Союз Бумажных Оптовиков

Уровень производства и потребления бумажной продукции в разных странах неодинаков и зависит от уровня экономического развития страны. Лидерами по потреблению бумаги являются американцы и бельгийцы — 347 и 321 кг на душу населения соответственно. Есть и такие страны, в которых этот показатель недотягивает и до 1 кг в год, — например, Афганистан, Камбоджа, Лаос, африканские страны... В России — всего около 19 кг. Примерно такое же количество бумаги потребляет, к примеру, среднестатистический житель такой страны, как Тунис. А в ЮАР бумаги расходуется в два раза больше, чем у нас...

Безусловно, данные цифры включают не только полиграфическую продукцию, но и санитарные, упаковочные и прочие сорта бумаги и картона. Тем не менее, столь низкий, по сравнению с развитыми странами, уровень потребления бумажной продукции свидетельствует как о низкой покупательной способности населения, так и о недостаточном уровне развития отраслей, производящих бумагу и картон и перерабатывающих их в конечный продукт.

Однако преодоление последствий кризиса 1998 г. и, соответственно, рост доходов населения, приводят к все возрастающему потреблению бумаги и картона, прежде всего высококачественной полиграфической продукции.

Учитывая, что в себестоимости высококачественной полиграфической продукции не менее 50% составляют затраты на бумагу или картон, становится очевидным влияние рынка мелованных бумаги и картона на развитие полиграфии.

Предпринятая ранее попытка создать посредством таможенных барьеров преимущественные условия для развития отечественного производства бумаги и картона, отвечающие современным требованиям полиграфической промышленности, не привела к существенным положительным результатам в этой отрасли. В настоящее время рынок мелованной бумаги и картона в значительной степени формируется за счет импортной продукции, так как организация производства аналогичной продукции требует огромных инвестиционных затрат (не менее 500 млн. долл. США) при ограниченности отечественного рынка сбыта (менее 150 тыс. тонн мелованной и легкомелованной бумаги) и высоких ставок вывозных таможенных пошлин, что не способствует привлечению инвестиций в такие проекты.

При этом ныне существующая система ввозных таможенных пошлин (превышение ставок таможенных пошлин на сырье по отношению к ставкам на готовую продукцию) создает преимущественные возможности зарубежным поставщикам высококачественной полиграфической продукции, что не способствует развитию отечественной полиграфической промышленности. Результатом такой таможенной политики является доминирование на российском рынке высококачественной полиграфической продукции иностранных поставщиков при неполной загрузке отечественных типографий, производящих продукцию аналогичного качества и отсутствие интереса крупного отечественного и зарубежного бизнеса в инвестирование отечественной целлюлозно-бумажной промышленности.

Во всем мире полиграфический бизнес — наиболее рентабельный и прибыльный, по годовому обороту эта отрасль занимает 4 место и приносит миллиарды в бюджеты развитых стран. В России же, каждый человек в год потребляет печатной продукции на сумму, более чем в два раза меньшую среднемирового показателя, и в десятки раз меньшую уровня потребления развитых стран — США, Германии и пр. Однако по мере возрастания покупательной способности населения показатели потребления печатной продукции будут расти, что и наблюдается в настоящее время.

Ряд отечественных полиграфических предприятий изготавливают продукцию, соответствующую мировым стандартам, и готовы при благоприятных условиях удовлетворять потребность не только внутреннего рынка, который они сейчас вынуждены делить с зарубежными полиграфистами, но и сами выходить на внешний рынок.

Общий объем рынка полиграфической продукции на 2000 г. оценивался в $1,8 млрд (по оценке «Гейдельберг СНГ»), из них около $0,9 млрд — продукция, получаемая на основе мелованных бумаг и картона.

При этом импортируемая продукция составляла от 27,3% (этикетки) до 68,8% (журналы и каталоги).

Доля импортируемой продукции в общем объеме потребляемой высококачественной полиграфической продукции в России в 2000 г. отображена в таблице.

В денежном выражении объем импортируемой полиграфической продукции высокого качества составляет более 50% от общего объема потребления, что свидетельствует о хорошем потенциале для развития отечественной полиграфической промышленности.

Отсутствие в доступных источниках информации по объемам потребления высококачественной полиграфической продукции в России в 2001 г. вынуждает использовать косвенные методы оценки рынка за 2001 г. Так, с учетом данных МПТР России о росте объемов импорта мелованных бумаги и картона с 173 тыс.тонн до 241 тыс. тонн (с 63,4 млн. долл. США до 100 млн. долл. США в стоимостном выражении), что составляет 39% (58% в стоимостном выражении), можно сделать вывод о соответствующем росте объемов рынка высококачественной полиграфической продукции, ~ 1,5 раза (~ 1,4 млрд. долл. США) при сохранении основных пропорций в структуре потребляемой продукции.

Доля импортируемой продукции в общем объеме потребляемой высококачественной полиграфической продукции в России в 2000 г., млн. долл.

 
Производство
Импорт
Всего
% импорта
Журналы и каталоги
103
227
330
68,8
Этикетки
101
38
139
27,3
Упаковка
184
176
360
48,9
Рекламная продукция
34
32
66
48,5
Итого
422
473
895
52,8

 

 

 

 

Источники: МПТР России, оценка Гейдельберг СНГ

Российский рынок высококачественной печатной продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники: МПТР России, оценка Гейдельберг СНГ

Основными направлениями использования мелованных бумаг и картона являются производства высококачественной полиграфической продукции и упаковки, в том числе этикеток для небумажных видов упаковки: стеклянной, металлической, пластиковой и прочей.

Мелованная бумага - это не просто носитель информации. Журналы, каталоги живописи или художественной фотографии, рекламная и сувенирная продукция, упаковка товаров - почти вся высококачественная полиграфия делается на мелованных бумаге и картоне. Поэтому уровень потребления такой бумаги в стране является прямым отражением уровня развития страны.

Так как отечественная целлюлозно-бумажная промышленность не в состоянии покрыть потребности российской полиграфической и тарной помышленности, основная часть потребности покрывается за счет импорта.

Как видно из приведенной таблицы, потребление мелованных бумаги и картона в России увеличивается почти на 50% ежегодно, и при этом основной прирост обеспечивается за счет импорта, так как отечественная целлюлозно-бумажная промышленность не способна увеличивать объемы производства такими темпами, и исторически отечественные целлюлозно-бумажные и картонажные комбинаты были ориентированы на другие виды продукции. Доля мелованных бумаг и картона в общем производстве бумаги и картона составляет соответственно 0,05% и 3%.

Высокие протекционистские ставки ввозных пошлин на товары данной группы (15%), введенные в 1993 г., не помогли отечественной целлюлозно-бумажной промышленности существенно нарастить производство указанных продуктов.

Учитывая, что в России практически не производятся мелованные бумаги, в подавляющем большинстве случаев поставщики предлагают мелованные бумаги западных производителей.

Потребление мелованных бумаги и картона в России, тыс. тонн

 
1999 год
2000 год
2001 год
Потребление, всего
164,9
239,3
н/д
Продукция отечественного производства
54,5
66,6
н/д
Импорт
113,1
173,4
241,3
Доля импорта, %
68,6
72,5
-

 

 

 

 

Источники: МПТР России, оценка Гейдельберг СНГ

Несмотря на недостаточные мощности по производству мелованной бумаги для печати в России, на основных заводах по выпуску мелованных бумаг планы по расширению производства отсутствуют. Вместе с тем, организация нового производства связана со значительными инвестиционными затратами (от 300 млн. долларов и выше), а производительность одной современной бумагоделательной машины составляет минимум 200 тыс. тонн в год (а для производства их желательно иметь две), что превышает потребности всего Российского рынка в мелованной бумаге в настоящее время (150-170 тыс. тонн в год).

Основные российские производители:

  • Бумага мелованная:
    Санкт-Петербургская бумажная фабрика объединения «ГОЗНАК», ОАО «Октябрь» (Москва), ОАО «Выборгская целлюлоза», Краснокамская фабрика «ГОЗНАК». Ежегодный объем производства 1,5 — 1,6 тыс. тонн. Большая часть производственных мощностей предприятий не используется, так как пуск в эксплуатацию требует значительных инвестиций.
  • Картон мелованный:
    • Картон из вторичного волокна (макулатурный картон):
      ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат» и ОАО «Ступэкс». Производимый на этих предприятиях картон используется преимущественно для упаковки продукции в пищевой и легкой промышленности.
    • Картон из первичного волокна:
      ОАО «Выборгская целлюлоза» и ОАО «Сясьский ЦБК» (производственные мощности законсервированы).

В качестве примера поддержки отечественных производителей можно привести таможенную политику Украины. Так, например, для импорта российского картона ввозные пошлины отсутствуют, для импорта картона из других стран ввозная пошлина составляет 10%. В то же время экспортные пошлины для готовой упаковки отсутствуют (в России 10%), а импортная пошлина составляет 25% (в России 10%, а в отношении Украины, при наличии сертификата СТ-1 — 0%).

В результате эффективной таможенной политики Украины в части поддержки отечественной полиграфической промышленности в развитие полиграфии были привлечены значительные инвестиции, и полиграфические мощности были обновлены и расширены. В настоящее время украинские полиграфисты открыто заявляют о намерениях захвата российского рынка, что при существующей таможенной политике России является вполне осуществимым.

Разница в таможенных пошлинах между бумагой и товарными позициями, включающими ярлыки и этикетки, составляет 10%. Следовательно, созданы условия более благоприятные для иностранных производителей ярлыков, этикеток и прочей печатной продукции.

В результате — до сих пор из России уходят ежегодно за границу заказы на полиграфические услуги на сотни миллионов долларов США. Так, по данным МПТР за пять лет (1995-2000 гг.) импорт только печатных изданий (то есть без учета упаковки, рекламы и этикетки) составил 1 974,24 млн. долл. США. Еще 238,86 млн долл. отрасль была вынуждена перечислить в бюджет в виде таможенных пошлин и НДС на ввезенные в РФ полиграфическое оборудование, а также мелованные сорта бумаги и картона, необходимые для печати многокрасочных изданий, которые в России не производятся. Это те деньги, которые при наличии разумной таможенной и налоговой политики в короткий срок могли бы обеспечить модернизацию отечественной полиграфии, вернуть в страну печать практически всех российских изданий и значительно увеличить поступления в бюджет от производства и реализации печатной продукции в Российской Федерации.

По материалам Коллегии МПТР России от 28 августа 2001 г.

журнал «Бизнес Paper», №4 (ноябрь-декабрь 2002)

СОЮЗ БУМАЖНЫХ ОПТОВИКОВ (ранее Содружество бумажных оптовиков)

Союз бумажных оптовиков

Лесной форум Гринпис России

Каталог типографий. Офсетная и цифровая печать. Сувениры и упаковка

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Система Orphus
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: