Союз Бумажных Оптовиков

Рынок полиграфических услуг в странах Таможенного союза
Доклад Бориса Кузьмина, президента Межрегиональной ассоциации полиграфистов России

СТЕНОГРАММА

Уважаемые дамы и господа. Четыре с половиной века (даже уже побольше) печатное дело служит обществу. На протяжении всего этого времени проблема – бумага и печать – остается весьма актуальной. И в технологическом плане, и в рыночных проблемах. Подтверждением того является сегодняшний Форум, на котором обсуждаются эти вопросы.

Я послушал предыдущие доклады и думаю, что меня зря сюда пригласили, потому что ничего хорошего я вам сказать не могу. Мне очень трудно было выйти на эту трибуну, потому что душевного подъема нет. Если вспомнить недавнее прошлое (ну, совсем недавнее, двадцать лет) и привести вам цифры, которые наши коллеги сейчас донесли до высшей власти (ибо проблемы, о которых я хочу говорить, они стоят сейчас очень остро), то мы с вами почувствуем… Вернее, хотел бы сказать – почувствуйте разницу! Всего лишь двадцать лет тому назад тираж газеты «Комсомольская правда» определялся цифрой 22 млн. экземпляров, сейчас он составляет немножко больше 700 тыс. Это всего 3%! Если я перечислю другие выдающиеся издания, то они еще меньше, за исключением «Аргументы и факты» - они еще на уровне 8% остались. А, скажем, самый популярный журнал когда-то, «Огонек», он сейчас и одного процента от того тиража, который был раньше, не составляет. Я уже не говорю о книжном производстве. Сейчас как вспомню, как все полиграфисты «стояли на ушах», когда по открытой подписке трехтомник Пушкина набрал 15 млн. 700 тыс. экземпляров. Вот это была работа! Это было существенно!

А сейчас у нас основная забота, как найти эффективную форму развития бизнеса на базе одного экземпляра. Как приучить общество получать всего лишь один экземпляр. И на этом построено все наше полиграфическое производство. Вопрос не простой. Но, тем не менее, сейчас мы находимся в той атмосфере, когда основные проблемы дальнейшего развития издательско-полиграфического комплекса в целом связаны с теми меняющимися (очень быстро изменяющимися!) процессами вообще в мультимедийной сфере. Создается такое впечатление (вот, которое мы ощущаем) - все проблемы (я буду говорить, в основном, об издательской полиграфии, потому что производство печатной продукции производственно-технического назначения, упаковка, этикетка, конверты – они вне конкуренции и вне каких-то опасностей). Потому что грядущее наводнение «ридерами» (Прим. СБО - англ. Reader) – оно не грозит. Селедку надо во что-то все равно заворачивать. И поэтому эти перспективы - они несколько другие, чем мы оцениваем сейчас, издательско-полиграфического комплекса и, в том числе, полиграфии, которая специализируется на обслуживании именно этого направления.

Создается такое впечатление, что все проблемы, они, действительно, очень существенные. Они, как бы, не в полиграфии находятся, они находятся в сфере взаимодействия издательства и системы распространения. А полиграфия, она, как бы, не участвует. Она при прочих равных условиях существует, как-то реагирует, но пока она не является каким-то объектом серьезных размышлений. Она сама определяет, как адаптироваться в той или другой среде.

Что сегодня представляет наша полиграфия? В целом, конечно, такого строгого учета нет (как и всего в нашей стране, к сожалению). Ничего мы учитывать не можем, все так приблизительно и ориентировочно. Но так, примерно, на основе мониторинга, нашей оценки, сейчас в российской полиграфии насчитывается чуть больше 7 тыс. полиграфических предприятий. И работает немного больше 200 тыс. человек в полиграфии. Поэтому, когда здесь говорили, что сравнивают целлюлозно-бумажную промышленность с полиграфией, наверное, это не совсем корректно. Надо сравнивать весь издательско-полиграфический комплекс, в котором, действительно, на порядок больше работает людей, чем в целлюлозной промышленности. А в полиграфии всего 200 тыс. человек. Чем характеризуется <комплекс?> современной полиграфии? Львиную долю, около 90%, составляют предприятия с численностью работающих меньше пятидесяти человек. А в структуре этого соотношения львиную долю составляют вообще предприятия, имеющие численность меньше двадцати человек. То есть, фактически малый бизнес в полиграфии составляет почти 90%. И количество занятых в этих сферах, оно примерно делится пополам. В крупной и средней полиграфии и в малой - примерно пополам. То есть мы в полиграфии, в малом бизнесе, насчитываем занятых 100 тыс. человек. Примерно также пополам делится и объем выпускаемой печатной продукции.

Если вернуться снова в историю (до девяностого года), то в Советском союзе 80% всей печатной продукции (издательской, я имею в виду) выпускало всего 100 предприятий, 80% - 100 предприятий!. Сейчас рынок полиграфии расширился, и о некоторых нюансах этого я скажу несколько попозже.

Что связано с объемом производства у нас? Этот график очень серьезный (Прим. СБО – слайд «Объем производства печатной продукции). Так же, как мы, например, видели производство бумаги, так же у нас эти графики характеризуют складывающееся производство печатной продукции. Это характерный такой обвал в 2009 году, некоторый небольшой подъем в 2010-м. И предварительные итоги, которые мы подводим сейчас, 2011 года, показывают, что по сравнению с 2010 годом в 2011 году существенных изменений не произошло. По выпуску книг и газет небольшое снижение. Что касается журнальной продукции и продукции производственно-технического назначения – очень незначительное увеличение. И вот эти все кривые дают нам основание сказать, что полиграфия, начиная с 2008 года вступает в фазу стагнации с перспективной понижающего тренда производства. Потому что никаких объективных предположений, что возможен в ближайшее время рост выпуска печатной продукции, пока не наблюдается. И этому есть, действительно, объективные причины.

Полиграфию характеризуют состояние и уровень использования производственных мощностей. На протяжении уже длительного времени уровень использования производственных мощностей в разных сферах (секторах книжной, журнальной, газетной продукции) несколько различный, но, тем не менее, он далек от оптимального. Если бы, я вспоминаю (ностальгия, былые времена), если бы такой уровень использования мощностей был в советское время, я бы здесь не стоял бы. Где-то был бы «в местах отдаленных». Потому что даже уровень 95% использования производственных мощностей считался недостаточным. Конечно, многое изменилось. Сама оценка расчета производственных мощностей, методика совсем другая. Но, тем не мене, производственный потенциал нашей полиграфии используется не в полной мере. То есть нарушено соответствие между спросом и предложением. Постоянный избыток мощностей!.

Вообще, надо сказать, что даже с <точки зрения?> классической теорией капитализма, который мы с вами строим, наша отрасль относится к высоко конкурентным отраслям, где количество предприятий превышает все необходимые экономические постулаты. И конкуренция между этими предприятиями, конечно, создает нездоровую атмосферу. Недаром такие отрасли относятся к больным. Это связано с повышением издержек производства и, естественно, со снижением главного стимула – это снижение прибыли.

Вот здесь сидит казах, которого вам уже представляли. Вот этот всплеск количества предприятий на нашем рынке - он относится примерно к середине 90-х годов, когда пошло резкое увеличение количества полиграфических предприятий. И это стимулировало. Особенно, когда на наш рынок пришла фирма Heidelberg со своей ценовой политикой. И, надо сказать, с огромной энергией она начала развивать этот полиграфический рынок. И последующая вся динамика развития была все время повышающей. Количество предприятий, модернизация, увеличение производственных мощностей, решение качественных задач – все это было хорошо. Но не было основного соответствия – сам объем рынка предложений, спрос, не увеличился. А даже, как мы видим, постоянно уменьшался. И это, конечно, приводит вот к тем явлениям, в которых сейчас наша отрасль находится. Несоответствие спроса и предложения и определяет дальнейшую перспективу развития нашей полиграфии.

Я почему об этом говорю? Потому что это является основными проблемами. Конечно, я могу вам сказать, что отечественная полиграфия за последний период добилась замечательных успехов. Созданы десятки новых предприятий. Основная масса полиграфии за эти годы провела, осуществила процесс модернизации. И так далее, и тому подобное. Все это так. Но я хотел бы остановиться на тех проблемах, которые сейчас существуют и определяют нашу перспективу. И, с нашей точки зрения, какие мы меры должны принять.

Уже в среде полиграфистов, особенно в той зоне малых предприятий, как говорится, пошла реакция. Оценивается период развития полиграфии до появления iPad и после появления iPad. И это откладывается на всю инвестиционную политику. Зачем мы произвели такие приложения, когда появился iPad?. И как оценивается сейчас полиграфический рынок после перспективы внедрения электронных средств распространения информации? Совершенно оценивается по-другому. Уже появилась тенденция (и мы видим на рынке) предложения о продаже бизнеса оборудования. Этот процесс пока сдерживается, но это тоже характеризует состояние полиграфической отрасли.

Но вернемся к бумаге (поскольку у нас с вами Форум), к теме нашего Форума. Здесь уже говорили, но я еще добавлю. При всех достижениях за все предыдущие годы мы решили главную задачу в полиграфии – сделать ее практически полностью импортозависимой. По оборудованию, по потребляемым материалам, даже по подготовке кадров. Наиболее квалифицированные кадры мы тоже готовим «за бугром». И поэтому конкурентоспособность нашей полиграфии (за что боролись все эти годы)… Потому что действительно, таможенные пошлины, как бы, искусственно снижали конкурентоспособность нашей полиграфии и существенно отражались на ее перспективе! Но следует сказать, что производство сейчас бумаги в родном отечестве тоже стоит под вопросом. Потому что перспектива развития полиграфии не стимулирует рынок производства бумаги. Нет у нас такого рынка!. И даже появление сейчас перспективы появления отечественной бумаги, оно будет связано с серьезными проблемами на нашем рынке. Это с одной стороны. А с другой стороны, сама целлюлозно-бумажная промышленность, она не стимулирует развитие нашего рынка (за счет цены, за счет качества поступающей бумаги). И мы находимся в этом замкнутом пространстве.

Я вспоминаю такой термин, что одна отрасль, не ведая того, может своими действиями разорить другую отрасль. Вот у нас это и происходит! Мероприятия, происходящие в издательской среде, в нашей инфраструктуре, оказывают влияние на полиграфию, положительные или отрицательные. И, наоборот, процессы, происходящие в полиграфии, воздействуют на процессы в целлюлозно-бумажной промышленности, в другой инфраструктуре, в издательском мире. Нет у нас единого комплекса и его общего регулирования!

Самый главный процесс, который сейчас мы наблюдаем, связан с влиянием распространения электронных средств, распространения информации, Интернета, индивидуальных средств. Именно сейчас эти проблемы обсуждаются, но не в полиграфии. Полиграфия, как бы, заново наблюдает этот процесс и реагирует только, какие изменения произошли на рынке. А в этой издательско-распространительской структуре происходят сложнейшие процессы! Мы же видим, как издательство переориентировано не только на развитие своего печатного продукта, а активно ищет другие пути распространения информации.

Конвергенция принята сейчас как основа и везде пропагандируется, как комплексное развитие любой издательской организации. Использование любых путей распространения информации. И, естественно, мы все время слышим прогнозы. Они, правда, такие радикальные. С одной стороны, четко говорят о конце «Эпохи Гутенберга», а с другой стороны (и мы, в том числе говорим), что печать будет вечной. Пока мы находимся в середине. Пока нас спасает то, что издательство развивает ВСЕ направления и использует их в рамках своего положения, поддерживает свое положение на рынке. Пока основные доходы получают от печати. Но идут активные поиски <…> в сфере сетей, в сфере использования индивидуальные средств. Они их найдут. Но мы наблюдаем постоянное снижение выпуска печатной продукции. Особенно это чувствуется в книжном производстве. Ежедневным газетам уже предписано, что они должны исчезнуть где-то в 2017 году. У нас в России пропагандируют, объявляют, что в 2035-м. И это, наверное, объективные процессы, потому что идут новые средства, способные отражать новизну изменений в обществе и донесение их до потребителя.

