Союз Бумажных Оптовиков

Ситуация в ведомственных типографиях разная. Некоторые из них органично существуют в условиях рынка. На наш взгляд, пример такой грамотной организации производства при сохранении формы государственного унитарного предприятия являет собой типография «Наука» Российской Академии Наук.

Татьяна Кушнаренко

БР: Расскажите, пожалуйста, об условиях хозяйствования в Вашей типографии.

Наша типография — государственное унитарное предприятие, которое подчиняется Российской Академии Наук. Сейчас ожидаются какие-то изменения структуры. Возможно, будет создан холдинг, в который будут включены издательство «Наука», типография «Наука» и «Академкнига». Вообще, фантазировать при ответе на этот вопрос можно как угодно, но сейчас мы ГУП — как были, так и есть.

БР: Под маркой типографии «Наука» выпускаются не только заказы Академии Наук. Как Вы планируете производство? Сколько процентов от общей загрузки приходится на заказы РАН и сколько — на коммерческую печать?

По названиям — 50% приходится на заказы РАН, 50% — на коммерческую печать. По тиражности РАН дает 40% заказов, остальное — коммерческие заказы. Хорошо то, что эти 40% есть стабильно, не нужно ломать голову над загрузкой. Мы знаем, что ежемесячно к нам приходят академические заказы, но несмотря на то, что мы подчиняемся АН, работа с ней строится на коммерческой основе, с ежемесячными соглашениями и ежемесячными актами сдачи работ.

БР: Как складываются отношения с остальными заказчиками? Какие производственные планы, перспективы?

Известно, что чаще всего издатель выбирает себе две–три типографии, на которые он ориентируется по своим заказам. И у нас практически все заказчики работают с нами от 5 до 10 лет. Они знают наше оборудование и понимают, какие заказы нужно отдавать нам. То есть производственная программа у нас хорошо просматривается на месяц вперед, но не больше. Сейчас я знаю, какие заказы будут в нашей типографии в течение ближайшего месяца. Вообще, это удивительно, но мы работаем без менеджера по загрузке. Хотя на данный момент есть определенные проблемы. Сейчас у нас два вида оборудования, которое полностью загрузить не удается. Не загружена термоусадка, так как наши заказчики предпочитают не упаковывать каждый экземпляр в пленку. И с февраля прошлого года у нас стоит цифровая машина Xerox DocuColor 12. Конечно, она работает, но, на мой взгляд, не в том режиме, в каком должна. Дело в том, что наша типография на рынке никогда не была типографией по выпуску рекламной продукции. В основном, нас знают как академическую, книжно-журнальную, черно-белую типографию. Обидно, что такой стереотип мешает полностью реализовывать потенциал предприятия.

Что касается оборудования — в обязательных планах Computer-to-Plate. В профучилищах монтажистов не готовят, а у нас до сих пор монтаж происходит по крестам. А у нас в месяц проходит пять тысяч форм! Еще из нового оборудования мы планируем поставить цветную машину. Какую именно, пока под вопросом, но какую-то обязательно.

Откровенно говоря, самое ужасное — то, что большая часть оборудования уже на износе. Перспективы — это замечательно, но пока они не реализуются, увеличивается себестоимость продукции за счет роста затрат на ремонтные работы. Правда, у нас прекрасно работает ремонтная служба, отчасти благодаря ей наша типография всегда выдерживает сроки выполнения заказов. Еще не было ни одного случая, чтобы мы подвели нашего клиента.

А вообще у нас большое желание — работать и дальше. У нас очень хороший коллектив. Приходят и новые сотрудники. Я вообще считаю, что для выпускников поработать у нас два–три года — значит получить колоссальный опыт, так как портфель заказов у нас очень и очень разнообразный. К сожалению, многие набираются опыта и через три–четыре года уходят на коммерческие предприятия.

Кстати, у нас действуют обширные программы по обучению. Практически вся наша молодежь учится на вечернем или заочном в Университете печати бесплатно за счет типографии. Я хотела бы подчеркнуть, что это очень важно, и в этом вопросе честь и хвала нашему руководству.

БР: Какие бумаги в основном используете? Не возникает проблем с поставками и качеством материалов?

В целом бумага занимает примерно 20% от месячной валовой себестоимости продукции. Мы расходуем ежемесячно порядка 100 тонн офсетной бумаги и около 15 тонн — мелованной. Если издание полностью печатается на мелованной бумаге, ее доля в себестоимости составляет около 40%.

Что касается планирования закупок, мы рассчитываем потребность в определенном материале и имеющееся на складе количество и, соответственно, делаем выводы о необходимости закупки. У нас есть два склада: один для готовой отпечатанной продукции и второй — для расходных материалов. Мы стараемся обеспечивать месячную потребность в бумаге и регулярно обновлять запасы, чтобы бумага не консервировалась.

Качество материалов нас в целом устраивает, но не устраивает темп роста цен, мы за ним не успеваем.

БР: Как Вы думаете, если типография «Наука» станет частным предприятием, лишится ли она академических заказов?

Я думаю, нет, так как для заказчика не имеет значения, государственное предприятие или частное. Самое главное — то, как выполняются его заказы, качество, цена и сроки. С другой стороны, существует стереотип, что ГУП — это нечто унылое и неподвижное, поэтому я с огромной радостью всегда принимаю новых заказчиков. Но процент новых клиентов очень невысок — один–два заказчика в месяц это очень хорошо. Сейчас на рынке за клиентов идет борьба. И у нас — то же самое. Мы работаем с заказчиками, прекрасно их знаем, и часто не требуем предоплаты, а иногда даже даем кредит на три месяца, то есть используем разные подходы, лишь бы только клиента удержать.

БР: Где Вы узнаете информацию о новинках рынка?

В основном, через Интернет и, конечно, прессу, мы выписываем много журналов. Кроме того, много интересного можно узнать на выставках, получить образцы и так далее.

БР: Что Вы думаете о государственной политике в отношении полиграфической отрасли?

Честно говоря, даже не хочется об этом говорить, потому что все всё знают и про пошлины, и про таможню, и столько всего об этом сказано, но ничего не меняется…

«БИЗНЕС PAPER» №2 ноябрь 2004

СОЮЗ БУМАЖНЫХ ОПТОВИКОВ (ранее Содружество бумажных оптовиков)

Союз бумажных оптовиков

Лесной форум Гринпис России

Каталог типографий. Офсетная и цифровая печать. Сувениры и упаковка

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Система Orphus
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: