24 сентября в офисе СБО прошла рабочая встреча руководителей бумажных, полиграфических и издательских ассоциаций. В ходе беседы было принято решение об организации и проведении осенью 2005 года Всероссийского Конгресса под условным названием «Бумага: товар, сырье, носитель информации». Основная цель этого мероприятия — показать роль и значение бумаги на всех этапах ее движения: от момента производства и дистрибьюции, до печати и конечного распространения полиграфической продукции. Ситуация, складывающаяся на российском бумажном рынке, давно требует всестороннего обсуждения всеми заинтересованными сторонами, ведь известно, что доля бумаги в себестоимости печатной продукции доходит до 70%…
Участники встречи одобрили проект Программы Конгресса, подготовленный совместно Содружеством бумажных оптовиков и Российской Ассоциацией производителей бумаги — РАО «Бумпром» и обсудили вопросы организации мероприятия.
Проект Программы Конгресса
СЕССИЯ 1. Бумага как товар
СЕССИЯ 2. Бумага как сырье
СЕССИЯ 3. Бумага как носитель информации
СЕССИЯ 4. Общие вопросы и решения Конгресса
Василий СЕНАТОРОВ, президент Содружества бумажных оптовиков
«Идея такого разговора назрела несколько месяцев назад, когда мы встретились с В.А. Чуйко. Оказалось, что между СБО, члены которого занимаются преимущественно импортными бумагами, и РАО «Бумпром», которая представляет интересы российской ЦБП, нет того антагонизма, который нам приписывает пресса. Тем более, что часть бумажных комбинатов уже куплена иностранными концернами, и им все равно, откуда продавать — из Сыктывкара или из Австрии. Вот тогда и родилась идея собраться для серьезного разговора между производителями, дистрибьюторами бумаги, полиграфистами и распространителями отпечатанной продукции, потому что бумага является самой крупной частью себестоимости печатно-бумажной продукции. И все факторы, влияющие на потребление бумаги в России, на ценообразование периодики и книг, в большой степени связаны именно с бумагой.
Мы долго думали над формулировкой тематики Конгресса. Мы хотим представить бумагу со всех сторон: как товар (для бумажников), как сырье (для полиграфистов) и как носитель информации (для издателей). Для распространителей же важны потребительские характеристики бумаг.
Безусловно, одна из важнейших тем Конгресса — объективная статистика, и каждый из сидящих здесь может «вести» свою ветку. Собрав все данные, мы можем вывести более достоверную картину.
И еще: все мы довольно часто бываем на разного рода Конгрессах. И ставить вопрос — проводить или не проводить Конгресс в зависимости от того, сможем или не сможем мы что-то предложить нашему правительству, неправильно. Впервые представители всех структур огромной отрасли смотрят друг другу в глаза. Конгресс должен оказать влияние на весь наш рынок…»
Владимир ЧУЙКО, первый вице-президент, председатель правления РАО «Бумпром»
«Я заметил, что все мы обмениваемся визитками. Мы все работаем над одним и тем же куском бумаги. Интересы, если масштабно посмотреть, у нас общие. Мы, производители, хотели бы иметь контакты с теми, кто потребляет нашу продукцию, не только по вопросам цены, но и технологические. Думаю, что это мероприятие своевременно и просто необходимо для нас. Почему так живут наши отрасли? Ведь так жить в лесной державе просто нельзя. Уж чего-чего, а бумаги у нас должно быть достаточно. И бумага должна быть качественной, высокосортной. Но, к сожалению, сегодня мы далеки от того, чтобы насытить рынок высококачественной продукцией. Единственный вид бумаги массового и рентабельного производства сейчас — это газетка, и мы обеспечим любую потребность внутреннего рынка. А остальное, на сегодня это 60% газетной бумаги, — идет на экспорт.
Есть серьезные вопросы и к статистике. Из года в год уровень потребления бумаги в России заявляется на уровне 25 кг на душу населения. Но эта цифра включает почему-то только бумагу, произведенную или запечатанную внутри страны, но не включает ввезенную вместе с импортными товарами упаковку, этикетку и пр. А ведь это огромная неучтенная часть! По расчетам бывшего Госплана, нормальный уровень потребления бумаги для России должен составлять не менее ~80 кг на душу населения. Страны восточной Европы потребляют сейчас порядка 100 кг, а западноевропейские страны — на уровне 150 кг. Реальный годовой уровень потребления бумаги в России, вероятнее всего, приближен к 100 кг на душу населения.
Давайте начнем диалог с проведения этого Конгресса. Я хотел бы обменяться с вами мнениями, услышать ваши предложения и замечания…»
Борис КУЗЬМИН, президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов
«Как поднять статистику на правдивый уровень? Вопрос. Видимо, надо создавать какой-то самостоятельный независимый аналитический центр.
Например, полиграфисты произвели оценку и выяснили, что книжной полиграфии нужен миллиард долларов инвестиций, а на ближайшие 2 года — 600 млн. Здесь учтены и государственные интересы: санирование полиграфии на нашем собственном рынке. Сейчас заказов на печать у нас «гуляет» больше, чем на 500 млн долларов. Это происходит из-за несовершенства полиграфической базы по целому ряду параметров. И основной путь решения проблемы — внедрение новых технологий, материалов и совершенствование управления производством.
Есть еще один важнейший момент. У нас утрачена нормативная база. Когда-то были ОСТы, ГОСТы, выработанные инструкции и положения, которые определяли: что можно делать, а что нельзя; что соответствует качеству, а что нет. Необходимо снова вернуть всеобщую стандартизацию уже для новейшей полиграфии. Дело в том, что утрачена сама система. Мы потеряли старых и не обучили новых людей. Ситуация сейчас такова, что большая часть участников рынка сориентирована на зарабатывание денег, и отношения построены на принципах и интересах заказчика. А если вышел брак и за этим скрывается бумага? Заказчик скажет мне, полиграфисту: «Я тебе деньги заплатил, я с тобой договорился». А я, полиграфист, не могу вот так голословно сказать, что бумага плохая. Стандарты качества и «система меры» качества — это самостоятельный и очень сложный вопрос.
Считаю, что результатом Конгресса должно стать реальное воздействие на прогресс российской полиграфии…»
Марина КАМЕНЕВА, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств
«Что касается статистики, у нас такая же ситуация с учетом реализации. Ее считают по количеству отпущенных издательством и оплаченных экземпляров. И не важно, продан этот тираж или лежит на полках. Сколько реально реализовано книжной продукции, не знает никто! В Госкомстате нам заявили, что книжная торговля занимает 0,8–1,5% от общего товарооборота в стране, и заниматься такой чепухой они не собираются. Либо — платите деньги, и мы вам посчитаем все что угодно. То есть Госкомстат готов считать реальные цифры за отдельную плату. Сумеем ли мы силами нашего сообщества организовать сбор и обработку статистики? Идею Конгресса мы поддерживаем и готовы ответить на вопросы о необходимых потребительских характеристиках книжных бумаг...»
Геннадий РУДАКОВ, исполнительный директор Российского книжного союза
«Рентабельность производства книжной продукции очень низкая. Фактически прибыль предприятий ограничена буквально до нижней степени потребительского спроса, и естественно, ее недостаточно, чтобы развивать производство. Стоимость бумаги и полиграфических услуг являются наибольшей частью наших затрат, влияющих на рентабельность. Сейчас гораздо более выгодно разместить полиграфический заказ за рубежом: получается дешевле как по стоимости бумаги, так и по выполнению работ. Конечно, это проблема. Хотелось бы, чтобы больше качественной продукции производилось у нас. Надо думать, искать подходы в решении проблем, вырабатывать какую-то общую позицию. Считаю, что участником такого диалога непременно должно быть и государство…»
Ирина МАТЕЙЧУК, исполнительный директор Ассоциации книгоиздателей России
«Я думаю, что очень правильно сформулирован доклад «Современные тенденции в использовании оформительских материалов — потребности российских издателей и баланс спроса и предложения на рынке». На сегодня наша задача — вернуть издателей на российский рынок.
Почему мы печатаем в Словении или еще где-то? Потому, что печать хорошая и бумага дешевле. Потому, что государство не создает необходимых условий для печати здесь! Мы работаем на многих выставках, общаемся с людьми, и практика показывает, что сегодня потребитель берет в руки хорошую, качественную книгу и покупает ее. Покупает именно то издание, которое являет собой высокое качество по всем параметрам: редактура, полиграфия и художественное оформление. Вот этому мы и должны соответствовать».
Юлия КАЗАКОВА, исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати
«Хочу поддержать Б.А. Кузьмина. По крайней мере, для нас, издателей периодики, очень важны вопросы качества и экспертизы. При этом путь к стандартам качества может оказаться и недалеким. У нас очень хорошие отношения с Международной ассоциацией издательских и медиатехнологий IFRA. Мы общаемся с ними и по вопросам экспертизы полиграфии, и по вопросам экспертизы бумаги. Существуют международные стандарты. И есть специалисты, которые адаптируют эти стандарты под рыночные условия определенной страны. Если необходимо, мы привлечем таких специалистов, с которыми можно провести ряд консультаций и, если необходимо, можно организовать и у нас в стране институт такой экспертизы. Как раз все вместе мы можем это сделать.
Далее. Мне кажется, площадка этого Конгресса будет хорошим поводом для создания межотраслевой комиссии, которая будет действовать постоянно. Ведь у нас есть множество вопросов и проблем, которые за один раз, на Конгрессе, мы не решим. Нужен какой-то постоянно действующий рабочий орган, комиссия из представителей тех Ассоциаций, которые здесь присутствуют. Она будет работать постоянно в рамках саморегулирования. Туда войдут представители всей цепочки. Это должна быть независимая комиссия, а независимость как раз и можно обеспечить только полным присутствием всех участников рынка.
Конгресс — это площадка для дискуссий, для проработки каких-то вопросов и подготовки решений. Но мы бы хотели обсудить и вопросы потребностей издателей печатной прессы в бумаге, нам также интересны и вопросы гармоничного развития бумажного рынка…»