Поэтому, когда мы говорим о том, что если раньше мы поднимали в атаку всю полиграфию и наступали, то сейчас вся забота заключается в том, как найти форму круговой обороны от всех внутренних врагов и внешних агрессоров. Я имею в виду развитие электронных средств, и процессы, которые происходят у нас в самом издательско-полиграфическом комплексе.

Согласитесь, здесь и аргументировать не надо, что процесс развития электронных средств коммуникации – процесс объективный. Мы его остановить не можем. Мы можем только содействовать конкурентоспособности печатного продукта. И в новых условиях это возможно сделать только в самой близкой кооперации, в сотрудничестве с издательскими организациями. Потому что главным, все-таки, является контент, и он определяет спрос на рынке. Наша с вами задача этот контент преобразовать в таком виде, чтобы он имел рыночный спрос. И поэтому этот процесс будет долгий (соревнование с электронными средствами печатных). И, как мы видим, будут находиться пути конвергенции.

Но! Сейчас закончу, самое главное только скажу! Это все прелюдия! Этот процесс объективный, он не только в нашей отрасли, он в разных отраслях в том или ином виде. Эти процессы объективные, и они происходят. Даже в быту уже развитие фастфуда наложило отпечаток. Сейчас, в какой дом не придешь, запах домашних пирогов и борща с чесночными пампушками уже не учуешь. Все переходят: «У тебя еще есть? Тогда мы придем к тебе!» Значит, так и у нас. Это процесс объективный. Но он не смертельный. Откуда у нас угроза? Этот процесс уже объективный и очень яркий.

Я не оригинален, когда это скажу (об этом сказал еще Александр Сергеевич Пушкин), когда уста волхвов, которые пророчили князю Игорю, сказали, что смерть ты получишь от коня своего! И вот все проблемы, которые мы сегодня испытываем, и в перспективе будем испытывать, они лежат в плоскости распространения печатной продукции. Сейчас только ленивый не говорит о кризисе в этой сфере. Подписка рушится, розничные продажи на грани, круг вопросов очень сложный. Российская почта теряет вообще все возможности нормального распространения. Ликвидируются десятки тысяч почтовых отделений. Профессия почтальона (который выполняет главную задачу в распространении – решение вопроса доставки последней мили) исчезает. Следовательно, нарушаются единство и цели решения печатных СМИ, периодики. Такая же картина и в книгоиздании. Тысячи магазинов исчезают, поскольку они не рентабельны и не вписываются в рыночные условия, учитывая аренду земли, обороты, и так далее, и так далее.

Сейчас все внимание (и это признают сами распространители, решая комплекс разных вопросов: воюют с почтой, с беспределом чиновников за киоски…) - вот проблема! – двигаем киоски на двадцать метров или на десть метров. Им поставили задачу: киоски должны быть по архитектуре все одинаковые. Если ты владелец этого киоска <…>, должен заплатить за каждый киоск что-то около 700 тыс. рублей. Там оборотов таких нет! И вот в этом кругу все вертится. А вопрос-то – он принципиальный, и это мы чувствуем. Недаром сейчас полиграфические предприятия (есть тому примеры и присутствующие здесь в зале), понимают, что жизнь наша зависит от того качества контента, от нашего умения работать и от возможности донести нашу продукцию, не допустить кризиса распространения. И полиграфия начинает брать эти функции на себя.

Что такое система распространения? Это не только ведущие наши предприятия, которые выпускают огромный объем периодических изданий. Это и книжные типографии, которые сами создают сеть распространения. Это, наконец, и региональные сами издательства. И типографии доходят до того, что держат на порядок больше контингент, чтобы обеспечить это распространение. То есть вплоть до донесения этой продукции до потребителя. Сейчас заканчиваю. Я думаю, что прогресс и решение этих вопросов, конечно, спасение утопающих – это дело рук утопающих, и нам придется брать систему распространения в свои руки. Иначе, наша система будет неустойчива.

Что такое система распространения? Откуда она вообще произошла? Это производная от децентрализации печати. По мере возникновения пунктов печати в стране шло и развитие системы распространения. Следовательно, сейчас надо подумать о том набате новых технологических решений, организационных, развития рынка, подумать о том, что может быть, решение именно этих вопросов может быть именно решением дальнейшей децентрализации печати. Масса серьезных вопросов, которые сейчас встают для того, чтобы нам сохранить на долгие годы свою значимость.

И последнее, поскольку у меня регламент, я скажу несколько слов, как это решить. Исхожу из того, что я понимал на протяжении многих лет, что мы не баловни судьбы. И особенно государственной поддержки именно в полиграфии я практически никогда не ощущал. Мы чувствовали себя свободными рыночниками, все решали полиграфисты самостоятельно. Но, как я уже сказал, и это вы сейчас знаете, Европа - критика современной теории капитализма, где невидимая рука Адама Смита должна наводить порядок - оказалось, это не так. И конкуренция не всегда положительна, а когда-то она разорительна. Масса серьезных вопросов пересмотрена. И поэтому (и в Европе мы видим, и у нас) возникает вопрос, все-таки, значимости регулирующей роли государства.

Как я сказал, на протяжении многих лет мы, практически, такой заботы не ощущали. И внимания к полиграфии практически уже нет. Она существует сама по себе. На протяжении последних лет тому я свидетель, Коллегия Министерства связи и массовых коммуникаций проходит очень обширно и бурно, но ни одного упоминания (вообще, слова «полиграфия») там не слышно. То же самое происходит непосредственно и в Федеральном агентстве, где эти вопросы иногда упоминаются, но не так, как нам бы этого хотелось. Министерство докладывает и разрабатывает государственные программы по развитию цифрового телевещания, цифрового радиовещания. Программа по развитию цифровой печати, как основы дальнейшего развития печатного дела, вообще нигде не присутствует. А я думаю, что наше общество еще долго будет сохранять потребность в печатной продукции.

Поэтому, наша основная задача сейчас именно создать это. Вся беда в том, что в полиграфической среде у нас нет такой организации, такого единства, как, скажем, есть у издателей периодической печати, как есть у издателей в книгоиздании, которые могут объединить мнение. Конечно, разные обширные сферы на рынке, и интересы не всегда совпадают. Но, тем не менее, пути надо находить. В этой связи я хотел сказать, что все зависит от собственной инициативы. Вся беда в том, что буйных мало, вот и нет вожаков. В пример хотел привести в настоящее время издателей в лице президента издательского дома «Семь дней», который сумел сплотить определенный коллектив; на анализе состояния издательских групп в рамках СМИ, печатных СМИ и полиграфии разработать программу; вокруг нее сплотить достаточно квалифицированный коллектив; проанализировать и выдвинуть предложения. Такие предложения можно критиковать, они, может быть, еще такие позиционные, рамочные, такого еще нет комплекса. Но мы подходим уже к такому, когда надо внутри нас превенционные делать движения. Тем не менее, в рамках этой программы не только положена в основу (как хотелось бы) работа Министерства связи, но и непосредственно в руки вручена Президенту. Можно ожидать разного. Но, все-таки, я думаю, реакция на фоне такой эйфории нашего руководства о поддержке электронных средств (которую можно оценивать по-разному) должна дать плоды. От нас с вами зависит именно (самое главное!), что мы должны защищать свою профессию, защищать печатное дело и интересы нашего общества. Спасибо.

Международный форум «Издательско-полиграфическая отрасль Таможенного союза, рынок бумаг и картонов 2011: проблемы и перспективы»
Москва, 30 ноября 2011 года

СОЮЗ БУМАЖНЫХ ОПТОВИКОВ (ранее Содружество бумажных оптовиков)

Союз бумажных оптовиков

Лесной форум Гринпис России

Каталог типографий. Офсетная и цифровая печать. Сувениры и упаковка

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Система Orphus
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: