000 тонн целлюлозы для собственного пользования, выпускала около 200 000 тонн специальных видов бумаги и управляла дистрибьюторами бумажной продукции в Испании, Португалии и Франции.
Эти три компании были в некоторых отношениях очень схожи. Все они либо являлись изолированными подразделениями намного более крупных компаний, либо основные интересы их акционеров лежали в других, «небумажных» областях. Ни одна из них не была способна извлечь выгоду из того, чтобы самостоятельно образовать группу с другими участниками рынка, поделив клиентов и технологии производства. Все три располагались в Южной Европе, занимали сильные позиции на местном рынке и отличались гибким клиентоориентированным подходом. И, наконец, активы всех трех компаний обладали хорошим потенциалом для выгодного расширения. Их объединение создало солидную технологическую базу и способствовало развитию бизнес-стратегии Lecta.

Рональд Сингер: «Концентрация неминуема»

Главный принцип стратегии Lecta Сингер сформулировал таким образом: разумные инвестиции, направленные на наращивание потенциала всех имеющихся в их распоряжении машин, снижение затрат на единицу продукции и увеличение объемов выработки. Для достижения этих целей наиболее разумным решением было оптимизировать и модернизировать существующие машины, а не инвестировать средства в новые. Необходимо было также сфокусироваться на улучшении качества и сервиса для заказчиков, повышении гибкости системы в целом. В результате при довольно скромных инвестициях объемы производства увеличились на 620 000 тонн, при этом Lecta смогла снизить стоимость своей продукции на местных рынках (во Франции, Италии и Испании).

Производство чистоцеллюлозной мелованной бумаги группой компании Lecta (в тыс. тонн)

  На момент приобретения предприятия 2001 2002 2003 2004 Потенциал
Garda (Италия) 270 306 307 330 330 350
Condat (Франция) 360 425 468 490 545 610
Torras (Испания) 410 436 495 535 600 700
Lecta в целом 1 040 1 167 1 270 1 350 1 475 1 660
  ‹----------------------------------- + 620 тысяч тонн ---------------------------›

По мнению Роланда Сингера, бумажная индустрия должна поддерживать баланс предложения и спроса. Оптовики должны так же управлять краткосрочной емкостью рынка, как это делают промышленники. Для этого, во-первых, необходима разумная концентрация: не более 6-7 оптовиков на каждом локальном рынке. Во-вторых, у оптовиков должны быть рычаги воздействия, аналогичные временным остановкам машин, которые при необходимости используют промышленники. Бумажные оптовики контролируют доступ к огромному большинству полиграфических предприятий и вполне в состоянии возмещать затраты и стоимость своего сервиса.

Рональд Сингер предвидит дальнейшую концентрацию рынка: по его мнению, за определенный период времени она приведет к тому, что выживут 6 или 7 больших международных европейских групп бумажных оптовиков.

Роман Хохол: «У полиграфии есть будущее»

Несмотря на широкое распространение электронных средств массовой информации и коммуникаций, печатная продукция все еще доминирует в области рекламы и СМИ. Она остается надежным способом передачи информации и продолжает процветать независимо от растущей популярности Интернета и прочих электронных медиа-форм. Чем объяснить эту тенденцию?

Во-первых, полиграфия не стоит на месте - она активно развивается в технологическом отношении: печать становится лучше, быстрее, дешевле. Во-вторых, критическими факторами успеха в будущем является развитие брэндов и креативность в продвижении товаров и услуг. Проведенное в прошлом году исследование мнения европейских издателей и полиграфистов показало: 73% из них уверены, что экономический рост будет иметь самое большое влияние на развитие рекламы и СМИ.

Более тесная политическая и экономическая интеграция должна увеличить использование печатной продукции - равно как и растущий уровень жизни населения в Европе. Общество в Южной Европе, как ожидается, переймет модели медиа-потребления Северной Европы. Вступление ряда стран Центральной и Восточной Европы в Евросоюз тоже будет позитивным фактором в этом отношении.

Более 80% респондентов на сегодняшний день рассматривают Интернет как дополнительную технологию, которую сегодня можно с успехом использовать в полиграфии, а отнюдь не как угрозу существованию печатных СМИ.

Интернет - в большей степени инструмент для поиска и хранения информации, нежели средство передачи и распространения серьезного контента и рекламы. Лишь 17% опрошенных полагают, что значимость печатной продукции в ближайшие пять лет упадет - но в отношении десятилетней перспективы так считают уже 32%. Одновременно с этим, подавляющее большинство (более 90%) признают, что роль электронных медиа в этот период будет только возрастать.

Исследования грядущей значимости рекламно-печатной продукции и бумажных СМИ ... по сравнению с грядущей значимостью электронных медиатехнологий
  • Только 17% опрошенных убеждены, что эта значимость уменьшится в ближайшие пять лет
  • Однако их число возрастает почти в два раза, до 32%, при долгосрочном прогнозе на десять лет вперед
  • В то же время доля тех, кто считает, что значимость бумажных медиа в ближайшие десять лет возрастет, также равна 32%

В отношении офисной бумаги Роман Хохол ожидает исторически обусловленного замедления роста потребления. Использование крупными компаниями стандартной бумаги формата A4 фактически стабилизировалось, особенно в Северной Европе.

Более того, уже появились первые признаки того, что развитие интернет-технологий ведет к меньшему объему печати в больших офисах. Цифровое хранение данных распространяется в европейских офисах все более широко. Повседневные внутрикорпоративные документы в ближайшие годы уже не будут распечатываться в таких количествах, как прежде - о чем свидельствуют и данные опроса конечных потребителей. Есть также определенный сдвиг в сторону большего числа цветной продукции формата A4, размноженной на мощных ксероксах, а не на фотокопирах.

Несмотря на то, что в Европе на душу населения употребляется лишь половина объема бумаги стандартных форматов по сравнению с США... ...респонденты предполагают дальнейшее уменьшение использования бумаги на внутренние нужды 1
  • Половина опрошенных планирует уменьшить объемы использования бумаги в ближайшие десять лет
  • Для них среднегодовое понижение объемов использования бумаги составит 3,7%
  • Основная причина - возрастающий рост использования электронных медиа, например, e-mail
1Документы, формы, конверты, канцтовары и т.д.

Рекламные материалы, буклеты и листовки станут одним из главных двигателей полиграфии в Европе на ближайшие десять лет.

Соответственно, будет расти сегмент малоформатной бумаги, особенно специализированные виды и форматы бумаги. Высококачественная 6 и 8-цветная печать будет по-прежнему иметь спрос, при этом серьезную конкуренцию офсетной печати составят высококачественные цветные принтеры. Возрастет важность печати по требованию (print-on-demаnd).

Если говорить о печатных СМИ, то в Европе ожидается существенный рост числа специализированных, адресованных определенной аудитории журналов.

Стремительно набирают популярность адресные рассылки (direct mail). Развитие технологий адресной рассылки (сегментированные списки, управление базами данных) позволяет более четко определять аудиторию, увеличивает эффективность этого способа рекламы, и все большее число компаний использует его в своей работе (см. диаграмму).

Все эти факторы, как ожидается, приведут к росту потребления бумаги полиграфическими фирмами. Ежегодное потребление бумаги будет расти в ближайшее десятилетие на 2,9%.

Что все это означает для отрасли в целом?

Во-первых, необходимо учиться комфортно существовать в условиях зреющего рынка и принимать как должное медленные темпы его роста. Рынки конечного потребления созревают; нужно быть более предусмотрительными и осторожными с наращиванием мощностей. Снижение стоимости станет критическим пунктом для фирм, занимающихся полиграфией; стоит ожидать, что клиенты будут требовать лучшего качества за меньшую цену.

Во-вторых, названные тенденции приведут к необходимости сделать больший акцент на маркетинге и развитии продукции. Сорта и виды бумаги должны соответствовать долгосрочным стратегиям потребителей, а не краткосрочным запросам. Больше времени и усилий понадобятся для того, чтобы эффективно сегментировать конечные рынки, как следствие будет происходить дальнейшая дифференциация бумажных компаний. И, конечно, ни в коем случае нельзя недооценивать сложность задач, стоящих сегодня перед традиционной печатью и бумажным бизнесом.

«БИЗНЕС PAPER» №2 октябрь 2003

СОЮЗ БУМАЖНЫХ ОПТОВИКОВ (ранее Содружество бумажных оптовиков)

Союз бумажных оптовиков

Лесной форум Гринпис России

Каталог типографий. Офсетная и цифровая печать. Сувениры и упаковка

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Система Orphus
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: