Союз Бумажных Оптовиков

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

На вопросы журнала «Бизнес Paper» отвечает генеральный директор компании «Map Paper» Сергей Хабаров

- Сергей, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на российском рынке бумаги?

- Рынок достаточно стабилен, есть постоянно растущая и поддающаяся анализу и прогнозу тенденция к увеличению спроса на бумагу. И это несмотря на то, что объемы печатного производства за прошлый год выросли незначительно. Есть ключевые игроки как со стороны поставщиков, так и со стороны покупателей. Сектор импорта растет за счет развития оперативной полиграфии и производства цветных журналов, которые становится все выгоднее печатать в России. Книги по-прежнему выгоднее печатать за рубежом, т.к. они не облагаются таможенной пошлиной, и срок их издания не ограничен жесткими временными рамками. Растет рынок дизайнерских бумаг, упаковочного картона.

- Какие виды сегодня выгоднее продавать в нашей стране?

- Как показывает практика, выгоднее и проще продавать бумагу для офиса. Совсем другого уровня обслуживания требует продажа бумага для полиграфии. Этот сегмент бумажного рынка требует постоянного запаса на складе широкого ассортимента бумаги различных форматов и плотностей. Кроме того, растущая конкуренция на рынке дизайнерских бумаг заставляет нас следить за тенденциями в моде на коллекции бумаг для дизайна. Наличие разветвленной системы складов и дилерской сети в различных регионах России является непременным условием оперативной доставки бумаги клиентам.

- Отечественные производители здорово отстают от западных коллег в производстве чистоцеллюлозной бумаги. Способен ли кто-то всерьез озаботиться проблемой мелованной бумаги и ролевого офсета?

- Мелованная бумага в нашей стране производилась в ограниченном количестве на заводах Ленгознака, Краснокамского Гознака, Сыктывкарского ЛПК, который производил легкомелованную бумагу. К сожалению, меловка, производимая в России, отставала и продолжает отставать по качеству от западноевропейских производителей. Российские производители бумаги не станут решать проблему меловки и ролевого офсета до тех пор, пока это производство не станет выгодным. Частично эту «брешь» могут закрыть импортеры…

- Но ведь Россия – богатейшая страна, где, кстати, произрастает четверть мировых запасов леса. Казалось бы, бумажному производству давно пора развиваться с семимильными шагами, но мы до сих пор импортируем огромное количество сортов бумаги и картона. В чем причина такого положения?

- Нельзя сказать, что наша бумагоделательная промышленность отстала, она просто в большей мере специализирована на производстве целлюлозы, газетной и других сортов печатной бумаги, которые экспортируются в том числе, и в страны западной Европы. АО «Илим Палп Энтерпрайз», АО «Волга», АО «Кондопога», Сыктывкарский ЛПК, АО «Соликамскбумпром» входят в первую половину «ТОР 100 Российского экспорта». А вот мощности по производству мелованной бумаги на этих предприятиях незначительны или отсутствуют совсем. Поэтому говорить необходимо не о реконструкции, а о строительстве новых производственных мощностей. Производство мелованной бумаги предполагает наличие бумагоделательных машин для производства бумаги-основы, мелованного оборудования, линий по резке и упаковке, то есть целого комплекса технологического оборудования. К сожалению, отечественные заводы по производству бумагоделательного оборудования, созданные в советские времена, в настоящее время не в состоянии изготовить оборудование соответствующего качества.
Бумажная отрасль ждет экономической поддержки со стороны правительства и частных финансовых групп. Правительство уже сделало первый шаг – разработало концепцию развития лесной отрасли, которая стимулирует приток внешних инвестиций. А пока мы готовы поставлять бумагу в том объеме, который необходим полиграфической промышленности нашей страны.

- Таможенные пошлины и налоги – один из главных тормозов развития любого бизнеса. Насколько, по Вашему мнению, сказывается их влияние на развитие полиграфического бизнеса в России?

- Да, есть определенные противоречия, поскольку, согласно Флорентийскому Соглашению, книги не облагаются таможенной пошлиной, как я уже говорил, становится выгоднее их печатать за рубежом, закупая бумагу там же. Данное обстоятельство отрицательно влияет на развитие полиграфии в России. Очевидна необходимость отменить таможенную пошлину на ввоз бумаг, аналоги которых в России не производятся, и взимать с поставщиков таких бумаг только НДС. Ведь потеря на пошлинах компенсируется сбором других налогов.

- А как Вы относитесь к проблеме «серого» дилерства?

- Конечно, негативно. Помимо того, что «серый» импорт наносит ущерб государству, он способствует развитию коррупции и недобросовестной конкуренции. Все поставщики должны работать в рамках единого правового пространства.

- Потребителями продукции компании «Map Paper» являются крупнейшие издательства – «Большая Российская Энциклопедия», «Росмэн», «Аванта+», издательско-полиграфические комплексы «Московская правда», «Молодая гвардия», региональные предприятия аналогичного профиля. В чем секрет успеха?

- ЗАО «Map Paper» входит в группу компаний «Map Merchant Group», которая в настоящее время является в Европе третьей группой компаний, занимающейся оптовой торговлей бумагой. Ее подразделения находятся в 23 странах Европы и насчитывают 2808 сотрудников и более 50000 постоянных клиентов. Слово «Map» (в переводе с английского «карта») было выбрано в качестве названия в силу того, что оно как нельзя более точно освещает сферу деятельности группы компаний, а именно «бумага» и «доставка». Логотип «Map» включает также слоган «Ваш путеводитель в мире бумаги». Слоган сочетает в себе две остальные идеи: «индивидуальность» и «знание», которые показывают, насколько для сотрудников «Map» важны индивидуальный подход к каждому клиенту, а также ассортимента своей продукции и навыки в сфере логистики. Наш секрет успеха заключается не только в том, что мы предлагаем широкий ассортимент высококачественных сортов бумаги и картона (свыше 2000 наименований) – мы также оказываем сервис высокого уровня. Квалифицированные специалисты помогут клиенту подобрать нужную бумажную продукцию. Экспедиторы обеспечат доставку бумаги со складов крупнейших городов России – Москвы и Санкт-Петербурга – в кратчайшие сроки по любому адресу.

- Вы влились в Содружество бумажных оптовиков. Каковы его перспективы и какие цели вы преследовали, вступая в эту корпоративную организацию?

- Цели, о которых Вы спрашиваете, сформулированы в Уставе Партнерства. Это – выработка согласованной позиции по основным факторам, влияющим на ситуацию на рынке бумаги, возможность высказывать свое мнение при подготовке законодательных актов и инструкций, регламентирующих оборот в области бумаготорговли. Привлекает возможность оперативного обмена информацией и опытом, получение содействия в повышении квалификации сотрудников. Эти цели полностью соответствуют тем ценностям, на которые опирается наша компания в своей работе. Кроме того, члены этого Партнерства являются для нас, с одной стороны, конкурентами, но с другой стороны, коллегами по бумажному бизнесу. В компаниях – членах СБО – работают высокопрофессиональные специалисты, общение с которыми приносит, я надеюсь, взаимную пользу и способствует формированию цивилизованного бумажного рынка.

«БИЗНЕС PAPER» №1 март-апрель 2003

 

Перейти на SBO-PAPER.RU 2019

  

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: